Как в кризис выгодно вложить деньги в недвижимость в Астане
Из экономики Казахстана пока не выветривается шторм мирового экономического кризиса. Зарплаты казахстанцев еще не растут, многие производители испытывают проблемы со сбытом продукции, госорганы урезают бюджеты из-за сокращения налоговых поступлений. Впрочем, ситуация не настолько трагична, как предрекали в прошлом году многие эксперты. Бизнес, хоть и ужимается, но функционирует. Люди продолжают ходить в рестораны и магазины, покупать машины и недвижимость. Словом, жизнь продолжается. Да и опыт предыдущих кризисов показывает: рано или поздно непростые времена пройдут, и вновь наступят тучные годы.
Конец монополии торговых центров?
Последние события в экономике с резким падением цены на нефть, западными са... →
На протяжении всех лет независимости Казахстана вложения в недвижимость во всевозможных ее формах остаются одной из наиболее притягательных форм инвестирования, сохранения и приумножения капитала. Страна быстро растет, бизнес набирает обороты. Старые, построенные еще в советский период здания и сооружения ветшают, а новые возводятся не такими быстрыми темпами, какими растет экономика. Уникальные проекты на рынке – вообще штучный товар, пользующийся повышенным спросом. Конечно, в кризисные времена спрос на этом рынке несколько спадает, но больше оттого, что потенциальные покупатели или арендаторы занимают выжидательную позицию. Но длится период затишья, как правило, недолго, и вскоре на рынке вновь начинается рост.
Особенно сказанное выше хорошо относится к Астане. Столичный строительный бум не прекращается, а с момента подготовки к EXPO-2017 только набирает обороты. Кроме того, в городе на подъеме образовательный кластер: здесь как грибы после дождя появляются новые школы, обучающие центры, студии. Особенность Астаны в том, что здесь нет значимых исторических или природных «якорей». Столица, по сути - исключительно «конгрессный» город, мегаполис чиновников и бизнеса. И Астана просто «обречена» быть центром притяжения деловых людей со всей страны и из-за рубежа.
Это давно смекнули отельеры, заполонив гостиницами весь город. По словам экспертов, высокая конкуренция в этой сфере привела к тому, что общий уровень заполняемости гостиничного номерного фонда по Астане составляет около 31-33% (правда, общереспубликанский уровень еще ниже - 22-24%). Когда заполняемость некоторых столичных гостиниц достигает 40% и выше, астанинские отельеры считают это успехом.
На карте Астаны появилось новое модное место
Об уникальном для Астаны проекте – галерее Festival Avenue, которая призван... →
Помимо сдачи номеров гостиницы зарабатывают на побочных услугах: интернете, телевидении, продаже еды и напитков, и, конечно, на услугах для бизнесменов. В первую очередь, на аренде конференц-залов и переговорных комнат. В структуре дополнительных доходов отеля поступления от сдачи конференц-залов традиционно самые высокие. Если отель заполняется на 40%, то конференц-залы - стабильно не меньше, чем на 90%. Брони на некоторые из них расписаны на несколько месяцев вперед. Доходит до того, что некоторые гостиницы отказываются от части номеров, переоборудуя их в дополнительные конференц-залы и переговорные комнаты. И подобная ситуация характерна для большинства столичных гостиниц - конференц-залы всегда забиты до отказа.
Стоимость аренды зала на рынке начинается от 60 тыс. тенге в день (на 10 человек), и может достигать 120 тыс. (на 50 персон) и даже 1 млн тенге (на 500 человек).
Предстоящая EXPO-2017 в Астане только подогреет этот рынок. Выставка будет длиться три месяца, свое участие в ней уже подтвердили 77 стран, и в городе в это время будут востребованы любые бизнес-площадки. А после EXPO спрос на места для делового общения, проведения симпозиумов, семинаров, конференций и прочих ивентов будет только расти.
Еще одна немаловажная деталь - неприхотливость бизнеса по сдаче в аренду конференц-залов. Здесь не нужен многочисленный персонал - арендаторы фактически сами готовятся к ивенту. Стандартный набор мебели покрывает любые потребности. Внутренняя отделка и интерьер для деловых людей должны быть строгими и простыми. Вода, кофе, чай и мини-закуски (если нужны заказчику) не приносят много хлопот. А уборка зала в промежутках между ивентами не отнимает много сил и средств.
Как сэкономить на открытии торговой точки в Астане
Новое предложение на рынке столицы уже оценил мировой лидер в формате фаст-... →
Словом, сегодня бизнес по сдаче в аренду конференц-залов по праву может считаться одним из лучших антикризисных решений. Вот его основные преимущества:
- на конференц-залы стабильно высокий спрос, даже в экономически непростые времена;
- этот бизнес не подвержен общим кризисным явлениям в экономике, особенно в столице;
- он требует малых затрат на содержание;
- здесь нет высоких рисков выхода имущества из строя или порчи (все-таки, его используют серьезные люди);
- владельцу зала не нужно постоянно находиться в своем помещении.
Отличную возможность вложиться в прибыльный бизнес конференц-залов предоставляет недавно открывшаяся галерея Festival Avenue. Это современный комплекс общей площадью более 17 тыс. кв.м. Его расположение очень выгодное - в престижном районе, на левобережье столицы. Рядом находится много знаковых для Астаны мест, где очень активная бизнес-среда: «Хан Шатыр», Выставка, головной офис нацкомпании «КазМунайГаз», клуб Fitness Palace, отель Marriott, театр оперы и балета «Астана Опера», престижные бизнес-центры и популярные рестораны.
Руководство комплекса делает уникальное предложение для партнеров – дает возможность приобрести площадь под конференц-зал в собственность.
Будущие владельцы помещений получают целый ряд преимуществ и услуг. Во-первых, их недвижимость имеет удачное местоположение. Во-вторых, на продажу предлагаются залы разной площади, и цены на них пока достаточно привлекательны. В-третьих, здесь имеется своя система освещения, зона для кофе-брейка и обеда; помещения оборудованы техническими системами (аудио-, видео-, телефонными усилителями звука, разными видами микрофонов, и т.д.); есть возможность аудио- и видеодокументирования официальных встреч и переговоров. В-четвертых, в залах имеется синхронный перевод и система интерактивного голосования. В-пятых, покупателям доступны дополнительные сервисы консьержей, охраны, сопровождения, guest relation, офис-менеджеров, персональных секретарей-референтов, официантов, барменов и др.
Где одеваются богатые жители Астаны
Ситуацию на рынке торговой недвижимости Астаны анализировал для Forbes.kz п... →
Помимо бизнес-сектора в другой части Festival Avenue располагаются бутики, рестораны, кафе и прочие объекты, интересные потенциальным инвесторам. И в этой части руководство галереи также может предложит партнерам приобрести площади в собственность. Иными словами, инвестор может выкупить определенное помещение и самостоятельно сдавать его в аренду, получая доход в качестве рантье. Администрация Festival Avenue предлагает покупателям помещения по весьма привлекательной на рынке цене. А ежемесячный доход от аренды здесь может достигать $20-25 с каждого квадратного метра. Ну и, конечно, это предложение может быть интересно арендаторам. Ведь одно дело брать внаем «чужие» площади и платить за них значительную часть выручки, и совсем другое дело оперировать собственным помещением. Расходы по покупке могут здесь могут окупиться уже за 3-3,5 года, а можно будет работать на себя.
Тем более это интересное предложение, потому что Festival Avenue — торговый и бизнес-центр уникального для Казахстана формата. Галерея спроектирована так, что каждый бутик имеет отдельный выход на улицу и витражный фасад. Это очень удачный концепт, который идеально соответствует требованиям владельцев бутиков, небольших ресторанов, кофеен и салонов. Они имеют отличную видимость с городских магистралей и удобные подъездные пути. Таких предложений на рынке, пожалуй, больше нет.