Как грузин родом из Москвы хочет сделать из Атырау Дубай

Интервью с Шотой Абхазавой, владельцем группы TEXOL

Шота Абхазава, сидит за столом с ноутбуком и флажками
Шота Абхазава
Фото: © Роман Дементьев

В июне 2024 года «со стапелей» Атырауского вагоностроительного завода сошел первый грузовой полувагон. Как обещает владелец завода Шота Абхазава, к 2027 году производство будет выпускать до 8000 вагонов, платформ и цистерн в год. «Это вечный бизнес, — говорит он. — У нас 9-я по территории страна в мире: расстояния такие, что железнодорожный транспорт будет основой логистики еще многие годы. Я даже не знаю, что с точки зрения законов природы может изменить это положение. Меня не будет, уйдет поколение моих детей, внуков, а заводы такого рода будут работать обязательно».

Абхазава — глава группы TEXOL, куда сейчас входит более 20 компаний. Основное направление деятельности — железнодорожные перевозки: в собственности компании около 10 тысяч вагонов и еще около 1500 находятся в управлении. Плюс вагоноремонтное депо (в 2023 году отремонтировали более 7320 вагонов, в 2024-м — чуть более 5000), вагоноколесная мастерская, хозяйство по ремонту и испытанию цистерн для сжиженного газа и проч. Основной доход группе дает ж/д логистика: 40% — сдача в аренду подвижного состава, 60% — оперирование парком грузовых вагонов.

Заводы без роботов

TEXOL работает в Казахстане 30 лет, с 1995 года. Сегодня, помимо основного вагоностроительного завода, группа строит в Атырау отдельные площадки производства компонентов вагонов — мелкого и среднего вагонного литья (пружин, колодок, крыш, стенок и дверей вагонов).

«Также мы заканчиваем формировать исследовательский центр, который будет проводить испытания и сертифицировать любую продукцию для ж/д транспорта. Также уже определено место и начинается строительство полигона для ходовых испытаний вагонов», — говорит предприниматель.

Железнодорожные цистерны для перевозки нефтепродуктов
Железнодорожные цистерны для перевозки нефтепродуктов
Фото предоставлено компанией TEXOL

При этом нельзя сказать, что название или имя владельца группы на слуху. Похоже, что СМИ обратили на них внимание только в связи с запуском вагоностроительного завода. Правда, потом информации в прессе стало больше: появились интервью с главой группы, репортажи с автогонок (давнее увлечение Шоты Абхазавы).

«Полтора года назад мы приняли решение стать более известными, рассказать, что мы собой представляем, — подтверждает собеседник, объясняя: — Только на основных производственных площадках у нас будет работать около четырех тысяч человек, из них около двух с половиной тысяч — на основной сборочной площадке завода. В компании уже работает много людей, а завтра будет работать ещё больше, и надо, чтобы люди, вливающиеся в нашу команду хорошо знали, куда они идут работать».

Атырауская область — не самый густонаселенный регион Казахстана, там живет всего 700 тыс. человек — найдется ли столько работников для завода? «Совпало несколько событий, которые мы учитывали в нашей программе, — возражает собеседник. — «Тенгизшевройл» заканчивает Проект будущего расширения, и суммарно у нас в Атырауской области более 20 тысяч работников, строивших этот завод, высвобождаются. Большая их часть — специалисты, которые нам нужны: слесари и сварщики. А уже через год-два мы надеемся набирать выпускников наших курсов и программ в колледжах. Сегодня несколько групп обучаются по дуальной системе, а с 2025 года мы начинаем собственную шестимесячную программу подготовки специалистов у нас в новых учебных классах». С инженерным персоналом сложностей больше. «У нас много экспатов, целую группу инженеров-вагоностроителей привлекли из Украины и России», — делится опытом бизнесмен.

Многотысячные коллективы, масштабные стройки, набор специалистов из других республик — отдает чем-то «партийно-советским», не правда ли? Во всяком случае не современным производством, где «впахивают роботы, а не человек». Однако у Шоты Абхазавы другое мнение.

В производственном цеху компании TEXOL
В производственном цеху
Фото предоставлено компанией TEXOL

«Когда на заводе абсолютная автоматизация, нет людей и не надо платить им зарплату — казалось бы, это здорово. Но в какой-то момент повальная роботизация перестает быть эффективной. Роботы стоят дорого, их обслуживание стоит недешево, для наладки и перенастройки нужны очень дорогостоящие специалисты и подрядчики. И когда через 10-20 лет будет достигнута окупаемость, к этому моменту придется закупать новое оборудование — опять же за огромные деньги. Это замкнутый круг. Именно поэтому много современных и автоматизированных заводов переехало, например, из Германии, Австрии и Франции в Словакию, Болгарию и Турцию, — убежден Абхазава. — Новое машиностроение не может обойтись без людей, без высококвалифицированного ручного труда. Основа — сварка, нарезка, контроль, выкатка котлов и т. д. — это все делают работники на станках с цифровым управлением. Робот не может выкатать днище котла сам по себе. Зато квалифицированные специалисты могут быстро переходить к выпуску новых моделей вагонов, что в итоге придает производству гибкости и экономической эффективности».

Бизнес без субсидий

На сегодня в строительство атырауского завода вложено 30 млрд тенге, из них большая часть — собственные средства, 24 млрд, заемных — 6 млрд. Общие затраты на проект оцениваются в 88 млрд тенге. Оставшиеся инвестиции будут за счет заемных средств, уточнил инициатор проекта. Основной кредитор — Halyk Bank.

«До сих пор мы обходились собственными средствами и коммерческими кредитами», — заверяет Абхазава. Судя по его словам, он противник дотаций, освобождения от налогов, специальных экономических зон и вообще господдержки для бизнеса, особенно если она носит выборочный характер.

«Я либертарианец по своим экономическим взглядам. Всегда странно, почему квазигосударственная структура поддерживает одну компанию, а другую — не поддерживает, одним льготные кредиты дают, а другим — не дают. Кто-то берет займы под 6%, а кто-то — под 22%. Я считаю: или всем должна быть доступна сниженная ставка, или никому, иначе это не конкуренция, не честное соревнование — рассуждает он. — Я не люблю бизнесменов, которые все время требуют какой-то помощи, господдержки. Если вам нужна помощь, то не занимайтесь этим делом».

Производственная площадка вагоностроительного завода
Производственная площадка вагоностроительного завода
Фото предоставлено компанией TEXOL

Как считает Абхазава, если государство хочет помочь предпринимателям, то должно в целом снизить налоги. «А то получается, государство собрало лишние налоги, а потом распределяет их отдельным компаниям в виде дотаций ставки по кредитам и прочих субсидий», — пожимает он плечами. Государство во всех странах — самый плохой бизнесмен, напоминает Абхазава известный афоризм и приводит в пример США, где даже «эксклюзивные государственные отрасли» — вооружение, космос, университеты — отдали в частный сектор и, по его выражению, «добились сверхэффективности в сравнении с государственными корпорациями».

Такая же позиция у предпринимателя и в отношении «вертолетной» помощи населению. «На совещаниях и встречах с руководителями госорганов я все время слышал разговоры о доступном жилье. Надо забыть о доступном жилье! Дайте людям возможность нормально зарабатывать деньги, и они сами решат, какое жилье купить — доступное или элитное. Особо нуждающимся или немощным надо обязательно помогать, но помогать адресно. Я против госдотаций на бензин, сжиженный газ, на электричество, против удерживания низких цен административным регулированием. Это убивает эффективные частные инвестиции в отрасли, стопорит развитие и экономический рост. Если есть люди, которые нуждаются в дотациях, их нужно давать конкретной семье, и они сами позаботятся о счетах за электричество», — горячится собеседник.

Атырау без нефти

Бизнес должен не забирать ресурсы у общества, а преумножать, убежден Абхазава. В 2025 году его группа строит в Атырау спортивный центр — с теннисными кортами, залами для мини-футбола, волейбола, баскетбола и гимнастики, гольф-клуб, парк аттракционов и зоны отдыха. 

Там же, в Атырау, Абхазава хочет построить гостиницы, коммерческие здания, санаторий: «У нас есть целебные солёные озера (слышали про Индер?). Будет современный объект, как в Европе, где можно обследоваться, поправить здоровье и где вас обслужат по высшему классу».

Шота Абхазава, гонки Lamborghini в Испании
Шота Абхазава — победитель гонки Lamborghini в Испании
Фото: пресс-служба команды ARTLine Kazakhstan

Одним из главных факторов своих достижений Абхазава считает образование инженера-конструктора. И в Атырау он хочет создать детско-юношеский научно-образовательный музей и привлечь туда в качестве партнёров мировых технологических лидеров, работающих в Казахстане: Siemens, Chevron, Shell, Wabtec, Alstom, «Казатомпром», а также технические вузы страны. Есть и еще одна мечта — свой технический университет.

«Я хочу глобально изменить не только облик, но и отношение к Атырау: сейчас к нам приезжают во основном по работе или навестить родственников. А ведь Атырауская область — это регион, который формирует значительную часть ВВП, значительную часть налогов страны. Я хочу, чтобы люди не относились к Атырау как к вахтовому поселку, — призывает бизнесмен. — Вахтовым может быть целый город или даже регион, если жизнь в нем зависит только от одной отрасли, тем более если это отрасль связана с исчерпаемыми полезными ископаемыми. О диверсификации экономики говорится много и давно — мне кажется, что нам в Атырау требуется диверсификация и экономики и жизни людей в целом».

При этом Шота Абхазава — не коренной атыраусец: он родился в Москве, имел российское и грузинское гражданства, но отказался от них и в 2021 году получил казахстанский паспорт.

«Я видел, как быстро менялись города и страна менялась просто оттого, что реализовали идеи, которые стали локомотивами для экономики», — говорит собеседник, имея в виду Грузию, где он был в команде, проводившей реформы при Михаиле Саакашвили. Бизнесмен убежден, что ключ к успеху для Атырау в развитии не только индустриального сектора, но и туристической отрасли.

«На мой взгляд, самая емкая с точки зрения рабочих мест отрасль — это туризм. Эта отрасль вытащила Грузию из небытия, в котором она пребывала ещё в начале 2000-х годов. А сейчас в стране, где нет ни нефти, ни газа, экономика стала устойчивой и самодостаточной. Туризм — отрасль саморегулирумая, не опирается на сырьевые ресурсы, — подчеркивает он и переходит к другому образцу для подражания: — Есть потрясающий пример, как это работает, — Дубай. Нефтяной эмират, но сейчас ВВП Дубая на считаные проценты зависит от нефтедобычи. Когда у них кончится добыча нефти, Дубай, по большому счету, не заметит этого. А почему у нас не так? Нефти у нас больше, климатические условия лучше. Море рядом — 27 километров от центра Атырау».

Да, Каспий — не Персидский залив, и берег там — не песчаный пляж, а болотистые заросли. «Но в Дубае, когда не хватало земли, насыпали искусственные острова. Нам проще — надо только сделать искусственное море и пляж», — рисует перспективы глава компании.

Похоже, идеи, как преобразить Атырау, у Абхазава неисчерпаемы. Так, он предлагает создать «большой авиационный хаб». «Над нами — огромный коридор самолетов, которые летят в Европу, и им надо облетать Россию. Давайте сделаем им «пит-стоп» в Атырау! Почему на этом зарабатывает только Стамбул? Огромное количество пассажиров сейчас летят в Европу через Стамбул и Тбилиси — чем мы хуже? — задается риторическими вопросами бизнесмен. — Давайте сделаем огромные торговые центры, которые будут рассчитаны не только и не столько на жителей Атырау, которых пятьсот тысяч, а на миллион человек».

Как считает предприниматель, Атырау довольно быстро может стать развитым мегаполисом. «Я очень хочу изменить наш город. Чтобы к нам приезжали не только на заработки — отбыть вахту, а побывать в крупных магазинах, поправить здоровье в современных лечебницах, позагорать на пляжах, посмотреть международные гонки, футбольные матчи, погонять самому на спортивных машинах по гоночному треку, развлечься в огромном парке аттракционов, посетить концерт звезд эстрады или выставку искусств, а вечером поужинать в одном из десятков первоклассных ресторанов, — говорит он. — Я хочу, чтобы мои дети жили в Атырау с удовольствием, в экологичной и красивой обстановке, а к ним приезжали бы друзья — погостить, по делам или отдохнуть — из самых разных стран. Если все это будет сделано, я буду считать, что моя миссия выполнена».

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте