Как казахстанский стартап помогает создать семью по канонам ислама

Приложение для знакомств Hitba создано для практикующих мусульман, которые хотят создать семью в соответствии с канонами своей религии

Дулат Муратханов
Дулат Муратханов
Фото: © Андрей Лунин

Приложение для халяльных знакомств Hitba (в переводе с арабского — «сватовство, помолвка», в терминологии шариата — предложение мужчины женщине, на которой он желает жениться, обращенное к ней или ее попечителю) изначально разрабатывалось с целью решения проблемы, в светском государстве, на первый взгляд, не слишком очевидной, но очень актуальной для значительной части общества. Целевая аудитория продукта — практикующие мусульмане, которые хотели бы создать семью в соответствии с канонами ислама, но не могут познакомиться с будущей половинкой так, чтобы процесс знакомства и сватовства не нарушал этих канонов.

Серьезная проблема

Профессиональная деятельность CEO и одного из основателей продукта 26-летнего алматинца Дулата Муратханова, в отличие от многих коллег по стартаперскому сообществу, никак не была связана с индустрией IT, финтехом или консалтингом. В семье царил культ инженерных специальностей: отец, металлург по первому образованию, в 90-х, подобно многим представителям советской технической интеллигенции, занялся бизнесом, но будущее детей связывал с научной и производственной средой. Старшие сыновья окончили докторантуру по гидрологии и геологии, Дулат — бакалавриат, магистратуру и докторантуру Алматинского технологического университета по специальности «технолог перерабатывающих производств в пищевой промышленности», успел поработать пекарем в ресторане и научным сотрудником НИИ пищевой и перерабатывающей промышленности и планировал защищать PhD.

Родители Дулата пришли к вере и стали практикующими мусульманами в достаточно взрослом возрасте, и для младшего сына соблюдение постулатов и предписаний, продиктованных религией, с раннего детства было понятной и само собой разумеющейся частью жизни. Повзрослев и задумавшись о создании семьи, Дулат на собственном опыте убедился, насколько практикующему мусульманину трудно найти жену, не нарушив ограничений, прописанных в священных книгах.

В исламе, объясняет собеседник, для молодого человека совершенно недопустимо познакомиться с девушкой на улице или начать романтические отношения в интернете, как это делают светские сверстники. Имеющиеся приложения для знакомств не учитывают требований исламского права и, по сути, построены по тому же принципу, что популярные дейтинговые ресурсы Tinder и Badoo, но с ориентиром на определенную целевую аудиторию. Из-за урбанизации и разницы поколений не работают и традиционные методы сватовства: родители многих практикующих молодых людей далеки от религии, не одобряют воззрений своих детей, а даже если и не высказываются против, ничем не могут помочь с подбором подходящей кандидатуры.

Молодой человек обращался в специализированные агентства, но безуспешно. Отчаявшись, поделился переживаниями с имамом, но и тот не смог помочь советом, поскольку сам не был женат и не представлял, где познакомиться с женщиной, которая могла бы стать его женой. С не менее серьезными трудностями сталкивались и практикующие девушки, когда приходило время выбрать будущего супруга.

«Я поделился своими переживаниями со знакомыми, начала собираться команда, готовая взяться за решение проблемы. Автором идеи была одна из девушек, Жансая Турар, она и потом очень много помогала нам, хотя и не была частью команды. К разработке Hitba приступили летом 2022 года, а в ноябре того же года провели первую презентацию. Мы много раз консультировались со специалис­тами по исламскому праву, очень большую помощь оказал специалист в этой области, преподаватель университета «Нур-Мубарак» Нуржан Смагулов. Для практикующих людей его причастность к проекту стала своего рода сертификатом халяльности», — рассказывает Дулат.

Третий — не лишний

Отличительная особенность Hitba, которая обеспечивает соответствие продукта исламским канонам, — присутствие в чате наблюдающего со стороны девушки. В одном из хадисов пророка Мухаммеда говорится: «Пусть никто из вас не уединяется с (посторонней) женщиной, ибо шайтан (при этом) является третьим из них». Современные исламские богословы, рассказывает Дулат, распространяют это правило и на онлайн-знакомства, поэтому мужчина и женщина не могут вести переписку тет-а-тет. Это правило действует для пользователей Hitba: со стороны девушки в чате должен присутствовать человек, который готов нести за нее ответственность, или наблюдающий. В идеале в этой роли должен выступать отец, при его отсутствии — дед, брат, старшая сестра или подруга. Девушка может зарегистрировать наблюдающего сразу, когда регистрируется в приложении сама, либо позже, когда выберет собеседника. Чтобы открылся чат, мужчина и женщина должны поставить друг другу лайк, но они не смогут начать переписку, пока не появится представитель со стороны девушки.

«Наблюдающий не вмешивается в диалог, но в его присутствии есть логика: он может заметить, если со стороны мужчины были осознанные или случайные попытки манипуляции. По опыту своих друзей скажу, что девушка чувствует себя в психологической безопасности в присутствии человека, которому доверяет, а молодой человек ощущает совершенно другую степень ответственности, анализируя, подходит ли собеседница для семейной жизни», — говорит Дулат.

Серьезный и ответственный подход, нацеленность на создание семьи — тот самый фильтр, который отсекает любопытных или тех, кто регистрируется в приложении, рассчитывая на легкое, ни к чему не обязывающее общение. Нередко случайных людей помогают выявить другие пользователи, ситуацию оценивают и модераторы — грубиянов отправляют в бан, выносят предупреждение пользователям, случайно позволившим себе некорректные высказывания. «Нас часто спрашивают об отношении к многоженству, за него мы или против? Мы, как практикующие мусульмане, не задаемся таким вопросом. Коль скоро религия разрешает многоженство, мы не вправе запрещать его на своей платформе. Мы создавали продукт для одиноких людей, потому что видели их боль, но знаем, что иногда люди пользуются нашим приложением, чтобы найти вторую жену. Если все оговаривается без обмана и все стороны согласны на такой вариант, это не преследуется исламским законом», — говорит собеседник.

Основная пользовательская ­аудитория Hitba — холостые молодые люди в возрасте от 22 до 32 лет, как и на любом дейтинговом ресурсе, соотношение мужчин и женщин составляет 70 к 30. У приложения 106 тыс. скачиваний, каждый день в Hitba заходят 1300–1500 уникальных пользователей, в региональном разрезе преобладают жители Алматы, Астаны, Шымкента, Актау и Актобе. Абсолютное большинство — практикующие верующие, для которых важно, чтобы процесс создания семьи соответствовал канонам ислама, но зачастую в приложении ищут супруга или супругу и те, кто, не будучи глубоко религиозным, хотел бы видеть спутником жизни человека с соответствующими ценностями. Последнее чаще относится к девушкам, в представлении которых практикующий мусульманин — пример надежного человека.

По словам Дулата, за два года благодаря приложению создано 140 семей, среди тех, кому Hitba помогла найти своего человека, были сотрудники стартапа, да и сам основатель познакомился с будущей женой, когда она пришла работать в коман­ду проекта. Пользователи Hitba охотно делятся счастьем, отправляют команде проекта фото со свадеб и фотографии детей. Первый «хитбенок» — такой шуточный термин возник с легкой руки одной из пользовательниц — появился на свет через 10 месяцев после запуска приложения.

«Мы видим свою миссию в том, чтобы по мере масштабирования проекта на рынки других исламских стран росло количество детей, рожденных в семьях, которые были созданы в нашем приложении. Осознание того, что таких детей будет очень много — пусть не в ближайшем будущем, но даже спустя десятилетия, — очень вдохновляет всех нас», — делится CEO стартапа. В команде Hitba работают 10 человек, 95 % — с момента запуска, так что наряду со своими партнерами, CTO Алдияром Саханом и проджект-менеджером Канатом Сеитовым, руководитель считает сооснователями компании всех стоявших у истоков ее создания.

Халяльная экосистема

Поначалу Дулат и его единомышленники рассматривали приложение исключительно как социальную инициативу, а свою деятельность — как «фард кифая», общественное обязательство, знание, обязательное для общины мусульман, которое берет на себя человек или группа людей. «Сейчас я понимаю: в том, что проект, нацеленный на бескорыстную помощь, может приносить коммерческую выгоду, на самом деле нет противоречия. Создание качественного, работающего продукта, который действительно поможет людям, требует времени, финансовых вложений, а значит, он должен монетизироваться — в любом случае есть расходы на сервер, на SMS при регистрации пользователей, на аренду помещения для презентаций. Мы столкнулись с классической ошибкой предпринимателей, влюбленных в свой продукт настолько, что не могли оценить его трезвым взглядом, рассматривая Hitba не как бизнес, а как миссию. Хотя, возможно, именно поэтому у нас многое получилось», — говорит Дулат. Сегодня, по его признанию, из всех протестированных инструментов монетизации лучше всего работает продажа премиальных дополнительных функций, таких как, например, суперлайк или отмена дизлайков.

Во многом из-за того, что поначалу команда работала на энтузиазме, собеседник затрудняется озвучить сумму направленных на реализацию проекта средств, подчеркивая при этом, что вложения осуществлялись за счет самой команды.

«Мы рассматривали возможность привлечения венчурных инвестиций, но к выбору инвестора, на мой взгляд, надо подходить не менее серьезно, чем к поиску спутника жизни, — у нас должны совпадать ценности. К сожалению, такого совпадения пока не случилось, но мы не отказываемся от идеи, понимаем, что поддержка со стороны инвесторов поможет вый­ти на международный рынок», — говорит Дулат.

Говоря о перспективах международной экспансии, CEO Hitba считает, что с учетом специфики приложения наиболее перспективными рынками могут стать Индонезия, Индия, некоторые арабские страны. На зарубежных рынках приложение может представлять интерес не только для целевой аудитории, но и для крупных местных игроков как часть халяльной экосистемы и база данных пользователей, которым в долгосрочной перспективе могут понадобиться такие продукты, как, например, исламская ипотека. Сейчас проводится рефакторинг приложения, и, если к его окончанию удастся привлечь инвестиции, можно будет планировать экспансию на новые рынки.

За привлечение инвестиций отвечает партнер проекта ­Бауыржан Есмагамбетов, чья сеть Coffee Original в тестовом порядке стала первым участником будущей экосистемы, которую планирует построить вокруг своего сервиса команда дейтингового приложения. Начав общение в чате Hitba, пользователи смогут договориться о встрече в присутствии наблюдающего, забронировать столик в халяльном кафе, а когда дело пойдет к свадьбе, выбрать специализированное агентство и договориться с ведущим халяльных тоев, на которых недопустимы алкоголь, пошлые шутки или конкурсы.

Работы над продуктом, признает CEO, хватит на годы вперед. Не в последнюю очередь Дулат имеет в виду просветительскую составляющую. В ближайших планах — добавить образовательные материалы по финансовой грамотности, психологии, исламскому праву, особенно по тем его аспектам, которые касаются отношений мужчины и женщины. Многие пользователи стесняются говорить, например, на финансовые темы, и здесь на помощь может прийти искусственный интеллект, максимально корректно формулирующий «неудобные» вопросы. «Не секрет, что в Казахстане распадается много браков, поэтому, на наш взгляд, было бы неправильно ограничивать функционал приложения только созданием семей и не попытаться помочь людям справиться с трудностями и кризисами семейной жизни. Мы хотим, чтобы наши пользователи видели в Hitba старшего брата, построившего свою жизнь и всегда готового помочь мудрым советом младшим», — говорит Дулат.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте