«Три дороги»: как гостиничный рынок Казахстана переживает наплыв мигрантов из России
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/053c7088-d4a4-4baf-aa77-6f6d2b680cb2.webp)
Ажиотаж на рынке арендного жилья в Казахстане, случившийся в конце сентября 2022 года, многие связывают с массовым приездом россиян в страну. Так называемая вторая, или осенняя, волна миграции из РФ подтолкнула некоторых арендодателей менять цены и выселять арендаторов в надежде сдать жилье втридорога. Наплыв ощутил и гостиничный рынок: для многих потенциальных гостей поиск свободного номера в те дни оказался чем-то вроде квеста, а стоимость проживания взлетела до небес. Что происходит на рынке, продолжат ли цены расти и когда стабилизируется ситуация с заполняемостью отелей – об этом Forbes.kz поговорил с экспертами и профучастниками рынка.
Ситуация – нетипичная
«Гостиницы Астаны сейчас заполнены почти на 100%. День назад искала номер, нашла с трудом. В Алматы – то же самое. Коллеги из Петропавловска и Уральска, где в целом мало мест размещения, говорят, у них все занято до конца октября», – с президентом Евразийской ассоциации туризма Рысты Карабаевой мы беседуем 30 сентября.
![Рысты Карабаева Рысты Карабаева](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/2cdd1c3c-7c25-41b6-adc0-fbe8a27893a7.webp)
Средняя заполняемость отелей по Казахстану, поясняет глава ассоциации, до пандемии не превышала 30%, в международных сетях она всегда выше – 60-90%. «В этом году заполняемость выросла, на сколько – станет понятно по итогам года. Конечно, и в Алматы, и в Астане бывают периоды, когда проходят большие мероприятия и мест не остается. Обычное дело. Но так, чтобы невозможно было принять туристические группы из-за того, что все занято, причем во всех сегментах – и в хостелах, и в пятизвездочных отелях, – это впервые. И это, конечно, связано с военными действиями [России в Украине], с мобилизацией [объявленной в России]», – говорит собеседница. При этом, добавляет она, россияне - типичные для Казахстана гости, 3,5-4 млн человек из соседней страны пересекают границу в обоих направлениях ежегодно.
Поиски с переменным успехом
Суббота, 1 октября. Поздний вечер. Представляем, что в понедельник нужно ехать в срочную командировку и потому так же срочно нужно найти номер в гостинице. По запросу: «Дата заезда – 3 октября, дата отъезда – 4 октября, один взрослый» Booking.com выдает примерно 25 вариантов для Алматы (количество постоянно колеблется – по всей видимости, по мере бронирования или отмены брони). В половине случаев поисковая машина указывает: по этой цене на сайте остался всего один вариант; в некоторых отелях – по два-три свободных номера, в некоторых – по пять-семь. Цены – от 45 тыс. до 250 тыс. тенге, причем в наличии в основном номера делюкс и люкс. Пробуем найти отель в Астане. Тот же сайт в воскресенье, 2 октября, предлагает около 20 вариантов на ночь с 4 по 5 октября. По наличию свободных мест картина примерно такая же: в большинстве случаев только один-два свободных номера по указанной цене. Цены – от 35 тыс. до 200 тыс. тенге.
Меняем параметры поиска: сдвигаем ночь в отеле на неделю – на 10-11 октября. В этом случае сайт выдает для Алматы почти 70 гостиниц. Во многих из них в наличии все так же по одному номеру на момент поиска, но категорий номеров больше – уже можно найти стандарт, одно- или двухместный. Цены – в целом от 20 тыс. до 57 тыс. тенге. Поиск для Астаны на 11-12 октября предложил 40 вариантов отелей в столице. Примерно в половине случаев номер стоил от 20 тыс. до 50 тыс. тенге, в четверти случаев – от 50 тыс. до 90 тыс. тенге.
Окно бронирования сузилось
В отделе маркетинга одного из алматинских отелей повышение цен и высокую заполняемость напрямую связывают с «дополнительным количеством гостей, которые приехали в страну» с февраля этого года.
![Вячеслав Масалитин Вячеслав Масалитин](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/6e2d2e9c-85b0-40c7-9543-98c910d47ad2.webp)
«Не все из них могут снять квартиру, поэтому смотрят на самую удобную опцию – отель. Причем если раньше приезжающие, как правило, бронировали номер за 10-14 дней, кто-то – за три-четыре месяца, то сейчас окно бронирования сузилось до пяти-семи дней. Из-за этого цены повышаются. Если посмотреть на сайтах бронирования, то можно увидеть, что на следующие три-четыре недели есть номера, но когда подходит время бронирования, то мест уже не остается – это как раз из-за того, что окно бронирования сейчас очень маленькое», – пояснили в отеле.
С тем, что такая ситуация – когда на ближайшие день-два-три номера в основном уже заняты – не типична для казахстанского рынка, причем уже долгие годы, соглашается профессор практики Школы гостеприимства и туризма AlmaU Вячеслав Масалитин. «Сейчас мы наблюдаем «комбинацию факторов»: традиционный высокий сезон – сентябрь и октябрь – совпал с потоком мигрантов в Казахстан, – поясняет он. – Именно этим объясняется то, что в последние дни сентября было практически невозможно забронировать гостиничный номер в Алматы на крупнейшей онлайн-площадке бронирования, на которой представлено более 1200 объектов размещения. Все номера были распроданы».
Увеличение спроса, по словам Вячеслава Масалитина, ощутили все категории гостиниц. «Причем в отелях экономкласса многие комнаты забронированы на долгий срок – от трех месяцев, – говорит собеседник. – Эти отели выступают конкурентами жилой арендной недвижимости, стоимость которой также значительно возросла. Однокомнатные квартиры в центре Алматы сдаются по 500-600 тыс. тенге в месяц, что соответствует стоимости в 20 тыс. тенге за сутки проживания. Это стоимость гостиничного номера экономкласса».
Гостиница «Три дороги»
«Цены на проживание подняли все, – продолжает Рысты Карабаева. – В пятизвездочных отелях в лучшие времена номер стоил $150 (во время пандемии – $100), сейчас – $300. Международные сети повысили цены. Местные, не столь востребованные отели из-за нехватки мест – тоже. Например, номер в одной из столичных гостиниц, красная цена которому 15 тыс. тенге, стоил [в конце сентября] 80 тыс. В другом отеле номер предлагают за 100 тыс., хотя обычно он не дороже 26-28 тыс. тенге».
![Выручка алматинских отелей превысила допандемийный уровень](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/233af010-4574-4a14-8882-4177acdd8072.webp)
Выручка алматинских отелей превысила допандемийный уровень
Положение дел в гостиничной индустрии часто выступает лакмусовой бумажкой д... →
Безусловно, отмечает Вячеслав Масалитин, поток мигрантов «напрямую повлиял на цены в гостиницах». Причем, по словам эксперта, из-за «лавинообразного увеличения» спроса на услуги временного проживания цены в сентябре выросли минимум на 100% буквально за несколько дней. «Стоимость увеличилась в гостиницах всех категорий. При этом некоторые гостиницы экономкласса в пиковые дни спроса – 28-30 сентября – выставляли цены на порядок выше гостиниц класса «5 звезд», которые были недоступны для бронирования. Налицо желание воспользоваться ситуацией и установить необоснованно высокие цены на проживание», – считает эксперт.
Однако ситуация с ценами нестабильна и меняется очень быстро. «Если пару дней назад цены на проживание были высокими, мест не хватало, то сейчас – цены завышены, но не до такой степени, и места появляются», – замечает Рысты Карабаева. В отделе маркетинга одной из алматинских гостиниц говорят о том же: «Вчера еще цены были более высокими, сегодня – резко упали». Стоимость меняется буквально каждый день. «Колебания в ценах – в пределах 15-20 тыс. тенге. Такого быть не должно», – отмечает собеседник из отеля.
Выше спрос – выше цены
Не во всех отелях и управляющих компаниях, к которым Forbes.kz обратился за комментарием, большую загруженность и высокие цены связывают напрямую с волной миграции. В отделе продаж гостиницы «Алматы», например, сообщили: «Никаких изменений по ценам из-за ситуации с Россией у нас не было. Заполняемость сейчас высокая, но это тоже не из-за россиян. Сентябрь – сезон выставок; гостиница практически весь месяц была полная, поскольку приезжали разные группы из разных регионов. Компании бронируют номера. На октябрь на 50-60% заполнено. Когда остается мало свободных номеров, есть смысл поднимать на них цены».
![Мадина Уразмбетова Мадина Уразмбетова](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/a5897e2c-d5f1-46bd-babe-0623e3d65772.webp)
О динамическом ценообразовании говорит и PR-менеджер Aqniet Group Мадина Уразмбетова: «В сетевых отелях тариф устанавливается путем прогнозирования спроса и коррелирует с повышением спроса. Во время проведения в городе концертов, форумов и выставок спрос увеличивается, а значит, цена повышается». По ее словам, в Novotel Living and Ibis Almaty Jetisu, которым владеет компания, «внепланового повышения базовых тарифов, связанного с увеличением притока граждан РФ, не было». Вместе с тем собеседница отмечает, что в сентябре россияне заняли второе место по числу среди гостей отеля (после событий, случившихся в Казахстане в январе 2022 года, их практически не было). «На первом месте по-прежнему казахстанцы», – сообщила Мадина Уразмбетова.
Директор по развитию сети апарт-отелей YE’S Astana Антон Агапов заметил, что увеличение спроса наблюдается с конца сентября. «Арендная ставка у нас выросла в среднем на 40%. При этом загрузка номерного фонда с 29 сентября составляет 100%. Ожидаем сохранения этой тенденции до конца года», – поделился спикер.
Прогноз: нестабильность
Что будет дальше? Отвечая на этот вопрос, некоторые из наших собеседников говорят о нестабильности, непредсказуемости и невозможности заглянуть в «далекое будущее». «Прогноз, как раньше – на этот и следующий год, сейчас сделать очень сложно: в одну неделю могут быть одни цены, в другую – другие», – отмечает эксперт из отдела маркетинга алматинского отеля.
![Антон Агапов Антон Агапов](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-10/d1872c62-352e-4f77-ac86-af8a78b3cdb4.webp)
«В высокий сезон стоимость проживания обычно повышается, потом снижается. Вряд ли отели все время будут держать цены высокими. Но сейчас ситуация нетипичная, поэтому спрогнозировать стоимость проживания до конца года сложно», – говорит Рысты Карабаева. В то же время она отмечает, что ценовая политика гостиниц одинакова везде: пятизвездочный отель меньше $100 стоить не будет. Период новогодних праздников для гостиниц Алматы и Астаны, которые имеют, как правило, бизнес-направленность, – это низкий сезон (цены снижаются – F). А для курортных отелей, например, в Боровом, это, наоборот, время повышения цен. Притом что в таких отелях тоже уже повысили стоимость проживания.
Вячеслав Масалитин полагает, что ситуация стабилизируется. Многие россияне, по его словам, не планируют оставаться в Казахстане надолго, но, «учитывая масштаб миграции и относительно маленький рынок коммерческой недвижимости», давление на цены будет ощущаться еще довольно долго. В брендовых гостиницах, продолжает собеседник, рост цен заметен на онлайн-площадках. Однако такие отели ограничены в повышении цен своим корпоративным клиентам – до тех пор пока в отеле есть свободные номера либо при условии, что даты заезда гостей не подпадают под действие прописанных в договоре black out dates. «Я не думаю, что за три месяца до конца года гостиницы начнут перезаключать договоры с корпоративными клиентами, скорее всего, корпоративные цены будут действовать до конца года. Однако с нового года можно прогнозировать значительное повышение цен на проживание всеми крупными игроками. Таких цен, как раньше, уже не будет, даже если ситуация с притоком мигрантов как-то разрешится», – считает Вячеслав Масалитин.
Мадина Уразмбетова отмечает, что цены на проживание до конца этого года будут зависеть от развития событий в стране и мире. «Экономическая ситуация в Казахстане, в частности в гостиничном бизнесе, может отразиться на тарифах. Но планового повышения [в отелях компании] не ожидается», – сообщила представитель компании.