Каннский фестиваль: тарифы Трампа, фильм о фильме Годара и платье Холли Берри

На кинорынке в Каннах представлен и небольшой стенд киностудии «Казахфильм»

адр из фильма «Новая волна» Ричарда Линклейтера
Кадр из фильма «Новая волна» Ричарда Линклейтера

Май на Лазурном берегу — это сезон дождей и вспышек фотокамер: международный Каннский кинофестиваль вновь в эпицентре мирового кино. В городе с населением чуть более 75 тысяч человек ежегодно собираются более 200 тысяч гостей — от голливудских звезд до кинопродюсеров, дистрибьюторов и журналистов. Каннский фестиваль — это не только витрина нового кино, но и масштабный рынок в буквальном смысле слова. По оценкам Forbes, событие приносит городу около €200 миллионов, то есть почти четверть всей годовой выручки от туризма.

Пока звезды поднимаются по красной дорожке Palais des Festivals, за кулисами кипит интенсивная работа — сделки, переговоры, премьерные показы, маркетинговые кампании. Marché du Film, один из крупнейших кинорынков мира, остается ключевой платформой, где решается судьба фильмов, еще даже не снятых. В 2024 году в работе кинорынка участвовали 15 тыс. профессионалов из более чем 140 стран, прошли 1200 рыночных показов. Фильмы представили 300 компаний в 60 павильонах.

Однако значение Каннского фестиваля выходит за рамки экономических показателей. Это площадка, где формируются тренды, высказываются политические и культурные позиции и задаются повестки для индустрии.

В 2025 году фестиваль открылся на фоне ужесточенных правил: от гостей требовался более сдержанный внешний вид, запретили наряды с длинными шлейфами и любую форму обнажённости. Американская актриса Холли Берри, входящая в состав жюри, призналась, что ей пришлось в последний момент сменить платье. «У меня было потрясающее платье от Гаурава Гупты, но его шлейф не соответствует новым правилам. Я не собираюсь нарушать их — хотя немного жаль», — сказала она журналистам на пресс-конференции.

Фестиваль также совпал с громким политическим заявлением: президент США Дональд Трамп сообщил о намерении ввести 100-процентные тарифы на фильмы, снятые за пределами США. Индустрия восприняла это как потенциальный удар по одному из последних по-настоящему глобализированных рынков. Для европейцев этот шаг выглядит попыткой подорвать меры по поддержке национального кинопроизводства — от налогов на билеты до квот на фильмы на национальных языках.

Кадр из фильма «Эддингтон» Ари Астера, шериф и мэр
Кадр из фильма «Эддингтон» Ари Астера

На фоне общей напряжённости мировая киноэлита использует Канны как сцену для громких манифестов. Так, премьера конкурсного фильма «Эддингтон» Ари Астера вызвала не только обсуждения не только в сфере кинокритики, но и в политике. Фильм, снятый во время пандемии COVID-19, представляет собой антивоенную притчу о разделённой Америке — с мощными ролями Хоакина Феникса и Педро Паскаля. На пресс-конференции Паскаль открыто заявил: «Страх — это их оружие. Продолжайте рассказывать свои истории. Продолжайте бороться за то, чтобы быть собой».

Астер, в свою очередь, признался, что написал сценарий в состоянии «страха и тревоги» — это его попытка отразить, «что чувствует человек, живущий в стране, где даже реальность — предмет спора». В фильме противопоставляются мэр и шериф небольшого городка в Нью-Мексико — их конфликт перерастает в аллегорию национального раскола.

Немного в стороне от политики, но всё же с явной отсылкой к ней прошла премьера ленты «Новая волна» Ричарда Линклейтера. Стилистически выверенная черно-белая реконструкция съёмок культовой картины «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара была представлена в основном конкурсе и тепло принята зрителями. Это первый фильм режиссера, снятый полностью на французском языке. Когда Линклейтера спросили о планируемых тарифах Трампа на фильмы, он отреагировал сдержанно: «Это всё неосуществимо. Этот человек меняет мнение по 50 раз в день. Киноиндустрия — наш экспорт, зачем стрелять себе в ногу?»

Однако, по словам Линклейтера, индустрия всегда находилась под давлением: «У кино всегда есть враги, но оно продолжает адаптироваться. Мы любим истории — и будем продолжать их рассказывать».

Стенд киностудии «Казахфильм» на Каннском кинорынке
Стенд киностудии «Казахфильм» на Каннском кинорынке
Фото: © Татьяна Розенштайн

Среди десятков национальных павильонов на кинорынке в Каннах представлен и небольшой стенд казахстанской киностудии «Казахфильм» имени Шакена Айманова. В этом году Казахстан не привёз громких премьер на Каннский кинофестиваль, однако зарубежные продюсеры все чаще упоминают страну как привлекательную площадку для международных съемок. С уникальными пейзажами — открытыми степями, горными хребтами — и традициями конного мастерства Казахстан особенно востребован для исторических драм и экшн-проектов. Компания Nomad Stunts, основанная Жайдарбеком Кунгужиновым в 2000 году, уже давно поставляет каскадеров для голливудских блокбастеров, от «Мулан» до «Наполеона».

Стенд Казахстана на Marche du Film знакомит с местными организациями и ключевыми кинособытиями. Так, осенью в Алматы планируется проведение 18-го Евразийского международного кинофестиваля, который нацелен на расширение аудитории и международного участия.

По данным национальной киностудии, в 2024 году в стране было произведено рекордное количество полнометражных фильмов — 90. Изменение географии кинопроизводства откроет для Казахстана новые возможности.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте