Как учитель русского языка из села на границе с Китаем стала звездой TikTok

Боже, чел, ты до сих пор не отличаешь деепричастие от причастия?

Ботагоз Омарова
Ботагоз Омарова
Фото: © Владимир Третьяков

Ботагоз Омаровой 58 лет, она учитель русского языка в школе села Достык в области Жетысу, на границе Казахстана и Китая, и теперь — звезда «ТикТока». Ее ролики про запятые, глаголы и «неправильные» буквы набрали уже 4,7 млн лайков в этой социальной сети, на аккаунт подписались 166 тыс. человек. А зимой 2025-го учитель-тиктокер «вышла на международный уровень» — первой из казахстанских блогеров попала в Discover List TikTok в категории «Педагоги».

Достык на границе

Ботагоз живет в приграничном селе Достык: пять минут езды — и ты уже в Китае. В начале 2000-х ее, обосновавшуюся в Алматы карагандинку, «заманила» сюда сестра, пообещавшая большие перспективы. Рядом с селом находится международный железнодорожный переход Достык — Алашанькоу, поэтому обычный люд здесь — это таможенники, пограничники, железнодорожники. Школ — три: в дополнение к двум старым открыли новую, «комфортную». Вот уже 20 лет Ботагоз работает в одной из старых.

Учителем она стала тоже благодаря сестре. После школы намеревалась поступать в художественное училище в Алма-Ате: такой выбор определили годы в «художке» и желание быть дизайнером. Но сестра — она в то время училась в университете в Алма-Ате — возразила: не надо в училище, поступай в университет. Ботагоз так и сделала: поступила в КарГУ им. Букетова и получила диплом по специальности «филолог, учитель русского языка и литературы». «По этим предметам у меня всегда были пятерки в школе. Я подумала, что легче всего будет учиться на филолога. О профессии учителя не мечтала, выбор был случайным. Но теперь я ни о чем не жалею, мне нравится моя работа», — говорит она.

30 Seconds to iPhone

Почти три года назад, в ноябре 2022-го, в школе, где работает Омарова, проводили семинар для филологов района «Удиви меня». Администрация решила соответствовать названию мероприятия и… попросила Ботагоз записать ролик для TikTok. «Сначала я обиделась: молодых учителей, что ли, нет? Потом все же решила не ссориться с руководством. У меня был аккаунт в TikTok — пустой, просто чтобы следить за другими креаторами. Я сняла видео с малышами: записывала на доске слова, стирала одно за другим, а детям нужно было их назвать. Это была тренировка памяти и орфографической зоркости. Залила этот ролик на свою страницу и через какое-то время слышу от учеников: «Вау, Ботагоз Зиядиновна, у вас уже три тысячи просмотров, у нас за месяц столько не наберется!» Потом записать ролик с ними меня попросили старшеклассники, потом — ученики других классов. Я записывала, выкладывала — и все ролики «заходили». Почему — не знаю! — смеется тиктокер. — Ученики объяснили: обычно в TikTok молодые люди, а тут учитель. Это интересно. Хотя сейчас в этой соцсети много учителей, я, получается, попала в тренд».

Ботагоз Омарова
Ботагоз Омарова
Фото: © Владимир Третьяков

Как-то ученики сказали: «Эх, был бы у вас iPhone, ваши ролики бы «залетали». А то у вас какой-то Samsung…» Учитель решила купить «Айфон» с отпускных. Но вдруг увидела в TikTok конкурс-челлендж от производителя жевательной резинки, где призом был iPhone. Видимо, судьба. Ботагоз изучила ролики молодых конкурентов, все видео показались ей однотипными: танцы, смех — и ничего больше. Она же — чуть не единственный возрастной участник — придумала такой сценарий: принесла своему классу на выпускной экзамен продукцию этого бренда вместо традиционных сладостей, ребята изобразили сердечко. С этим роликом Ботагоз победила и получила iPhone 14 в подарок.

За первый год у учителя набралось примерно 50 тыс. подписчиков. В ноябре 2023-го Министерство просвещения РК объявило конкурс «Учителя Казахстана в TikTok». Блогер решила участвовать. Специально для этого купила микрофон, чтобы качество звука улучшить. И стала каждый день записывать по три 30-секундных ролика — по одному на каждой большой перемене. В итоге победила в номинации на самое большое количество просмотров — более 8 млн. «Победителей, в том числе меня, пригласили в Астану, где министр вручил мне грамоту и… iPhone 15», — улыбается собеседница.

Кто ждет большую перемену

Ученики, уже привычные к тому, что Ботагоз Зиядиновна записывает ролики, не мешают ей (специально выгонять из класса никого не приходится). А многие даже помогают: кто камеру подержит, кто поучаствует в съемке. «Я пишу без репетиций, — Ботагоз всегда это подчеркивает. — На переменах же мало времени, поэтому стараюсь записать с первого дубля. Ученики — мои мотиваторы. Они мне идеи подкидывают, учат меня: не надо быть скучным, типичным учителем, давайте что-нибудь оригинальное, веселое».

Ученики и подсказали своему учителю идею — начать ролик такой фразой: «О боже, чел, ты до сих пор не отличаешь деепричастие от причастия?» «Я, когда его записывала, вся красная была! — смеется Ботагоз. — Но фраза сработала. Ролик набрал 4 млн просмотров, у него 447 тыс. лайков, почти 35 тыс. перепостов, и еще почти 117 тыс. пользователей добавили его в закладки. На той встрече с министром в Астане его тоже показали. Я застеснялась, думала, осудят, но идея всем понравилась, все посмеялись».

Учитель щедро разбавляет серьезный по содержанию контент шуточным. Например, самым популярным на ее странице стало видео про рост мальчиков и девочек в 5-м и 11-м классах: на начало сентября 2025-го у него 1 млн просмотров. «Миллионников» в аккаунте уже несколько. Автор приводит пример, как рождаются такие ролики. Этим летом она преподавала на курсах повышения квалификации для учителей русского языка. Решили с коллегой немного подурачиться: разложили на столе сладости, ведущая стала зачитывать названия с этикеток, задачей участников было схватить правильный пакетик. Побеждал тот, у кого оказалось больше всего добычи. «Было очень весело. Ролик вышел в моем аккаунте. А потом я узнала, что играла с директором школы», — смеется Ботагоз. Этот ролик очень быстро стал набирать обороты, за две недели его посмотрели почти 800 тыс. раз.

«Училка сошла с ума»

Дело, конечно, не только в юморе. Ботагоз Зиядиновна объясняет все коротко и ясно. Эта фраза стала ее слоганом. Он родился из условий того конкурса «Учителя Казахстана в TikTok»: нужно было объяснить тему в короткой и доступной форме за 30 секунд. Ученики ей тоже говорят: не нужно объяснять долго, в «ТикТоке» это никто смотреть не будет. Фраза закрепилась, и теперь автор контента автоматически произносит ее в конце каждого ролика.

Ботагоз Омарова
Ботагоз Омарова
Фото: © Владимир Третьяков

Примеры и темы учитель придумывает по дороге в школу или с вечера. Вдохновение находит в ошибках своих учеников: какие темы им не понятны, в каких словах или знаках препинания дети ошибаются чаще всего. Например, как написать слово «лучший» — через «д» или «ч», «типа» — с «о» или с «а» на конце? Почему неправильно писать «вообщем»? Куда следует поставить ударение и образовать множественное число: крЕмы или кремА? Нужна ли запятая: «Позвони, и я вызову тебе такси»? «Вот этот пример вызвал бурную реакцию у подписчиков. Мне писали, что там якобы не нужна запятая. Нужна! И я объяснила почему. Темы про запятые — вообще хит», — рассказывает Ботагоз.

Многие сложные случаи кому-то могут показаться простыми. Но не детям. Элементарные слова «спасибо» и «пожалуйста», например, вызывают у них сложности. Это оттого, считает учитель, что дети «зависают» в гаджетах и часто пишут там сокращенно: спс, пжст. Из распространенных ошибок — не умеют пользоваться предлогами в, из, на, с. Она даже вывела правило, как употреблять эти предлоги: в — из, на — с (в город — из города, на Урал — с Урала).

Хейтеры против кигуруми

Изначально Ботагоз ориентировалась больше на школьников. Но затем ее аудитория стала расширяться, и теперь на аккаунт подписываются даже педагоги. Благодарят за то, что ее микроуроки помогают сдавать учительские тесты. Кто-то из фолловеров назвал Ботагоз учителем учителей. «Это было очень приятно, — собеседница гордится таким признанием и добавляет: — Многим подписчикам, кстати, нравится, когда я пишу мелом на обычной зеленой доске, а не пальцем на современной интерактивной. Мне говорили, вы нас как будто в школу возвращаете».

Учитель не скрывает, были у нее и хейтеры. В начале тиктоковской «карьеры» она надевала несуразные шляпы, черные очки: думала зацепить таким способом зрителя. Один раз записала ролик в кигуруми — костюме-пижаме динозаврика. «И меня начали хейтить! Люди писали: «Она что, с ума, что ли, сошла, такой костюм надела?», «Не дай бог моему ребенку такого учителя». Ученики меня поддерживали: это же конкуренты, они хотят, чтобы вы вышли из конкурса (запись делалась для этого). Но мои нервы тогда не выдержали, и я безвозвратно удалила ролик. Хотя он за сутки набрал 1 млн просмотров. Не жалею. Потому что все равно тогда выиграла», — рассказывает Ботагоз.

Бонусы и деньги

Сам TikTok денег заработать не дает (монетизация в Казахстане не работает), но популярность в нем приносит Ботагоз свои плоды в офлайне.

На той встрече с министром в Астане учитель познакомилась с представителем Национального центра повышения квалификации «Өрлеу», и ее пригласили в качестве тренера провести этим летом курсы для педагогов в Талдыкоргане. Говорит, половина из 30 учителей в аудитории оказались ее подписчиками. Она их учила по своим разработкам. «Гонорар за эти курсы получился тысяч 100 тенге. Чисто символический. Но не все упирается в деньги. Для меня это интересный опыт общения с коллегами, педагогический обмен», — рассуждает собеседница.

Ботагоз Омарова
Ботагоз Омарова
Фото: © Владимир Третьяков

После Талдыкоргана она отправилась в Астану: Центр педагогических измерений пригласил стать экспертом по составлению тестовых заданий для ЕНТ. И это тоже благодаря TikTok. «Многие стесняются развиваться в соцсетях. А я считаю, это большая возможность», — говорит Ботагоз.

Определенный буст случился и с репетиторством. «Мне в TikTok стали писать люди из России, Германии, Турции, просили проводить с ними онлайн-уроки. В прошлом году, например, я занималась с девочкой из Москвы, так она единственная из всех в параллели сдала экзамен на 100 %. И поступила в престижный колледж в Москве, — рассказывает Ботагоз. — Я беру за уроки не очень дорого, $5, хотя сейчас уже и по $10 берут. Еще удивляюсь, как москвичи меня нашли. Но они говорят, посмотрели мои ролики в «ТикТоке» и им понравилась подача информации — доступная и простая. Потому и обратились ко мне. Может, пора ставки поднимать?»

Единственная из всех

В феврале 2025-го TikTok опубликовал список 50 выдающихся креаторов, на которых стоит обратить внимание, — Discover List. В категорию «Педагоги» попали 10 человек из разных стран, Ботагоз Омарова — учитель высшей категории, педагог-исследователь из небольшого села на границе Казахстана — оказалась в их числе, вместе с девятью коллегами из США, Саудовской Аравии, Великобритании, Австралии, Польши и Кении.

В декабре 2024-го TikTok пригласил нескольких блогеров, специализирующихся на разной тематике, на мероприятие, где подводились итоги года. В числе приглашенных были путешественники, кулинары. Ботагоз представляла направление «образовательный контент». «На том мероприятии выбирали лучших. Я в их число не вошла. Немного расстроилась. Но это была «светская тусовка». Зато познакомилась с химиком-блогером, который поет, — Уланом Усеновым (участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan за 2021 год. — Прим. ред.), — рассказывает собеседница. — А в январе мне официально написали из TikTok и сказали, что я единственный блогер из Центральной Азии, который впервые вошел в Discover List. Сказали записать ролик о себе. Потом была фотосессия с фотографом из Америки — через специальное приложение. Действие происходило в 10 вечера — в США же в это время утро, — для нас специально школу открыли. Потом я получила фотографии и журнал — и там я».

Номинация, говорит Ботагоз, на аккаунте в TikTok не отразилась, подписчиков больше не стало. Но зато о самом авторе написали СМИ, Министерство просвещения включило ее в список «100 новых лиц Казахстана» за «выдающиеся заслуги в образовании».

«Некоторые учителя из школы, где я работаю, не понимают, говорят, зачем вам это, вы же денег от этого не получаете. Да, на роликах я не зарабатываю, но зато меня приглашают в разные проекты, и это очень интересно! Если бы я когда-то не по­участвовала в районном семинаре «Удиви меня», так и осталась бы простым сельским учителем, который через два года выходит на пенсию. А теперь я могу приносить больше пользы окружающим. В последнее время у меня даже азарт появился — записать как можно больше роликов для TikTok. Единственное, я уже все темы перебрала, теперь нужно на примерах объяснять», — улыбается тиктокер.

Много ли конкурентов в онлайне среди учителей русского языка? Ботагоз говорит, не отслеживала этот момент. Но она, по ее словам, ни с кем и не соревнуется. «Мне все равно, кто лучше меня, я соревнуюсь только с собой» — такова ее философия. Коротко и ясно.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте