Логистика будущего: РК и КНР укрепляют цепочки поставок и инфраструктуру

Об этом говорили на полях Казахстанско-Китайского делового совета

Казахстанско-Китайский деловой совет
Фото: пресс-служба КТЖ

На полях Казахстанско-Китайского делового совета прошла вторая панельная сессия по вопросам повышения эффективности активации логистических цепочек между двумя странами.

Сессия объединила представителей крупнейших транспортных, логистических и промышленных компаний Казахстана и Китая. Внимание было уделено развитию транспортных маршрутов, цифровой трансформации логистики и расширению производственных цепочек с учетом меняющейся архитектуры мировой торговли.

Акцент — на синергию инфраструктуры и транзита

В рамках обсуждений особое внимание уделено вопросам углубления логистического взаимодействия в контексте инициативы «Один пояс — один путь». Были рассмотрены предложения по модернизации инфраструктуры, созданию сквозных мультимодальных маршрутов, а также внедрению цифровых решений для прозрачного и бесперебойного перемещения грузов.

Казахстанско-Китайский деловой совет, логистика
Фото: пресс-служба КТЖ

Во время выступлений спикеры отметили устойчивый рост контейнерного транзита. За последние 10 лет объемы контейнерного транзита через Казахстан увеличились в пять раз. Это результат системной работы по развитию транспортных коридоров, а также тесного сотрудничества с китайскими партнерами. Казахстан намерен и дальше укреплять свой статус надежного транзитного моста между Востоком и Западом.

При этом именно контейнерный транзит сегодня становится главным драйвером развития и символом интеграции Казахстана в глобальные цепочки поставок. И это стало возможным благодаря совместной работе и увеличению пропускной способности на ключевых стыках.

Во время панельной сессии отмечено, что железнодорожные перевозки между Казахстаном и Китаем демонстрируют устойчивый рост. В 2024 году их объем составил 32 млн тонн — это исторический максимум.

В 2025 году планируется перевезти 35 млн тонн, за январь–июль уже перевезено свыше 20 млн тонн, что на 10% больше, чем годом ранее.

Новые горизонты — через партнерство

Участники сессии также подчеркнули, что дальнейшее развитие транспортно-логистического взаимодействия будет способствовать диверсификации маршрутов, росту экспорта и привлечению инвестиций в сопутствующие отрасли. Были затронуты также темы расширения складской и терминальной инфраструктуры, синхронизации нормативных процедур, цифровизации сквозных логистических операций и устойчивых решений в сфере «зеленых» перевозок.

Рост транзита требует стратегических инвестиций

Отдельно на мероприятии отмечено, что АО «НК «Қазақстан темір жолы» продолжает системную и масштабную реализацию инфраструктурных проектов, направленных на дальнейшее превращение Казахстана в ключевой транзитно-логистический узел Евразии.

В последние годы транзитные перевозки через Казахстан демонстрируют устойчивый рост. Они достигли рекордных уровней — 27,5 млн тонн в 2024 году. Такой динамике сопутствует необходимость масштабных вложений в модернизацию и развитие инфраструктуры.

Спикеры подчеркнули, что инфраструктура — это один из ключевых активов компании. Ведется работа по проекту «Бахты — Аягоз», в 2025 году компания приступила к реализации новой железнодорожной линии Мойынты — Кызылжар, расширению Алтынколь — Жетыген, модернизации порядка 3 тыс. километров уже действующих путей.

Еще один из ключевых проектов — это строительство вторых путей на участке Достык — Мойынты. Проект увеличит пропускную способность в пять раз и откроет дополнительные возможности на китайском направлении для казахстанских экспортеров.

Также особое внимание уделяется развитию терминальной логистики. Для предоставления клиентам услуг полного цикла по принципу «от двери до двери», КТЖ активно расширяет сеть мультимодальных хабов и логистических центров.

Казахстанско-Китайский деловой совет, логистика
Фото: пресс-служба КТЖ

Совместно с китайскими партнерами уже реализовано пять стратегических объектов: терминал в морском порту Ляньюньган; сухой порт в Хоргосе — крупнейший в Центральной Азии; терминал в Сиане; логистический терминал «Жетісу» в Алматы; контейнерный хаб в порту Актау.

Кроме того, дан старт строительству новых терминалов на станции Селятино (Московская область, РФ) и в Свислочи (Беларусь), что расширит географию влияния КТЖ за пределами Казахстана и укрепит связи с ключевыми торговыми партнерами.

КТЖ — локомотив развития экономики Казахстана

В 2025 году начато строительство новых линий Кызылжар — Мойынты и Бахты — Аягоз. Последний проект предполагает создание третьего железнодорожного пограничного перехода с Китаем, открытие которого запланировано на 2027 год. Это решение позволит существенно разгрузить существующие направления и диверсифицировать транспортные потоки, усиливая логистическую роль Казахстана.

Параллельно ведется глубокая модернизация железнодорожной сети на участках общей протяженностью порядка 3 тыс. км. На всех ключевых маршрутах внедряются современные цифровые и автоматизированные системы управления движением, что значительно повысит безопасность, точность и пропускную способность.

Одновременно КТЖ делает акцент на цифровую трансформацию перевозочного процесса. Внедрение технологий автоматизированного управления, цифровой документооборот и интеллектуальный мониторинг грузопотоков позволяют повысить производительность и снизить операционные издержки.

Терминальная инфраструктура — залог комплексного сервиса

Все эти проекты реализуются в рамках единой стратегии развития национального перевозчика и при поддержке государства. Сегодня КТЖ не просто обслуживает транспортные потоки, а формирует устойчивую логистическую экосистему, способную обеспечивать рост экономики, привлекать инвестиции и усиливать геоэкономическую роль Казахстана в рамках инициативы «Один пояс — один путь» и других международных платформ.

Таким образом, Казахстан соединяет ключевые международные коридоры Восток–Запад и Север–Юг, обеспечивая доступ к крупнейшим мировым рынкам, и реализация всех этих проектов обеспечит увеличение пропускной способности сети до 100 млн тонн в год.

В целом панельная сессия показала высокий уровень доверия и готовности Казахстана и Китая к углубленной интеграции в сфере логистики, что создает основу для формирования новой экономики цепочек поставок в Евразии.

Отметим, Казахстанско-Китайский деловой совет был создан в апреле 2013 года по инициативе АО «Самрук-Қазына» и Комитета по содействию международной торговле Китая. За более чем 11 лет совет зарекомендовал себя как ключевая диалоговая площадка для укрепления торгово-экономических и инвестиционных связей между Казахстаном и Китаем. Сопредседателями выступают председатель правления АО «Самрук-Қазына» с казахстанской стороны и председатель совета директоров корпорации CITIC Group — с китайской. По итогам восьмого заседания совета подписано около 70 соглашений на сумму свыше $15 млрд, открывающих новые возможности для стратегических проектов и укрепления партнерства.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте