Как воплотить в жизнь детскую мечту, построив бизнес на производстве фасадов

Сегодня компания Salben Group производит десятки тысяч квадратных метров стеклофибробетонных фасадов в год

Алмат Туркбаев
Алмат Туркбаев
Фото: © Андрей Лунин

Детство среди резных орнаментов

Алмат Туркбаев родился в Талгаре, райцентре в Алматинской области, в семье, неотъемлемой частью быта которой было традиционное ремесло. «Моя бабушка делала войлочные ковры, а я вырезал орнаменты, которые она переносила на ткань. Ребенком я завороженно смотрел, как рисунок оживает, в этом была своя магия», — вспоминает собеседник.

С детства Туркбаев много рисовал, занимался чеканкой по металлу и резьбой по дереву и в свои восемь лет уже точно знал, что станет художником. Когда пришло время определяться с профессией, вопреки советам деда пойти в «практичное» СПТУ, выбрал путь искусства.

Поступить в художественное училище имени Гоголя — ныне Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства им. Орала Тансыкбаева — удалось не сразу. Провалив первый экзамен, Алмат готовился целый год и вернулся с твердым намерением доказать, что творчество может стать его профессией. После окончания училища решил поступать в институт искусств имени Жургенова. Молодой человек хотел создавать монументальные произведения и поэтому выбрал специализацию по направлению скульптуры.

Учебу приходилось совмещать с подработкой: студент выполнял частные проекты, делал на заказ работы по интерьерной резьбе и чеканке. Вскоре вокруг Алмата собралась команда единомышленников, из которой выросла первая компания, занимавшаяся художественной отделкой. Так начало 1990-х оказалось для Туркбаева, как и для многих его сверстников, временем профессионального совершенствования и становления как предпринимателя. «Я всегда хотел большего. Резьба по дереву дала базу, но мне хотелось масштабов», — вспоминает собеседник.

Через несколько лет партнеры разошлись, и Туркбаев открыл собственную фирму, сосредоточившись на оформлении фасадов. Именно тогда он заметил одну из главных проблем казахстанской архитектуры: в наследство от советского монументализма городам достались скучные серые здания, а молодому скульптору хотелось цвета, фактуры, жизни. Из желания сделать окружающее пространство более ярким и красивым возникла идея будущей Salben Group.

Алмат Туркбаев
Алмат Туркбаев
Фото: © Андрей Лунин

Инвесторы, которые поверили

Туркбаев рассказывает, что запуск собственного бизнеса наверняка дался бы более тяжело, если бы не поддержка инвесторов из числа близких людей. «Я поехал к своей тете Ризе, рассказал, что хочу отправиться в Китай за оборудованием и открыть производство. Она поддержала меня и продала квартиру, которую приобрела для сына. Как сейчас помню, тетя вручила мне $20 тысяч под честное слово — с условием, что когда-нибудь я куплю ей квартиру в любом районе, где она только захочет», — вспоминает бизнесмен.

Вторым человеком, поверившим в проект, стал предприниматель — знакомый Туркбаева, предоставивший $150 тысяч под залог квартиры родителей Алмата. Эти средства пошли на покупку участка в Талгаре, где появилось первое производство. ТОО «Salben Group» было официально основано 13 августа 2004 года. На старте в компании работало от 20 до 50 сотрудников, а объем производства составлял от 100 до 1500 кв. м готовых изделий в год.

«Мне нужно было всего три вещи: крыша, электричество и люди. Мы построили бизнес с нуля, а через четыре года я вернул долг и родственнице, и предпринимателю», — говорит Туркбаев.

С ростом заказов и появлением партнерств началось масштабирование компании, и в 2015 году в столице открылась вторая производственная площадка Salben Astana. На сегодняшний день в ТОО «Salben Group» в Талгаре работает 134 человека, а в ТОО «Salben Astana» — 97 сотрудников. Каждая из площадок производит в год до 50 000–70 000 кв. м готовой продукции, что, по словам собеседника, сопоставимо с результатами ведущих международных фасадных компаний.

«Основной костяк команды — порядка 80 человек — работает со мной уже более 20 лет. Это люди, вместе с которыми мы пережили все кризисы и взлеты», — отмечает основатель Salben Group.

За два десятилетия в портфеле компании появились десятки проектов. Одной из первых значимых работ стала реконструкция проспекта Республики в Астане — Salben Group обновила 25 000 кв. м фасадов домов. «Тогда все предлагали европейскую классику, но я понимал: на пятиэтажки нельзя вешать колонны. Мы предложили казахский орнамент, и это сработало. Проект завершили за шесть месяцев в зимних условиях», — рассказывает предприниматель.

Позже последовали работы над Триумфальной аркой и фасадами Назарбаев Университета, участие в строительстве объектов Ехро-2017, включая Конгресс-центр и «Мега Silk Way» — именно здесь, по мнению Алмата Туркбаева, технологии стеклофибробетона раскрыли свой потенциал в больших архитектурных формах.

Предприниматель отмечает — сегодня высоким спросом пользуются жилые и коммерческие проекты — примерно 60–70 % заказов приходится на оформление фасадов ЖК и около 30 % — на бизнес-объекты.

Среди партнеров компании как крупные застройщики, так и частные заказчики. Фирма предлагает полный цикл услуг: проектирование, изготовление и монтаж крупных GRC- (стеклофибробетонных) панелей до 12 м длиной. «Бизнес и искусство несовместимы, но я постоянно ищу баланс. Бывает, беру заказ и понимаю, что не посчитал цифры. Зато сделал красиво», — улыбается Туркбаев.

Казахстанская компания — единственный представитель СНГ во Всемирной ассоциации производителей стеклофибробетона, прошедший международную сертификацию с участием специалистов из Англии, Испании и США. На вопрос о конкуренции Алмат отвечает просто: «Совершенству нет предела. Когда нет соперников, ты расслаб-яешься». Его «невидимые конкуренты» — Clark Pacific из США и Arabian Profile из ОАЭ.

Алмат Туркбаев
Алмат Туркбаев
Фото: © Андрей Лунин

Рецепт по погоде

По словам предпринимателя, около 90 % материалов приходится закупать за рубежом, что влияет на себестоимость конечного продукта. «Мы используем турецкий цемент — один из лучших в мире для производства фибробетона, и российский песок, потому что на местном рынке пока нет продукции нужного качества. Песок должен хорошо обрабатываться, чтобы его можно было применять в стеклофибробетоне. Остальные присадки поставляет испанская компания, с которой у нас заключен эксклюзивный контракт на регион. И, конечно, хорошее качество нашей талгарской воды имеет значение. Цемент, песок и вода — это основа», — рассказывает Туркбаев.

Отвечая на вопрос о полной локализации производства, собеседник отмечает, что говорить о комплексном цикле рано, так как в Казахстане не выпускают всего необходимого: «Хотелось бы, чтобы у нас производили белый цемент нужной прочности и чтобы кто-то занялся обработкой песка. Казахстан богат ресурсами, но их качество должно соответствовать мировым стандартам».

Стеклофибробетон, по словам Туркбаева, в каждой стране создается по-разному, с учетом климатических условий того или иного региона. В Алматы, например, резко континентальный климат: утром холодно, днем тепло, вечером снова заморозки. И при таких перепадах материал должен «жить», не трескаясь и не крошась. Толщина панелей всего два сантиметра, но они обязаны выдерживать большие температурные перепады.

Чтобы добиться идеального баланса прочности и гибкости, компания привлекала специалистов из Испании, США и Великобритании.

«Если сделать слишком крепкий состав, то он треснет. Если мягкий — разрушится от непогоды. Мы долго искали золотую середину, совершенствуя смеси. Некоторые ранние проекты действительно не выдерживали морозов, и нам приходилось менять рецептуру, снова тестировать состав. Со временем мы наработали опыт», — рассказывает Туркбаев.

По его словам, в жарком климате Дубая, например, цемент сохраняет свои свойства в течение всего семи минут после замешивания. Чтобы получить возможность работать с составом более продолжительное время, прямо в цементную смесь кладут лед. Это охлаждает состав и дает время нанести его на поверхность. В Казахстане погодные условия совсем другие: мороз, снег, ветер. В Астане зимой на козырьках окон может лежать до полуметра снега, и это колоссальная нагрузка. Поэтому приходится разрабатывать разные составы для разных регионов, и тонкости часто становятся решающими. Панели, которые поставляли для казахстанских объектов турецкие компании, не выдерживали наших морозов. Климатические различия — настоящий вызов для архитектурного бизнеса: ошибка в составе смеси может повлечь демонтаж целого объекта.

По словам предпринимателя, сегодня одной из главных проблем отрасли остается кадровый дефицит. Особенно остро чувствуется нехватка молодых специалистов.

«Молодые люди не выдерживают физической работы. Даже 25-килограммовый мешок цемента не каждый поднимет. Приходят, пробуют поработать руками, но быстро уходят — цифровизация изменила мышление. Даже мои дети, хотя прошли школу на нашем заводе, уже мыслят иначе. Но, может, в этом и есть эволюция», — рассуждает Туркбаев.

Основатель Salben Group убежден, что современная архитектура в Казахстане находится в начале пути. Астана и Алматы задали тон, постепенно подтягиваются другие города. Во многом преобразование облика казахстанских городов — вопрос времени, потому что это процесс эволюционный: на месте старых домов будут появляться новые пространства.

Предприниматель отмечает, что Казахстан уже пережил эпоху «человейников» — типовых многоэтажек, для которых главным было количество, а не качество. «Сейчас и застройщики и покупатели смотрят на холлы, фасады, детские площадки, входные группы. Важно, чтобы была пандусная зона, колясочные. В Америке, например, продуманы все детали вплоть до отдельного входа для собак. Там не примут здание, если не соблюдены стандарты доступности. В Алматы, к сожалению, пока не хватает зеленых пространств. Акимат мог бы выкупать заброшенные участки, сносить старые здания и разбивать парки. Среда, в которой живет человек, должна быть комфортной. Это и есть настоящая городская культура», — говорит Алмат Туркбаев.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте