Как философия инь и ян влияет на трансформацию бизнеса Серика Толукпаева
В 2025 году Forbes Kazakhstan оценил состояние основателя холдинга Aitas в $359 млн

«Я нашел гармонию в инь и ян» — с этого философского откровения начал наш разговор один из участников рейтинга 75 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan Серик Толукпаев (33-е место).
Основатель агропромышленного холдинга Aitas сегодня точно знает, что его путь — это неразрывное сочетание предпринимательской деятельности и социальной миссии. Хотя сам же признается, что долгое время у него не получалось правильно сформулировать целостное видение своей компании, ведь, с одной стороны, это крупнейший производитель мяса птицы в стране, с другой — масштабные образовательные и социальные фонды.
«Образ компании много лет не клеился у меня в голове как что-то цельное», — комментирует Толукпаев. И лишь недавно, спустя годы сознательного поиска, к бизнесмену наконец пришло озарение: «Это мой внутренний мир, где ян — это мужское начало, отвечающее за бизнес, инь — женская часть, олицетворяющая социальную сферу. Я только осознал, что интуитивно искал гармонии для своей души. И нашел именно в этом сочетании».
По его словам, все началось около десяти лет назад, когда на фоне экономического кризиса он ощутил личную ответственность не только за свой бизнес, но и за всю страну. «С того момента в структуру холдинга и вошли социальные проекты», — утверждает собеседник.
Ян: от агропромышленного холдинга к инвестиционному будущему
Последние два года Толукпаев посвятил проработке идеи трансформации Aitas в инвестиционный холдинг. В этот период он полностью вышел из операционного управления компанией и стал стратегически переосмысливать бизнес. «Я начал думать, как превратить производственную, дистрибуционную компанию в инвестиционную. Понял, что это непростой вид деятельности, к нему нужно серьезно готовиться. Это не как в тапочки переобуться, а скорее как кожу сбросить — должен появиться новый слой», — приводит сравнение бизнесмен.
В свою очередь, инвестиционная деятельность требует другой команды и специалистов иного профиля. Ведь любой бизнес, как известно, строится на людях, обращает внимание Толукпаев. «Я 13 лет создавал производственную компанию, занимался формированием менеджмента. И осознаю, что путь к инвестиционному бизнесу будет не менее долгим», — рассуждает он.
Однако перед этим предстоит преобразовать Aitas из агропромышленного холдинга в бренд-ориентированную фуд-компанию. Данный процесс, по оценкам бизнесмена, займет приблизительно пять лет. «Когда мы посмотрели на наш бизнес глазами инвестора, то поняли: не сырье создает капитализацию, а бренды. Я это хорошо знаю по опыту работы с международными корпорациями. Рынок мяса птицы в Казахстане стал очень конкурентным, и теперь важно продавать не просто продукт, а бренд», — подчеркивает он.
Развитие направлений ready to cook и ready to eat — ключевой шаг в этой трансформации. Речь идет о производстве полуфабрикатов, готовых к приготовлению или употреблению, таких как наггетсы, колбасные изделия и даже блюда вроде котлет по-киевски с рисом, объясняет Толукпаев. По сути, это превратит Aitas в кулинарную компанию, замечает он.
«Мы хотим работать и в сегменте b2c, и в b2b — примерно 50 на 50. И для каждого сегмента создадим отдельные бренды, будь то премиум, средний класс или эконом», — поясняет бизнесмен. И тут же уточняет, что в настоящее время его команда уже ведет исследования, направленные на глубокое понимание целевой аудитории. А вот запустить линейки планируется только в ближайшие год-два.
Одновременно с этим Aitas намерен в течение пяти лет расширять и географическое присутствие.
«С 20-миллионным населением наш рынок не интересен иностранным инвесторам. Но мы интересны, если компания работает как платформа для выхода на рынки Центральной Азии и Китая, — продолжает Толукпаев. — Поэтому именно на них направлен сейчас наш фокус. Что касается России, то мы там прямые конкуренты, так как у них есть то же преимущество, что у нас, — дешевое сырье. Там мы видим «алый океан».
Еще одна точка роста для Aitas — это партнерство с производителями фастфуда. Между тем Толукпаев подчеркивает, что самостоятельно его компания заходить в это направление не собирается. Вместо этого в планах коллаборации и b2b-модель. «Мы активно работаем с KFC, и подобные партнерства нас привлекают. Мы готовы заходить как миноритарный инвестор, если найдем сильного партнера в фастфуд-сегменте», — заявил бизнесмен. Впрочем, индивидуальные заказы для маленьких фастфудов пока нецелесообразны, замечает он. Гибкость возможна только при масштабах.
От белого мяса к красному: новые проекты Aitas
Сегодня один из амбициозных проектов компании связан со строительством крупнейшего в Центральной Азии колбасного завода мощностью 50 тыс. тонн. Объект, на котором будет создано свыше 500 рабочих мест, построят в Шымкенте, объем инвестиций составит 18 млрд тенге, поделился планами основатель Aitas. Подобного проекта еще не было ни в Центральной Азии, ни в Казахстане, уверен предприниматель. Финансирование пока находится в стадии обсуждения: equity компания уже собрала, а переговоры о заемных средствах ведутся с казахстанскими банками. Реализация проекта пройдет в два этапа, с запуском производственных линий по 25 тыс. тонн каждая. Выйти на полную мощность компания планирует к 2033 году.
К слову, Aitas уже представлен в сегменте мясных изделий брендом АМП, специализирующимся на производстве вареных колбас и сосисок. Теперь холдинг намерен двигаться дальше. «Мы видим наш путь в производстве продуктов для среднего и премиального сегментов. Основа уже выстроена в экономсегменте, теперь задача достроить верх. И сырьем, конечно, будет красное мясо», — приводит подробности Толукпаев.
Однако собственный завод по переработке красного мяса пока не в приоритете. Aitas делает ставку на коллаборации с местными производителями, обеспечивая им гарантированный сбыт, а себе — стабильное сырье. «Если не найдем партнера, будем заходить на территорию производства красного мяса. В этом отношении у нас тоже есть определенные наработки», — отмечает бизнесмен.
Другой масштабный проект Aitas разворачивает в Жамбылском районе Алматинской области, где готовится возвести крупнейшую птицефабрику стоимостью $350 млн. Объект будет производить 120 тыс. тонн мяса в год. Строительство запланировано на 2026 год, но все зависит от хода налоговых реформ в стране.
«Мы пока не знаем точно, что будет с налоговой нагрузкой… Наши финансовые модели были рассчитаны на прежний уровень налогов. Видимо, он изменится», — предполагает Толукпаев. Вместе с тем запуск завода был намечен на 2028 год, на нем планировалось создать порядка 3 тыс. рабочих мест.
Третий крупный проект Aitas намерен реализовать совместно с инвесторами из Иордании на севере Казахстана, сообщил бизнесмен. «Мы хотим в 2025 году зайти в проектную стадию строительства большого племенного птицерепродуктора мощностью до 100 млн инкубационных яиц. Сейчас мы ищем площадку под размещение. Общий размер инвестиций составит порядка $85 млн. Это позволит нам не только закрыть внутренние потребности, но и выйти на экспорт в Россию», — раскрыл детали собеседник.
По его словам, это начало большого проекта. В дальнейшем компания собирается построить еще несколько подобных племрепродукторов на территории страны.
Инвестиционный фокус: от венчура до Африки
Если говорить об инвестиционном будущем Aitas, то новый холдинг, по задумке Толукпаева, будет включать не только текущий фуд-бизнес, но и другие направления деятельности, возможно, даже за пределами Казахстана. Создание собственной управляющей компании — следующий шаг на ближайшие три-пять лет.
«Мы создадим холдинг, в который войдут разные направления бизнеса», — утверждает бизнесмен. И в первую очередь он смотрит в сторону венчурного инвестирования. Этим направлением Толукпаев планирует заняться осенью 2025 года. Но сначала предстоит трансформировать компанию под стандарты международных инвесторов, снова обращает внимание он. «Сейчас без наличия серьезных брендов и географической экспансии мы не получим хорошую цену на equity», — поясняет Толукпаев. Один из сценариев, который он также не исключает в перспективе, — это выход холдинга на IPO, но, по прогнозам, не ранее чем через два-три года.
Наряду с этим бизнесмен приглядывается и к внешним рынкам. «В Казахстане я поработал и на национальном, и на региональном уровне. Теперь мне хочется попробовать себя за рубежом. Пока не знаю, в каких областях это может быть, но я не ищу высокой доходности, главное, чтобы это было интересно. С точки зрения географии меня всегда привлекала Африка. Мне близок этот народ, его простота, коллективизм. Там нет того эго, которое есть на Западе», — говорит он.
Инь: идеи, которые могут изменить мир
Как утверждает Толукпаев, один из его главных принципов управления холдингом основан на концепции: «мы» больше, чем «я». Такая философия находит отражение и в социальных проектах бизнесмена. Некоторые из них на первый взгляд кажутся утопическими.
«Если говорить про инь, самая основная интересная идея, которую, наверное, многие посчитают странной, это то, что я ездил в Стамбул обсуждать тему Connected Space. Мы ее так и назвали», — рассказывает собеседник. Другими словами, Connected Space — это попытка построить гармоничное будущее с единомышленниками по всему миру. «Когда христиане, мусульмане, буддисты — все живут в полной гармонии. Люди, у которых в голове капитализм и социализм, — и они тоже живут в гармонии», — с воодушевлением объясняет Толукпаев.

Современный мир, по его мнению, переживает кризис идей, усиленный изменением климата и развитием технологий, которые представляются опасными в руках неподготовленного человечества. Поэтому поиск новой идеологической опоры становится особенно важным, убежден бизнесмен.
Основываясь на экспертных доводах, он считает, что достаточно 3 % человечества, объединенных одной идеей, чтобы изменить вектор развития мира. И тут Толукпаев не исключает, что импульс может исходить со стороны Казахстана. «Может, у нас получится, а может, и нет, зато попробуем», — философски рассуждает он.
Опорные школы: в ответе за новое поколение
Если идея Connected Space — взгляд в будущее всего мира, то в Казахстане команда Толукпаева уже реализует конкретный социальный проект, связанный с реформированием школьного образования. Речь идет о создании в каждом сельском районе страны опорных школ по образцу НИШ, с тем же уровнем преподавания, оснащения и качеством знаний. Цель — сократить разрыв между городским и сельским образованием.
«Мы верим, что следующее поколение поменяет страну. И наш основной фокус — на тех, кому сегодня от семи до 25 лет», — комментирует бизнесмен.
Проект реализуется в партнерстве с государством: фонд «Қазақстан халқына» финансирует оснащение школ, НИШ внедряет стандарты и обучает педагогов, местные акиматы занимаются ремонтом зданий, а Фонд устойчивого развития образования, входящий в портфель социальных проектов холдинга, отвечает за организационную работу. «В 150 школах Казахстана эта программа уже функционирует, осталось охватить 50. И в этом году мы планируем завершить проект», — отмечает Толукпаев. По его информации, на развитие данного проекта ежегодно направляется порядка 500–600 млн тенге.
Живые лаборатории будущего
Еще одно стратегическое социальное направление деятельности Aitas связано с развитием сельских территорий. Компания выбрала три пилотных района: Катон-Карагайский и Уланский районы в Восточно-Казахстанской области и Буландынский район Акмолинской области. «Мы пытаемся построить районы, которые можно было бы демонстрировать как примеры устойчивого развития, — уточняет Толукпаев. — Разрабатываем 10–20-летние стратегии вместе с местной исполнительной властью, бизнесом, гражданским обществом. Мы хотим показать на примере, что это может работать».
Основная задача проекта состоит в том, чтобы создать воспроизводимые модели развития, которыми смогут воспользоваться другие регионы, подчеркивает бизнесмен. «Мы готовы этими кейсами делиться, чтобы все наши сельские территории взяли инструменты устойчивого развития и использовали их», — резюмирует он.
В завершение разговора складывается картинка, что сочетание инь и ян, о котором говорит основатель Aitas, становится метафорой не только компании Серика Толукпаева, но и всей его жизни, в которой бизнес — это не только про прибыль, но и про смысл. Из его слов понятно, что он не ищет идеальных формул успеха, но, кажется, находит гармонию в своем стремлении соединить материальное и духовное.