Как 89-летний основатель Reebok поддержал обувной AI-стартап

В своё время Reebok обогнал по продажам Nike и Adidas

Джо Фостер reebok
Джо Фостер
Скриншот видео

Джо Фостер запустил Reebok в 1958 году вместе со своим братом Джеффом. История этого бренда совсем не похожа на историю Nike, а вдохновением для братьев Фостеров, основателей Reebok, стали Adidas и Puma. Всего за шесть лет они взлетели по продажам как ракета — с $12,8 млн в 1983 году до $1,82 млрд в 1989 году. У Nike тогда эта цифра была на уровне $1,71 млрд. В тот год Джо Фостер ушел из Reebok.

Сейчас Джо Фостеру 89 лет и он верит в искусственный интеллект — он присоединился в качестве советника к Бену Вейсу, основателю стартап Syntilay. Если говорить коротко, то суть следующая — вы фотографируете на смартфоны свои ноги, а через три недели вам доставляют пару сандалий, сделанных специально под вас с помощью AI. Но обо всем по порядку.

Если Фил Найт пришел к Nike через свой спортивный бэкграунд — он был бегуном и выступал за команду своего университета, то Джо Фостер имел к обувному бизнесу самое прямое отношение. Его дед-сапожник основал в английском Болтоне обувную фирму J.W. Foster & Sons, которая делала спортивную обувь. Британские бегуны Гарольд Абрахамс и Эрик Лиддел взяли золото на Олимпиаде 1924 года в беговых кроссовках от J.W. Foster.

Джефф Фостер проходил службу в Германии, где увидел Adidas и Puma, созданные братьями Дасслерами. По возвращению в Англию Джефф поделился увиденным с Джо, и оба брата решили, что семейную компанию J.W. Foster надо менять. Но никто в семье их не слушал.

В интервью Retail Drive Джо Фостер вспоминает, что его отец и дядя, которые управляли семейным обувным бизнесом, даже не разговаривали друг с другом, поэтому их было сложно убедить в необходимости изменений. Тогда Джо и Джефф создали в 1958 году свою компанию, которая недолгое время называлась Mercury Sports Footwear, а потом уже стала Reebok. Название придумывали так — у Джо был словарь Уэбстера, который он получил в качестве награды за победу в соревнованиях по бегу еще в детстве (в кроссовках от J.W. Foster). Они рассматривали разные подходящие названия — пума, сокол, но затем Джо открыл словарь на любой букве R и нашел там REEBOK — маленькую южноафриканскую газель.

Братья Фостеры знали, что Adidas и Puma фокусируются на футбольном рынке, поэтому они решили сосредоточиться на обуви для легкой атлетики и выйти на американский рынок. Для последнего потребовалось много времени: через десять лет после основания компании в 1968 Джо впервые побывал в Чикаго, но все дистрибьюторы отказались, узнав, что фабрика в Англии. И только в 1979 году они нашли Пола Файрмена (он сыграет значительную роль в развитии Reebok, позже он продаст компанию Adidas), который стал надежным дистрибьютором на ключевом американском рынке. Пол был для Reebok как Фил Найт для Onitsuka Tiger.

Пол подошел к братьям Фостерам на спортивной выставке в Чикаго. Поначалу они отнеслись к нему с недоверием, но он в итоге купил у них право эксклюзивного дистрибьютора в США за $65 тысяч и 95% доли в американской дочке Reebok. Как и у Фостеров, у Пола не было поначалу больших амбиций насчет Reebok. В интервью LA Times он рассказывает, что искал небольшую и качественную обувную фирму, чтобы заработать на колледж для трех своих детей. Но надо сказать, что к 1979-му году у Reebok уже было имя среди спортивной аудитории — в 1970 году в их кроссовках Рон Хилл выиграл Бостонский марафон.

Файермен объяснил братьям, что надо открыть фабрику в США. Всего Reebok делала на тот момент 300-400 пар обуви в неделю, по сути эти кроссовки были ручной работой. С таким объемом сделать ощутимые продажи было сложно. Позже они нашли фабрику в Южной Корее, которая смогла дать соответствующий объем в приемлемом качестве. Пол хорошо чувствовал тренды — по большому счету на американском рынке Reebok «выстрелил» не с обувью для легкой атлетики, как планировали Фостеры, а с обувью для аэробики.

В начале 80-х годов в Штатах начался бум аэробики, и Пол в 1982 году заказал Reebok специальную стильную обувь для аэробики с прицелом на женщин — это была модель Freestyle. Дальше продажи Reebok росли сумасшедшими темпами: с $12,8 млн в 1982 году до $350 млн в 1985 году и до $1,82 млрд в 1989 году — более чем в сто раз за 7 лет! Именно в 1989 году Reebok обошел Nike по объемам продаж и стал спортивным обувным брендом номер один. В их кроссовках ходили Миг Джаггер и другие селебрити, а актриса и модель Сибилл Шепард пришла в Reebok на церемонию вручения Emmy.

После успеха в легкой атлетике и аэробике, Reebok начал выходить в другие виды спорта. Начали с баскетбола, где сделали культовую модель Pump — в их обуви играл Шакил О’Нил. Поначалу она не пошла, но затем это был успех, сравнимый с Freestyle. Примерно в это же время Джо Фостер решил отойти от дел, а Джефф умер от рака, немного не дожив до расцвета Reebok. Компанию возглавил Файрмен. Reebok росла так быстро, что не справилась с этим ростом. В то же время Nike мобилизовал все ресурсы и начал обходить Reebok. К началу 2000-х Reebok продавал на $3 млрд, а Nike — на $9 млрд. В 2004 году Reebok достиг пика своих продаж — $3,79 млрд, отставая примерно на $3 млрд от Adidas и на $9 млрд от Nike.

Хотя Reebok оставалась передовой компанией и делала инновационные продукты (например, они первыми сделали успешные коллаборации с музыкантами), она потеряла свою идентичность и последовательно отставала от конкурентов. Пол несколько лет вел переговоры с Adidas. Логика была простой — обеим компаниям надо объединяться, чтобы хоть как-то противостоять Nike. В 2005 году сделку анонсировали — Adidas купит Reebok за $3,8 млрд. Пол попал в список Forbes.


Задумка не оправдалась. Пол не стал для Adidas убийцей Nike, а сам Reebok не получил никакой синергии от поглощения — немцы увели от них контракт с NBA. Все закончилось тем, что летом 2021 года Adidas анонсировал продажу Reebok группе Authentic Brands Group (ABG), сумма — $2,5 млрд, что на треть меньше суммы покупки. Для ABG это не первый спортивный бренд в портфеле (теннисный бренд Prince, журнал Sports Illustrated), но самый известный. Говорят, сделку сильно лоббировал Шакил О’Нил, один из акционеров ABG. В Reebok считают, что теперь перед ними открыты тысячи дорог и можно конкурировать с Adidas. Посмотрим, что будет дальше — в Nike сейчас серьезные проблемы, и они поставили осенью прошлого года нового СЕО — Эллиота Хилла.

Тем временем Джо Фостер увидел в основателе Syntilay Бене Вейссе самого себя в молодые годы. В комментариях журналу Inc. он рассказал, что Syntilay может стать очень большим и поменять индустрию. Например, в текущем процессе у Nike или Adidas уходит 18 месяцев от идеи до выпуска партии обуви. Syntilay, продажи которого начались 22 января этого года, меняет этот подход.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте