Как владельцам офисной недвижимости приспособиться к изменившемуся рынку
![](/static/img/plug.webp)
Прошлый год был особенно напряженным для владельцев офисных помещений. Кто бы мог подумать до начала пандемии, что офисы будут пустовать по много месяцев? За это время люди успели привыкнуть к «удаленке»: согласно опросу McKinsey & Company, 72% работников нравится работать из дома. Эксперты и менеджеры задаются вопросом: ушли ли офисы в прошлое?
Однозначно ответить на этот вопрос непросто. С одной стороны, инвестиции в офисные помещения стали менее выгодны: за время пандемии соответствующие инвестиционные портфели «похудели» на 20%. С другой – работа из дома все же не для всех. По информации Harvard Business Review, 56% работников жалуются на увеличившуюся нагрузку на «удаленке».
![В Казахстане запустят новые жилищные программы](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-05-17/fe5b539c-5dae-4947-89a6-479a1f2db19e.webp)
В Казахстане запустят новые жилищные программы
В Казахстане поэтапно будут завершены некоторые жилищные госпрограммы, а в ... →
Большинство корпораций приходят к к тому, что физическое присутствие сотрудников в офисе все же необходимо. Ежедневно появляться на работе, скорее всего, больше не придется, но встречаться с коллегами нужно будет регулярно. Все дело в том, что живое общение – лучший катализатор идей. Microsoft проанализировала 122 млрд электронных писем и 2,3 млрд онлайн-встреч, чтобы прийти к выводу, что дистанционная работа неминуемо ведет к сокращению взаимодействия с теми коллегами, что работают в других подразделениях компании.
Судя по всему, будущее рабочего места будет гибридным. При этом эксперты McKinsey отмечают: как распределится время между «удаленкой» и работой в офисе, пока неясно. Очевидно одно: изменится сам характер офисной работы. Отныне менеджеры все больше внимания будут уделять созданию условий для продуктивного общения в коллективе. Владельцы офисов активно изучают, как часто и в каких условиях люди лучше всего взаимодействуют – все это необходимо знать, чтобы переформатировать существующие помещения.
В McKinsey уверены: действующих офисных площадей для гибридной работы слишком много. Нужны не дополнительные квадратные метры, а продуманные архитектурные и дизайнерские решения. Владельцам офисной недвижимости придется адаптироваться к новой реальности и предложить рынку помещения, отвечающие характеру современной корпоративной культуры.
Не просто коробка
Для многих компаний стремительные перемены на рабочем месте – как снег на голову. Если в крупных корпорациях, как правило, есть менеджеры, понимающие суть происходящего, то в компаниях поменьше управленцы зачастую абсолютно растеряны. Владельцы помещений могут обернуть подобные ситуации в свою пользу. Вместо того чтобы выставлять арендаторам жесткие условия, лучше помочь им понять свои нужды. Ведущие агентства недвижимости, например, изучают, как офисные работники используют то или иное пространство, и предлагают топ-менеджерам воспользоваться этой информацией.
Самые искушенные в цифровых технологиях владельцы офисов строят целые модели использования помещений на основе больших данных. Это необходимо для того, чтобы предлагать арендаторам индивидуальные решения, а не четыре стены в черновой отделке. Именно такие игроки навсегда меняют рынок арендной недвижимости. В скором будущем арендаторы будут платить не за пространство, а за комплексный подход к использованию этого пространства.
Долой однотипность
Корпоративным боссам пора признать: дом для их сотрудников оказался куда более приятным местом, чем постылый офис. Вставать ни свет ни заря, одеваться, прихорашиваться, ехать через весь город, искать парковочное место, чтобы весь день просидеть в огромном безликом пространстве у всех на виду, – сомнительное удовольствие. Топ-менеджерам нужно сесть за стол переговоров с владельцами недвижимости, чтобы убедить последних: офисы не должны быть типовыми. Каждая компания – отдельный случай, который требует уникального планирования. Работникам должно быть комфортно – как с точки зрения дизайна пространства, так и в плане наличия всей необходимой инфраструктуры. Людям в офисах необходимо дать возможность поесть, передохнуть, заняться спортом, пообщаться – иначе у них не будет стимула покидать свои уютные дома.
Выстроить подобную инфраструктуру и сделать продуманный дизайн помогут цифровые технологии, способные проанализировать использование помещений, привычки работников, их потребности и желания. Благодаря искусственному интеллекту можно выстроить целую экосистему, в которой каждому будет спокойно и приятно. В новой офисной реальности вряд ли найдется место рядам рабочих столов, на которых пылятся мониторы. Подобные места с их фабричным духом уступят место комфортабельным и дружелюбным помещениям, скроенным по индивидуальным заказам.
Собирая данные
Компании по-разному приспосабливаются к изменившимся обстоятельствам. Пока рано говорить о готовых решениях для рабочего места – каждый бизнес сам решает, сколько и откуда лучше работать сотрудникам. Владельцам недвижимости жизненно важно держать руку на пульсе арендаторов. Необходимо понимать, утверждают в McKinsey, что существующие офисные площади не будут востребованы так, как раньше. Изменились задачи, стоящие перед людьми, работающими в офисе, и рантье должны предложить им что-то новое. В противном случае владельцы недвижимости рискуют остаться у разбитого корыта – квадратные метры без изюминки больше никому не нужны.
Сейчас – отличное время, чтобы подумать над новыми решениями в области аренды недвижимости. Пока многие помещения простаивают, владельцы могут поэкспериментировать с их переоборудованием. Скорее всего, им в этом понадобится помощь цифровых технологий, которые позволяют изучить все что угодно: от пешеходного трафика в здании до частоты заваривания чая на корпоративной кухне. Все эти данные – ключ к успеху на постковидном рынке арендной недвижимости.