Куда стоит поехать на отдых этим летом

Эксперт — о том, что выбирают казахстанцы, зачем нужен турагент в эпоху ИИ и при чём тут Оман 

Анна Загоруйко с микрофоном и пультом в руках, апрель 2025, туристическая выставка
Анна Загоруйко
Фото: © Аружан

Что нового предлагают туристические операторы казахстанцам в сезоне-2025? Зачем нужно обращаться в агентство, если есть Chat GPT? И сможет ли Казахстан стать подобием Турции для туристов? На эти и другие вопросы ответила Анна Загоруйко, основатель и руководитель Kompas Touroperator — крупной компании, работающей в 10 странах и отмечающей в 2025 году своё 20-летие.

Беседа с Анной прошла после ежегодной традиционной конференции Kompas ITM — 2025, где участники из более чем 20 стран обсуждали последние тенденции в сфере туризма, а также состояние рынка в Казахстане и в мире. Выводы экспертов тоже нашли отражение в ответах спикера.

Анна, оцените, как в нынешнем году будут «работать» для казахстанских туристов привычные Египет, Турция, Таиланд? Куда стоит покупать путевку?

— Увеличиваются объёмы продаж по направлениям Юго-Восточной Азии, особенно выделяется Вьетнам, количество рейсов туда за год выросло в три раза, к авиакомпаниям SCAT и VietJet присоединилась Air Astana. Связано это с тем, что Вьетнам, помимо туристических ресурсов — климат, море, хорошая отельная инфраструктура — предлагает путешественникам приятное соотношение цены и качества. И отели недорогие, и рестораны, и развлечения, и шопинг. Казахстанские туристы со средним уровнем дохода чувствуют себя там комфортно.

Плюсом Вьетнама является разнообразие дестинаций в разное время года. Курорты Фукуока и Нячанга отличаются как сезоном отдыха, так и атмосферой. Фукуок — идеальное направление для зимнего отпуска: здесь мягкий климат, спокойные пляжи и расслабленная атмосфера. Нячанг, напротив, лучше посещать летом — это более оживлённая локация с активной ночной жизнью и развитой инфраструктурой. И новая дестинация, которая претендует на то, чтобы стать бестселлером нынешнего сезона, — Дананг. Кроме демократичной цены, хорошего сочетания городской и пляжной инфраструктуры Дананг и соседний городок Хой Ан с 2000-летней историей предлагают ещё и очень интересную экскурсионную программу.

Вы говорите о доступном отдыхе, а есть ли в Дананге инфраструктура для состоятельных путешественников?

— Безусловно. В Дананге находится отель Intercontinental, — по моему мнению, самый роскошный отель Юго-Восточной Азии. Находится он в заливе, изолированном гористым побережьем, номера и виллы расположены на склоне, на разной высоте над уровнем моря. На территории отеля действует свой фуникулер, абсолютно все номера имеют вид на океан. Разумеется, там широко представлены международные отельные сети, такие как Marriott, Radisson, Wyndham, Crown Plaza, а также не такие известные, но тем не менее очень комфортные Koi, Fusion, Renaissance.

Или, к примеру, Furama. Представьте себе, это место было военной базой в 1970-х, а сейчас здесь роскошный отель, утопающий в зелени, c собственными пляжами и возможностью выбрать просторный номер или виллу для большой семьи. Во всех этих отелях предлагаются разные типы питания от bed and and breakfast до full board (трехразовое питание) или all inclusive, во многих также можно бесплатно взять напрокат велосипеды или каноэ, а у тех, что расположены в Хой Ане у реки Хан, например, в отеле Renaissance или Koi Hoi An — можно даже взять удочки и порыбачить.

Давайте вернёмся к знакомым берегам! Например, в Турцию.

— Хотя анталийский берег остается популярным у казахстанского туриста, мы видим спад бронирования. Считаю, что это обусловлено как большим ассортиментом направлений, так и высокими ценами на туры в Турцию. Из-за девальвации отели вынуждены повышать стоимость. Однако, если сравнивать, объёмы перевозок с прошлого года не изменились, а вот объём бронирования сократился.

Тем не менее и в Турцию запускается в этом году новое направление — прямой рейс FlyArystan из Алматы и Астаны в аэропорт Аланьи Газипаша. Аланья — регион, который сейчас активно застраивается семейными, относительно недорогими отелями, и туроператоры делают акцент на эту дестинацию, стремясь удешевить отдых в Турции.

Египет не так давно получил «статус» летнего направления, хотя раньше туда летали только весной и осенью. Сейчас отели здесь тоже предлагают all inclusive, как в Турции, но за гораздо меньшие деньги. Соответственно, спрос вырос на 20-30%. Но не надо думать, что Египет станет совсем дешёвым. Из-за потока российских и европейских туристов отдых дорожает и там.

Анна Загоруйко с микрофоном, апрель 2025
Анна Загоруйко
Фото: © Аружан

Удастся ли сэкономить, если не покупать тур у агентства, а забронировать билеты и отель самостоятельно? Да и в целом: почему человек должен прийти в турагенство, а не дать задание Chat GPT

— Мы с командой думаем об этом. Не зря темой конференции Kompas ITM — 2025 было «Путешествие как искусство». Мы верим, что любое путешествие может стать произведением искусства, индивидуально созданным под каждого туриста. И здесь прогресс в технологиях на нашей стороне, он нам в помощь, а не против нас.

Да, рынок трансформируется, но это не означает, что туроператоры исчезнут. Это как с фотографией — когда она появилась, все предрекали, что живопись канет в небытие, а когда появилось кино — что исчезнет театр, но ни того, ни другого не произошло.

Туроператоры формируют спрос. Возьмем, к примеру Дананг. Это была наша гипотеза, что люди туда поедут. И если бы мы не построили маршрут, не забронировали отели, не открыли офисы с русскоговорящими гидами, не разработали экскурсии, интересные именно казахстанцам, — о Дананге ещё не скоро бы заговорили.

Да, менеджеры, привлекавшие клиентов только за счёт скидок, проиграют искусственному интеллекту, который за несколько секунд найдет самый выгодный маршрут. Но для тех, у кого есть экспертность, компетенции, знание психологии клиента, — искусственный интеллект только в помощь.

Каков портрет нынешнего клиента, который покупает туры через агентство?

— Это семьи, возраст взрослых — 35+, которые едут на отдых с детьми. Им нужна полностью организованная поездка: all inclusive, трансфер и т. д. Тогда как молодежь, поколение Z, уже не используют классический туроперейтинг, не ездят в стандартные туры. Они сами всё планируют.

Но это не значит, что у рынка нет перспектив. В Казахстане сейчас путешествующих за рубеж порядка 10% населения. Поэтому работы предстоит ещё много.

И каковы главные точки роста?

— В первую очередь — авторские туры. Сейчас их продает каждое второе-третье турагентство. Тревел-блогеры, инфлюенсеры открывают турагентства, предлагая не только путешествие, но и нетворкинг. Если автор тура вам интересен, это еще и возможность в путешествии лично с ним пообщаться, посмотреть на мир его глазами.

А как вы можете это использовать как туроператор?

— Мы можем создавать авторские туры, делая интересные маршруты, индивидуальные туры, сотрудничая с блогерами. Блогеры могут продавать, но не все умеют организовывать. Многие идут в турбизнес за романтикой путешествий, но на самом деле это сложный, маломаржинальный и высокорискованный бизнес. Работа в разных странах: разное законодательство, разное налогообложение, разные курсы валют и т. д.

Анна Загоруйко на туристическом форуме, апрель 2025
Анна Загоруйко
Фото: © Аружан

Мы ведём речь о выездном туризме. А что вы скажете о внутреннем казахстанском?

— По моему мнению, инфраструктура и ресурсы Казахстана не предназначены для массового отдыха. Казахстан никогда не станет Турцией. У нас свой путь. Возьмем для примера Алаколь. Пляжный сезон там очень короткий, всего полтора-два месяца, и строить там капитальные строения нецелесообразно. Алаколь нужно развивать как здравницу для пациентов с кожными заболеваниями, как оздоровительный сезонный курорт. Возможно, стоит сделать упор на орнитологический туризм, так как там расположен Алакольский заповедник, созданный как раз для охраны птиц. Кстати, мы с партнёрами много лет проводим там экофестиваль «Крылья Алаколя». Но всё это не про массовость. Подобная ситуация и с Актау. Ну не сделаем мы из Каспия Средиземное море!

Туризм — он разный, и стратегия должна исходить не из желаний, а из ресурсов. Скажем, есть Дубай, который развивает массовый туризм, а рядом с Дубаем есть Оман, который строит дорогие отели и ждёт только тех, кто хочет увидеть его аутентичность, его историю. Им «массовка» не нужна. И, по моему убеждению, нам тоже. Я бы не целилась на то, что Казахстан должен принять миллион туристов, лучше принять 100 тысяч туристов, но заработать на этом 10 миллионов долларов.

Куда же тогда ездить самим казахстанцам?

— Во внутреннем туризме нужно сосредоточиться на детско-юношеском, санаторном направлении, развивать познание своей страны. Большинство населения не было ни в Мангистау, ни на родине тюльпанов в Аксу-Джабаглы, ни в заповедниках и нацпарках Восточно-Казахстанской области. Здесь не будет быстрой окупаемости, соответственно не обойтись без государственной поддержки, но воспитывать у людей интерес — нужно.

Есть два пути. Есть путь, когда ты создаёшь спрос. А есть путь, когда ты следуешь за спросом. Я считаю, что Казахстан должен создавать спрос, этот путь сложнее, он требует больше ресурсов, но в то же время даёт больше возможностей. Сейчас спрос у людей на all inclusive. А нужно формировать спрос на заповедники, на реликтовые растения, редких животных и ответственный отдых…

Вот и миссия нашей компании — это расширять функционал путешествий и увеличивать мотивацию людей путешествовать. Мы начинали тогда, когда путешествие было роскошью, а сейчас хотим сделать его потребностью. Я считаю, что современный человек не может сказать, что он живёт полноценно, если он не путешествует. Развитие общества и путешествия связаны между собой. Чем больше человек путешествует, тем шире у него кругозор, тем более он либерален, тем меньше в его голове границ, устаревших «устоев» и стереотипов.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте