Как кикшеринг набирает популярность в Казахстане

СЕО компании Whoosh в Казахстане Серик Канапиянов объясняет, почему аварийность электросамокатов, по его мнению, серьёзно преувеличена

Кикшеринг Whoosh. Электросамокаты
Фото: архив пресс-службы

Генеральный директор кикшеринга Whoosh в Казахстане Серик Канапиянов рассказал, почему рынок краткосрочной аренды электросамокатов растет не только в мире, но и в Казахстане, как индустрия кикшеринга отреагировала на закон о регулировании использования электросамокатов и насколько на самом деле высока аварийность этого вида транспорта в республике.

Серик Канапиянов, кикшеринг Whoosh
Серик Канапиянов
Фото: архив пресс-службы

Серик, в 2023 году вы присоединились к команде кикшеринга Whoosh в роли генерального директора в Казахстане. Существует точка зрения, что электросамокаты не пользуются всенародной любовью среди казахстанцев. Почему вы приняли решение возглавить кикшеринг?

— Прошлым летом я, сам того не замечая, пересел на самокат, хотя раньше мне и в голову не приходило, что самокат может быть транспортом. Когда началась реконструкция моста через реку Есентай в Алматы, а в городе начались масштабные пробки, то у меня стало уходить больше часа на дорогу, которую я обычно преодолевал за пятнадцать-двадцать минут. Электросамокаты меня выручили — с ними я укладывался в привычные 15 минут. Кстати, таких, как я, у нашего офисного центра собралось очень много: каждое утро десятки людей выбирали именно самокаты, чтобы добраться до работы. Я лично убедился, что микромобильный транспорт делает жизнь в большом городе значительно удобней.

А на вопрос о всенародной любви мне поможет ответить статистика: число пользователей кикшеринга растет во всём мире уже не первый год — и в Европе, и в Азии, и в Америке, и, конечно же, в Казахстане. Только за прошлый сезон число наших пользователей выросло на 147%. Большинство совершает поездки регулярно.

Мы видим, что некоторые сложности с восприятием самокатов в обществе есть. Самокаты — новый транспорт, и на его адаптацию должно уйти какое-то время, это естественный процесс. С массовым появлением автомобилей в начале ХХ века водители конных экипажей и пешеходы тоже были обеспокоены. Был даже принят «закон о красном флаге»: перед каждым автомобилем должен был идти человек с красным флагом и предупреждать окружающих об опасности. Всегда рассказываю эту историю ярым противникам самокатов.

Сегодня кикшеринг — общемировой тренд. Если мы хотим, чтобы наши города соответствовали стандартам современного мегаполиса, то нужно адаптировать к ним электросамокаты и прочие средства индивидуальной мобильности.

Сами по себе самокаты безопасны, небезопасным может быть только безответственное вождение.

Как выглядит аудитория Whoosh в Казахстане? Для каких целей люди используют самокаты? 

— Ядро нашей аудитории в Казахстане — люди от 26 до 35 лет, то есть взрослые, самостоятельные и сознательные люди. Есть и растущая год от года группа более зрелого возраста. А вот поездки для несовершеннолетних нашими правилами строго запрещены. Нарушителей мы штрафуем и блокируем.

По статистике поездок видим, что для большинства наших пользователей самокат — это транспорт, а не развлечение. Более 85% поездок на наших устройствах в 2023 году проходили на «транспортному сценарию», то есть кратчайшему маршруту из точки A в точку B, без пробок, ожидания общественного транспорта, поиска парковочного места и других проблем, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно.

Насколько Казахстан подходит для использования самокатов с точки зрения климата и инфраструктуры?

— Микромобильный транспорт пользуется популярностью во всех мегаполисах, климат особого значения не имеет. Например, в холодном Хельсинки (Финляндия) самокаты используют даже зимой — позволяет инфраструктура.

Люди по всему миру выбирают самокаты, поскольку они позволяют отказываться от автомобиля на коротких расстояниях, не ждать автобусы, не толкаться в метро.

Астана и Алматы — не исключение: у нас тоже есть высокий запрос на самокаты со стороны горожан. И, конечно, самокаты делают города более экологичными и инновационными. Развитие микромобильного транспорта приближает Астану, Алматы и другие города к полномасштабной реализации концепции Smart Сity (Умный город)».

В Казахстане инфраструктура для микромобильного транспорта уже создана и продолжает совершенствоваться. В Алматы сейчас она развита несколько лучше, чем в Астане: если в южной столице велодорожки и полосы совпадают с транспортными направлениями, то в столице велоинфраструктура проложена в основном в зонах отдыха, парках, вдоль набережных. Но развитие инфраструктуры — это вопрос времени: мы уже сегодня видим, что в Астане она тоже развивается, на ближайшие два года запланировано существенное расширение велополос.

Самокаты в Казахстане используют именно как транспорт последней мили. В Алматы они особенно популярны в центре города в часы пик. Например, большой трафик мы видим от и до станций метро по проспекту Абая. В Астане самокаты тоже стали частью системы общественного транспорта. В столице люди активно пользуются кикшерингом, чтобы добираться, например, до торгового центра, спортивного зала, разных заведений. Самокаты востребованы в левобережной части города, где большие расстояния не всегда удобно преодолевать пешком, особенно если торопишься.

Кикшеринг Whoosh. Молодая пара в велосипедных шлемах на электросамокатах
Фото: архив пресс-службы

В 2023 году в Казахстане приняли закон, который существенно ограничил использование самокатов. Как это отразилось на работе кикшеринга?

— Мы этот закон ждали. Ведь только с появлением закона электросамокаты стали частью транспортной системы уже на официальном уровне. С большинством правил мы согласны. Кроме того, они совпадают с правилами Whoosh, которые действовали с самого начала работы в Казахстане. Например, скорость всех наших самокатов была и будет ограничена до 25 км/ч, и у нас категорически запрещены поездки на одном самокате вдвоем.

Но есть и спорные пункты, с которыми мы не согласны. Например, мы против ограничения скорости самоката на тротуаре до 6 км/ч. С такой скоростью просто сложно держать равновесие: попробуйте на велосипеде так прокатиться. Об этом уже высказывались и эксперты рынка, и ведомства. К тому же транспортная составляющая электросамоката обнуляется: какой смысл в транспорте, который едет со скоростью пешехода?

В целом, повторюсь, мы поддерживаем развитие регулирования отрасли. Очень приветствуем появление отдельных правил для мопедов. Это движение в правильном направлении.

Многие ставят мопеды и электросамокаты в один ряд, а они несопоставимы по техническим характеристикам, поскольку мопеды гораздо мощнее и быстрее. Поэтому и правила для них должны быть иные.

Хотелось бы, чтобы была проведена граница между частными и шеринговыми самокатами. Это важно, потому что шеринговые устройства контролируются нами: все шеринговые ограничены до 25 км/ч на уровне ПО, мы моментально реагируем на требования властей, например, о старте и окончании сезона, введении медленных зон и так далее. А вот на частные устройства так повлиять нельзя. Некоторые частные электросамокаты вообще могут развивать скорость до 70 км/ч и выше, что небезопасно как для водителя самоката, так и для окружающих. Аварийность частников гораздо выше, а негатив от общества получаем мы. Обидно за репутацию всей индустрии.

И всё же в СМИ периодически появляются сообщения об авариях самокатов. Как вы работаете с авариями, как ведете статистику?

— Да, мы ведем аналитику и статистику всех поездок, в том числе с инцидентами.

По статистике, 99,5% поездок Whoosh проходит без каких-либо инцидентов.

Это даже при том, что инцидентами мы считаем и легкие травмы, например, синяки или ссадины и даже разбитый телефон. Несмотря на рост числа поездок, уровень аварийности нашего сервиса ежегодно снижается и в Казахстане, и в других странах. По данным МВД, снижается и количество ДТП с участием самокатов в целом. Whoosh не просто шеринговый сервис, мы — технологическая компания, которая разрабатывает решения для микромобильного транспорта, в том числе для повышения безопасности поездок.

Последняя разработка Whoosh — технология «Антитандем», которая позволяет выявлять поездки вдвоем. Технология очень продвинутая: она реагирует не на вес пользователя, а измеряет порядка 50 разных параметров и делает вывод о поездке с использованием искусственного интеллекта. «Антитандем» уже работает на всех наших самокатах в Казахстане, сейчас она проходит стадию машинного обучения, то есть собирает данные о поездках, чтобы повысить точность определения нарушений. Когда стадия машинного обучения будет пройдена, мы приступим к работе с пользователями, ожидаем, что это произойдет уже в ближайшие недели. Задача технологии — исключить поездки двух человек на одном самокате, которые запрещены законом и нашими правилами.

Кикшеринг Whoosh. Электросамокаты
Фото: архив пресс-службы

Как часто пользователи нарушают правила и как вы работаете с нарушителями?

— В целом культура вождения электросамокатов растет. Большинство ответственно относятся к новому транспорту. Конечно, есть и нарушители, с ними мы работаем. Для популяризации правил Whoosh ежегодно проводит «Школу вождения электросамокатов» в каждом городе, где присутствует наш сервис. На площадке школы мы бесплатно учим всех желающих правилам безопасного вождения. Программу обучения мы составляем, анализируя данные по инцидентам и нарушениям.

Конечно, важно, чтобы ПДД знали не только пользователи электросамокатов, но и пешеходы, автомобилисты. Сейчас уровень знаний этой области ПДД у казахстанцев не очень высокий. С этим мы тоже работаем. Например, в сентябре 2023 года, когда вступили в силу поправки в закон «О дорожном движении», мы запустили масштабную социальную кампанию в Алматы при поддержке городского акимата и полиции. Наша задача — проинформировать всех жителей о базовых правилах для электросамокатов и, следовательно, повысить культуру этичной и безопасной езды.

За годы работы мы пришли к четкой позиции нулевой толерантности к нарушениям.

Мы связываемся с нарушителями по каналам службы поддержки сервиса, разъясняем правила. Если пользователь продолжает нарушать правила сервиса или ПДД, мы его штрафуем, а если не помогает и это, блокируем аккаунт навсегда. Наша большая цель — гармонично вписать электросамокат в городскую среду, сделать его удобным и максимально безопасным.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте