Как Иван Чжао с репутацией «противника инвесторов» создал конкурента Microsoft и Google

Сервис Notion для организации повседневных задач покоряет инвесторов и пользователей своим функционалом и приносит прибыль

Иван Чжао (Notion)
Иван Чжао
Фото: © Коди Пикенс для Forbes

А теперь CEO $10-миллиардного стартапа видит редкий шанс вступить в борьбу с Microsoft и Google за место лидера на рынке приложений, сделав ставку на искусственный интеллект.

К лету 2015 года у Notion почти закончились деньги.

Идея, которая легла в основу созданного Иваном Чжао сервиса, заключалась в том, что текстовый процессор должен давать пользователю так же много разных вариантов использования, как и чистый лист бумаги. Сооснователь First Round Capital Джош Копельман, неоднократно входивший в «Список Мидаса» (рейтинг лучших венчурных инвесторов Forbes), был настолько впечатлен нестандартным питчем Чжао, где тот долго распространялся об истории изобретения бумаги, что в ходе посевного раунда в 2013 году выписал Notion самый крупный чек — на $2 млн.

«Я помню, как вышел и подумал: «Этот питч не похож ни на какой другой, который мне приходилось слышать, — говорит Копельман. — Не было никаких скриншотов, никаких макетов. Это был концептуальный подход, но мне показалось, что я на глубинном уровне понял, что именно он собирается сделать».

Но Копельман оказался в меньшинстве. Прошло два года, и никто по-прежнему не понимал, в чем смысл редактора для сборки программ без кода, который Чжао разработал, но так и не нашел убедительный способ объяснить. Мало кто видел необходимость в платформе для разработки персонализированных компьютерных программ. Чжао вспоминает, что, когда видел, как сотрудники First Round используют Notion, ему казалось, что они это делают из жалости.

«Софт был недостаточно хорош, — признается он. — Ты знаешь, что можешь лучше. Знаешь, что такое лучше. Но не совсем понимаешь, как этого добиться».

В отчаянной попытке спасти компанию Чжао вместе с сооснователем Саймоном Ластом уволили всех сотрудников, сдали в субаренду офис в Сан-Франциско и уехали в Киото, чтобы сократить расходы. Они заняли $150 тыс. у матери Чжао, чтобы выгадать время и перезапуститься с Notion 1.0. Это все еще был редактор для разработки программ, но теперь он выглядел как сервис для повышения производительности — минималистский вариант Google Docs, который также позволял легко создавать вики-страницы и управлять списками задач.

В августе 2016 года они запустили новую версию в каталоге сервисов Product Hunt. Notion тут же возглавил список самых популярных продуктов дня, затем недели, а потом месяца. Уже через пару недель сервис, которым можно пользоваться бесплатно, но за $8 в месяц получить расширенный функционал, стал приносить прибыль и вошел в число самых обсуждаемых стартапов Кремниевой долины.

Акшай Котхари (Notion)
Акшай Котхари
Фото: © Коди Пикенс для Forbes

Операционный директор Акшай Котхари присоединился к команде в 2018 году и первые шесть месяцев занимался тем, что отвечал на запросы в службу поддержки. «Каждый день я понимал, насколько ограничено мое представление о продукте. Меня поражало, как много разных применений пользователи находили для Notion», — вспоминает он. В октябре Чжао и Ласт вернулись в Сан-Франциско уже как триумфаторы. Notion стал глобальным феноменом (80 % пользователей живут за пределами США), причем исключительно за счет сарафанного радио. В 2019 году сервис набрал первый миллион пользователей. С помощью Notion студенты составляли списки задач и вели конспекты. Предприниматели с дизайнерским мышлением использовали сервис вместо традиционных презентаций, а художники — для показа портфолио. Видеоуроки «Как я использую Notion» заполонили YouTube. Эти видео оказались востребованными, потому что Notion предоставлял такое количество возможностей для персонализации даже самых простых задач, что разобраться в нем было очень непросто. Одно из самых популярных видео включало базовый обзор сервиса, показывающий, как начать пользоваться Notion и «не сойти с ума».

Но именно уровень кастомизации делает Notion настолько полезным. Сотрудники DoorDash и Nike стали использовать его для управления проектами и обмена записями. Он стал популярен у некоторых команд в McKinsey после того, как один из партнеров использовал сервис для составления каталога рецептов пиццы. Скотт Белски, директор по продукту Adobe, использовал Notion для хранения результатов своих исследований и написания бестселлера The Messy Middle. «Notion замечательным образом объединяет функционал сайта и документа», — говорит он. В январе 2021 года несколько вирусных видео «как я использую Notion» так выстрелили в TikTok, что количество запросов на загрузку приложения превысило возможности серверов компании, и Чжао пришлось приостановить работу над внедрением новых функций на шесть месяцев, чтобы срочно дорабатывать бэкенд. На тот момент у приложения было 20 млн пользователей. Сейчас, по словам Чжао, это число быстро приближается к 100 млн. По оценкам Forbes, в 2023 году доходы компании составили $250 млн, и она продолжает оставаться прибыльной.

На всем протяжении вирусного роста Notion Чжао удалось сохранить необычно высокий для стартапа такого масштаба уровень контроля. Ни один из инвесторов, вложивших в стартап порядка $330 млн, не входит в совет директоров. Когда венчурные фонды выстраиваются в очередь, чтобы дать ему деньги, у Чжао нет причин предлагать им место в совете. (Не так давно, в 2022 году, он ввел в состав совета первого внешнего участника — финансового аудитора). А долгосрочная прибыльность Notion дает ему возможность привлекать средства с минимальным размыванием доли. По оценкам Forbes, 37-летний Чжао по-прежнему владеет как минимум 30 % компании, стоимость которой составляет $1,5 млрд, при оценке на вторичных рынках на уровне $5 млрд. 37-летний Акшай Котхари, который пришел в 2018 году, и 30-летний Ласту тоже называются сооснователями, но, скорее всего, их доли меньше, так как они присоединились к компании после того, как она уже была учреждена.

Последний крупный релиз Notion, включавший электронные таблицы и базы данных, вышел в 2018 году. В конце 2024 года компания надеется выпустить Notion 3.0. Пользователи уже получили возможность увидеть часть функционала новой версии, когда в ноябре 2023-го компания запустила ИИ-бота, который может быстро находить любую информацию, хранящуюся в Notion. Это часть агрессивной стратегии Notion, которая делает ставку на генеративные сети, благодаря чему вошла в шестой ежегодный рейтинг 50 лучших ИИ-компаний по версии Forbes. Пользователям Notion больше не нужно запоминать, где они разместили определенную информацию. Например, вы можете спросить бота: «Какие решения были приняты на встречах команды на прошлой неделе?» — и он извлечет информацию из документов, которые сочтет наиболее важными. Чжао говорит, что бот — это как дополнительная функция мозга: «Теперь у вас есть свобода забывать».

Добавьте сюда еще больше автоматизации, плюс запущенный в январе календарь, а еще купленный в феврале сервис для email-рассылок — и амбиции Чжао становятся понятны: превратить Notion в универсальное офисное приложение, которое однажды может бросить вызов Microsoft и Google, вместе контролирующим 99 % рынка программных решений для повышения производительности, объем которого составляет $52 млрд (по данным Gartner за 2022 год). «Наш конкурент — это все направление, — заявляет он. — Если вы производите Lego, то вы конкурируете с теми, кто делает игрушечные самолеты, или с теми, кто делает машинки? И с теми, и с другими».

По словам аналитика Wedbush Дэна Айвза, рынок корпоративных ИИ-решений в течение следующих 10 лет может вырасти до $1 трлн. «Это дорога из желтого кирпича, которая открывает много возможностей для роста, — говорит он, — даже без того, чтобы вступать в прямое противостояние с Microsoft и Google». Чжао согласен с этой оценкой, но он хочет создать настолько же долговечную компанию. «Корпоративный сектор — это вызов, но если мы просто будем воплощать свое видение, то у нас получится», — уверен он.

Чжао изучал когнитивные науки в Университете Британской Колумбии (он эмигрировал в Канаду с матерью из Китая, когда ему было 17 лет), но параллельно задумывался над карьерой фотографа и участвовал в местных хакерских сообществах, где научился веб-разработке. Когда его друзья-фотографы попросили его сделать для них веб-портфолио, он подумал, что у них должна быть возможность демонстрировать свою креативность так же легко при помощи компьютера, как и при помощи фотоаппарата. Так к нему пришла идея разработать гибкий редактор, который позволил бы любому человеку легко создать портфолио, трекер задач, сложную базу данных или что угодно по своему выбору.

После того как Чжао проработал год в стартапе по производству электронных учебников Inkling и стал лучше понимать, как устроены внутренние процессы в Кремниевой долине, он приступил к поиску финансирования для Notion еще до того, как был готов прототип. Ясность его видения поразила инвесторов-ангелов, среди которых были Копельман, директор по продукту Facebook Майк Вернал и Котхари, который вложил $75 тыс. из денег, полученных от продажи своего первого стартапа LinkedIn.

«Он действительно очень оригинальный человек, — говорит соучредитель Inkling Мэтт МакИннис, который выписал Чжао его первый чек на $50 тыс. — У него есть свое видение того, как все должно работать». Например, перед входом в офис его стартапа нужно было разуваться, а при переезде Notion в Сан-Франциско из одного здания в другое Чжао сам выбирал всю мебель. В те первые дни финансы были ограничены, поэтому он купил дешевые столы в IKEA и принес из дома ковер, но при этом отказался экономить на стульях. Его любимый — табурет Aalto, спроектированный в 1933 году, который, может, и выглядит как обычная деревянная подставка, но продается за $400. Для Чжао он воплощает простоту и универсальность, которые он хочет видеть в Notion.

Люди, которые хорошо знают Чжао, утверждают, что рост личного состояния и успех Notion его практически не изменили. Он по-прежнему сам подбирает всю мебель для офиса Notion — среди недавних приобретений кресла Artek с закругленными подлокотниками (по $6 тыс. за каждое) и красно-синие стулья De Style (от $3 тыс. на вторичном рынке). Хотя в чем-то ему пришлось пойти на уступки, и в офисах компании теперь можно ходить в обуви. «Notion — это воплощение его системы ценностей и стремления к творчеству, — говорит МакИннис. — Вот почему он не хочет продавать компанию. Я даже не могу представить, что он когда-то решит выйти на IPO».

Чжао так же скептически относился к привлечению инвестиций. Партнер Index Ventures Дэнни Раймер вспоминает свою первую встречу с ним на совете директоров Figma, где Чжао, представившись, сразу бесцеремонно заявил: «Я пытаюсь понять, имеют ли вообще смысл советы директоров или инвесторы». Его вывод? Не имеют. Поэтому он перестал встречаться с инвесторами. Когда тогдашняя коллега Раймера Сара Кэннон неожиданно появилась в офисе Notion с билетами на выставку Марселя Дюшана, любимого художника Чжао, он даже не подумал воспользоваться приглашением.

Все это создало Чжао своеобразную репутацию «противника инвесторов». Он говорит, что это не так, что эта репутация начала формироваться благодаря Шане Фишер, раннему инвестору в Notion, которая убедила его, что вместо встреч с инвесторами лучше тратить время на развитие и наем ключевых сотрудников. «Если запастись терпением, то успех обязательно придет», — сказала она ему. Одним из таких ключевых сотрудников стал Котхари. В 2018 году, во время стандартной встречи с инвесторами, посвященной текущим показателям компании, Чжао, к удивлению Котхари, предложил ему должность операционного директора. Котхари жил в Бангалоре, где руководил индийским подразделением LinkedIn с тысячей сотрудников, а его жена была занята строительством их нового дома. Тем не менее он был готов переехать в Калифорнию уже через несколько дней, проведенных за изучением Notion 2.0. «На самом деле я бы принял его предложение уже к концу недели, но пара месяцев ушла на то, чтобы убедить жену», — говорит Котхари. Позже Чжао назвал его соучредителем компании в знак признания заслуг в организации работы отделов продаж, рекрутинга и финансов.

Только вызванная пандемией неопределенность убедила Чжао, что компании нужны фонды на черный день. Но он все равно настоял на своем: никаких мест в совете директоров и минимальное размытие доли. Index был первым в инвестиционном раунде с инвестициями в размере $50 млн при оценке в $2 млрд в феврале 2020 года, подписав контракт всего через 36 часов после того, как Чжао объявил о начале раунда. История повторилась в октябре 2021 года, когда Notion привлек $275 млн от Coatue и Sequoia. Чжао позвонил партнеру Sequoia Верналу в пятницу утром, чтобы предложить ведущему фонду право стать первым инвестором в этом раунде с вкладом в $100 млн при условии, что решение будет принято в тот же день. Оценка в $10 млрд была «очень болезненной», признает партнер фонда Пэт Грэди, но уже через 30 минут изучения финансов согласие Sequoia было получено. «Ни я, ни другой инвестор, ни кто-либо еще не может претендовать на ответственность за успех этой компании. Они всего добились сами, — говорит Фишер. — В этом красота этого проекта».

В октябре 2022 года, во время корпоративного мероприятия компании в Канкуне, Ласт получил письмо от друзей из OpenAI, которые предлагали ранний доступ к модели искусственного интеллекта под названием GPT-4. Он и Чжао были настолько впечатлены этой сетью, что решили пропустить тимбилдинг и засели в своем номере в отеле на несколько дней, чтобы собрать на скорую руку простейший ассистент по написанию текстов на основе ИИ. Когда в следующем месяце ChatGPT вышел на рынок и все компании бросились интегрировать ИИ в свои продукты, у Notion уже была собственная нейросеть.

В 2023 году компания выпустила Q&A-бота, который может извлекать информацию, хранящуюся в Notion. Ее инструменты ИИ в основном созданы на базе GPT-4, Claude от Anthropic и нескольких других ИИ-моделей с открытым кодом. Сейчас, когда волна генеративного ИИ не спадает уже полтора года, Notion занимает лидирующее положение среди приложений для повышения производительности. За доступ к встроенным ИИ-инструментам компания берет с пользователей $8 в месяц. Миллионы пользователей попробовали этот функционал, и, по словам Чжао, результаты ИИ-продуктов «лучше, чем мы могли надеяться».

Но в числе их конкурентов — крупнейшие технологические компании: Google, внедривший десятки ИИ-функций в свой бизнес-продукт, и Microsoft, чье новое приложение для совместной работы Loop выглядит ужасно похожим на Notion. «Я часто говорю Ивану, что, даже если мы можем считаться конкурентами друг друга, на самом деле мы оба конкурируем со старыми наборами инструментов», — говорит Шишир Мехротра, ветеран как Google, так и Microsoft, который сейчас руководит Coda, одним из множества менее популярных приложений для повышения производительности, которые тоже пытаются сместить двух гигантов с их позиций.

Никто не знает, в каком направлении будут развиваться ИИ-технологии, но претендентам на победу в следующем раунде стоит думать над чем-то более интересным, чем стандартный интерфейс чата. «Нативный для ИИ формат еще не придуман, — говорит Оливье Годеман, директор по продукту в OpenAI, который тесно сотрудничал с Notion для интеграции ее ИИ. — Он будет выглядеть совершенно иначе, чем сегодня, и мы уверены, что такие компании, как Notion, станут его авторами».

Чжао всегда старался не увеличивать расходы Notion без необходимости. Компания росла благодаря рекомендациям пользователей, что позволяло экономить на команде отдела продаж. Но эти дни уже позади. В настоящее время в компании работают 650 сотрудников, распределенных по офисам в США, Ирландии, Индии, Южной Корее и Японии. У нее все больше корпоративных клиентов, хотя многие из них являются небольшими стартапами. По оценкам Чжао, Notion использует половина компаний из Y Combinator, а также многие восходящие звезды из рейтинга ИИ-50, включая Perplexity, Pika и Runway. Чтобы выйти на следующий уровень, Чжао набирает отдел продаж для работы с крупными компаниями, где Notion часто используется отдельными командами, как, например, в McKinsey и OpenAI. Хорошим примером такой стратегии может быть Atlassian — платформа для разработчиков с оборотом в $3,9 млрд (за 2023 год), которая сейчас стала неотъемлемой частью рабочих процессов во многих компаниях благодаря тому, что изначально ею пользовались небольшие группы пользователей в крупных организациях, которым очень нравились ее продукты, такие как Jira. «Notion движется по схожей траектории, — говорит Грэди из Sequoia. — Если продуктом с удовольствием пользуются отдельные команды, то рано или поздно им будут пользоваться все».

Для Чжао, который хочет, чтобы Notion использовался повсеместно, цель — заполучить всех. Для этого ему необходимо сделать сервис изначально гибким — настоящим приложением для всего, которое может не только заменить инструменты для работы, но и помочь людям организовать свою жизнь. При этом Чжао признает, что питч, с которым он выступал перед инвесторами 10 лет назад, говоря о вытеснении текущих лидеров, таких как Microsoft и Google, был романтической идеей — но только отчасти. «Юристы, возможно, будут пользоваться Microsoft Word до скончания веков, но для других частей своего рабочего процесса они вполне могут использовать Notion», — говорит он.

ИИ-50

С продолжением бума генеративных сетей растет новая технологическая экономика, которая помогает бизнесу разрабатывать и внедрять приложения на базе ИИ. Компании-новички доминируют в шестом ежегодном рейтинге ИИ-50 по версии Forbes, включающем самые перспективные стартапы в этом секторе, отобранные при участии ведущих отраслевых экспертов на основе данных, предоставленных Sequoia и Meritech Capital. Подробное описание методологии, дополнительные материалы и видео можно найти на forbes.com/ai50.

Abridge (ПЕНСИЛЬВАНИЯ)
CEO: ШИВ РАО • Инвестиции: $212,5 МЛН • Год основания: 2018

Доктор Рао, практикующий кардиолог, основал Abridge, чтобы освободить врачей от бумажной работы, отнимающей много времени при общении с пациентами, а именно от ведения подробных записей для медицинских карт. Abridge записывает разговоры врачей с пациентами и применяет ИИ для их краткого изложения. Сервис использует более 10 тыс. врачей, а стартап оценивается в $850 млн после привлечения более $200 млн венчурного финансирования.

Adept (КАЛИФОРНИЯ)
ДЭВИД ЛУАН • $415 МЛН • 2022

Разработчик моделей ИИ.

Anduril Industries (КАЛИФОРНИЯ)
БРАЙАН ШИМПФ • $2,8 МЛРД • 2017

Программное и аппаратное обеспечение для оборонной промышленности.

Anthropic (КАЛИФОРНИЯ)
ДАРИО АМОДЕИ • $7,7 МЛРД • 2020

Разработчик моделей ИИ.

Anyscale (КАЛИФОРНИЯ)
РОБЕРТ НИШИХАРА • $259 МЛН • 2019

Программное обеспечение для развертывания приложений ИИ.

AssemblyAI (КАЛИФОРНИЯ)
ДИЛАН ФОКС • $115 МЛН • 2017

Инструменты транскрибирования речи.

Baseten (КАЛИФОРНИЯ)
ТУХИН ШРИВАСТАВА • $60 МЛН • 2019

ПО для развертывания приложений ИИ.

Cerebras Systems (КАЛИФОРНИЯ)
ЭНДРЮ ФЕЛДМАН • $720 МЛН • 2016

Производитель компьютерных микросхем.

Character.AI (КАЛИФОРНИЯ)
НОАМ ШАЗИР • $193,1 МЛН* • 2021

Чат-боты для потребителей.

Cleanlab (КАЛИФОРНИЯ)
КЕРТИС НОРТКАТТ • $30 МЛН • 2021

Обнаружение ошибок в данных.

Codeium (КАЛИФОРНИЯ)
ВАРУН МОХАН • $93 МЛН • 2021

Приложение для автозавершения кода.

Cohere (КАНАДА)
АЙДАН ГОМЕС • $445 МЛН • 2019

Разработка моделей ИИ.

Cradle (НИДЕРЛАНДЫ)
СТЕФ ВАН ГРИКЕН • $33 МЛН • 2021

Дизайн белков для поиска лекарств.

Cresta (КАЛИФОРНИЯ)
ПИНГ ВУ • $152 МЛН • 2017

Поддержка операторов кол-центра.

Databricks (КАЛИФОРНИЯ)
АЛИ ГОДСИ • $4 МЛРД • 2013

Хранение и анализ данных.

DeepL (ГЕРМАНИЯ)
ЯРОСЛАВ КУТЫЛОВСКИ • $100 МЛН* • 2017

Сервис машинного перевода.

ElevenLabs (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
МАТИ СТАНИШЕВСКИ • $101 МЛН • 2022

Ненавидите свой голос? Просто загрузите текст, выберите один из 40 готовых голосов, а сервис ElevenLabs, переводящий текст в голос, сделает все остальное. С момента запуска в январе 2023-го разработанная стартапом-единорогом сеть использовалась для клонирования голосов (включая известных актеров), а также для генерирования синтетических голосов для аудиокниг и озвучивания персонажей в играх, видео и фильмах. Польские инженеры и друзья детства Станишевски и Дабковски привлекли более $100 млн инвестиций для создания маркетплейса голосов, где представлены без малого 30 языков.

Figure AI (КАЛИФОРНИЯ)
БРЕТТ АДКОК • $754 МЛН • 2022

Автономные гуманоидные роботы.

Glean (КАЛИФОРНИЯ)
АРВИНД ДЖАЙН • $360 МЛН • 2019

Поисковый движок для предприятий.

Harvey (КАЛИФОРНИЯ)
УИНСТОН ВАЙНБЕРГ • $106 МЛН • 2022

Harvey отвечает на запросы более 10 тыс. загруженных делами юристов, помогая им находить информацию, составлять и проверять контракты и находить юридические прецеденты. Соседи по квартире Вайнберг и Габриэль Перейра основали стартап в 2022 году, чтобы сократить количество рутинных юридических задач, и их ИИ-сервис уже используется элитными юридическими фирмами, такими как британская Allen & Overy and Macfarlanes. Стартап привлек более $100 млн венчурного капитала, $80 млн из которых были получены при оценке в $715 млн в конце 2023-го от известного инвестора Элада Гиля и фондов Kleiner Perkins, OpenAI Startup Fund и Sequoia.

Hebbia (НЬЮ-ЙОРК)
ДЖОРДЖ СЕВУЛКА • $30 МЛН • 2020

Корпоративная поисковая система.

Hugging Face (НЬЮ-ЙОРК)
КЛЕМАН ДЕЛАНГ • $395 МЛН • 2016

Библиотека для моделей и наборов данных ИИ.

Insitro (КАЛИФОРНИЯ)
ДАФНЕ КОЛЛЕР• $643 МЛН • 2018

Разработка лекарственных препаратов.

Kumo.AI (КАЛИФОРНИЯ)
ВАНЯ ЙОЗИФОВСКИ • $37 МЛН • 2021

ПО для аналитики данных.

LangChain (КАЛИФОРНИЯ)
ХАРРИСОН ЧЕЙЗ • $35 МЛН • 2023

Инструменты разработки приложений ИИ.

Leonardo.AI (АВСТРАЛИЯ)
ДЖЕЙ ДЖЕЙ ФИАССОН • $31 МЛН • 2022

Сервис генерации изображений.

Midjourney (КАЛИФОРНИЯ)
ДЭВИД ХОЛЬЦ • $0 • 2021

Сервис генерации изображений.

Mistral AI (ФРАНЦИЯ)
АРТУР МЕНШ • $527,8 МЛН • 2023

Считающаяся европейским конкурентом OpenAI, Mistral разрабатывает в основном бесплатные модели ИИ с открытым кодом. Стартап, которому меньше года, оценивается в $2 млрд и привлек более $500 млн инвестиций от крупных фондов, таких как Andreessen Horowitz и Lightspeed Venture Partners. Менее заметные доли принадлежат Microsoft, Nvidia и Salesforce. Mistral отличается разработкой небольших моделей, которые требуют меньше вычислительных мощностей. В феврале он дебютировал с альтернативой ChatGPT — чат-ботом под названием Le Chat.

Notion (КАЛИФОРНИЯ)
ИВАН ЧЖАО • $330 МЛН • 2013

Сервис для повышения производительности.

OpenAI (КАЛИФОРНИЯ)
СЭМ АЛЬТМАН • $11,3 МЛРД* • 2015

Разрабока моделей ИИ.

Owkin (НЬЮ-ЙОРК)
ТОМАС КЛОЗЕЛЬ • $304 МЛН • 2016

Разработка лекарственных препаратов.

Perplexity (КАЛИФОРНИЯ)
АРАВИНД ШРИНИВАС • $102 МЛН • 2022

Приложение для поиска.

Photoroom (ФРАНЦИЯ)
МАТТЬЕ РУФ • $64 МЛН • 2019

Приложение для редактирования фотографий.

Pika (КАЛИФОРНИЯ)
ДЕМИ ГУО • $55 МЛН • 2023

Сервис генерации видео Pika позволяет каждому парой кликов сгенерировать видео с аквалангистами, исследующими подводный мир, или тигром, бродящим по джунглям Индии. Стартап, основанный двумя аспирантами Стэнфордского университета в апреле 2023-го, уже использовался для создания 35 млн видеороликов. Компания привлекла инвестиции в размере $55 млн от известных инвесторов-ангелов, таких как бывший CEO GitHub Нат Фридман и сооснователь и CEO Quora Адам Дианджело. Pika с командой из 13 человек, в основном женщин, оценивается в $250 млн.

Pinecone (НЬЮ-ЙОРК)
ЭДО ЛИБЕРТИ • $138 МЛН • 2019

ПО для баз данных.

Replicate (КАЛИФОРНИЯ)
БЕН ФИРШМАН • $60 МЛН • 2019

ПО для развертывания приложений ИИ.

Rosebud AI (КАЛИФОРНИЯ)
ЛИША ЛИ • $9,9 МЛН • 2019

Приложение для разработки видеоигр.

Runway (НЬЮ-ЙОРК)
КРИСТОБАЛЬ ВАЛЕНСУЭЛА • $237 МЛН • 2018

Приложение для редактирования изображений и видео.

Sana (ШВЕЦИЯ)
ДЖОЭЛЬ ХЕЛЛЕРМАРК • $82 МЛН • 2016

Платформа для корпоративного обучения и поиска.

Scale AI (КАЛИФОРНИЯ)
АЛЕКСАНДР ВАНГ • $600 МЛН • 2016

Разметка данных.

Sierra (КАЛИФОРНИЯ)
БРЕТ ТЕЙЛОР • $110 МЛН • 2023

Чат-боты для обслуживания клиентов.

Synthesia (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ВИКТОР РИПАРБЕЛЛИ • $156,6 МЛН • 2017

Приложение для создания аватарок и видео.

Together AI (КАЛИФОРНИЯ)
ВИПУЛ ВЕД ПРАКАШ • $228,5 МЛН • 2022

Инструменты для разработки моделей ИИ.

Tome (КАЛИФОРНИЯ)
КИТ ПЕЙРИС • $81 МЛН • 2020

Создавайте слайд-шоу за считаные секунды при помощи Tome, который использует модели ИИ, такие как GPT-4 от OpenAI и Llama от Meta, чтобы преобразовать любой объем текста в качественную презентацию. 18 млн пользователей используют сервис для создания самых разных презентаций: от инструкций по послеоперационному уходу до приглашений на ужин. Небольшая часть из них платит за неограниченное пользование сервисом на более высокой скорости. Основанный Пейрисом и Хенри Лириани, бывшими лидерами по продукту в Facebook, Tome оценивается в $300 млн и получил поддержку инвесторов-миллиардеров, таких как Рид Хоффман и Эрик Шмидт.

Tractian (ДЖОРДЖИЯ)
ИГОРЬ МАРИНЕЛЛИ • $65 МЛН • 2019

Обслуживание промышленного оборудования.

Unstructured (КАЛИФОРНИЯ)
БРАЙАН РЕЙМОНД • $65 МЛН • 2022

Инструменты для разработки приложений ИИ.

Vannevar Labs (КАЛИФОРНИЯ)
БРЕТТ ГРАНБЕРГ • $87 МЛН • 2019

ПО-обеспечение для разведывательной деятельности в области обороны.

Waabi (КАНАДА)
РАКЕЛЬ УРТАСУН • $83,5 МЛН • 2021

Платформа для автономного грузового транспорта.

Weaviate (НИДЕРЛАНДЫ)
БОБ ВАН ЛУЙТ • $67,6 МЛН • 2019

ПО для баз данных.

Writer (КАЛИФОРНИЯ)
МЕЙ ХАБИБ • $126 МЛН • 2020

Приложение для копирайтинга


Редактор: Кенрик Кай

Репортеры: Раши Шривастава, Лорен Орсини и Лия Розенбаум

Ассистент редакции: Элизабет Брайер

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте