Экономике нашли преемника: «углубить», «расширить», «усилить»
Перестановка мест решающих
Волна кадровых перестановок в Казахстане на уровне политического руководства, похоже, подошла к завершению (на низовом уровне она, конечно, еще только начнется), затронув не только исполнительную власть, но также законодательную и органы, подотчетные президенту.
Промышленность уже не просто в рецессии, а в депрессии
Промышленное производство в Казахстане не может выбраться из рецессии. Обра... →
Слово «волна» здесь подходит как нельзя лучше, поскольку волна представляет собой иллюзию поступательного движения, тогда как на самом деле все остается на своем месте.
Несмотря на кажущиеся масштабы перестановок, говорить о каких-то принципиальных изменениях не приходится. Ни одного нового лица во власти не появилось, все прошло по привычной схеме рокировок.
Правительство возглавил бывший вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, достаточно долгое время проработавший с Каримом Масимовым. Другой вице-премьер Аскар Мырзахметов сохранил свой пост. Назначенный на место еще одного вице-премьера Имангали Тасмагамбетов также входил в состав кабинета министров, а ранее и руководил им.
Покинувшая же пост заместителя премьер-министра Дарига Назарбаева вернулась в парламент, где вряд ли надолго останется на позиции рядового сенатора.
Обращает на себя внимание тот факт, что сохранен в прежнем составе весь финансово-экономический блок правительства и председатель Национального банка (к этому мы еще вернемся).
Вперед к прошлому
Почему Карим Масимов перешел на работу в спецслужбу?
Карим Масимов – один из тех представителей политической элиты, которых тяже... →
Из новшеств можно отметить разве что два структурных преобразования, но и они при ближайшем рассмотрении оказываются возвратом к хорошо забытому старому. Реорганизацию Министерства по делам государственной службы следует признать закономерным шагом, поскольку у такого ведомства изначально не было поля для деятельности и задач. Отдел кадров со статусом министерства был явным перебором.
А его странная организационная конструкция, когда внутри ведомства было образовано антикоррупционное бюро, обладавшее полномочиями гораздо более сильными, нежели у «материнской» структуры, заведомо была обречена на развал. Этим все и завершилось – тот факт, что новое агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции возглавил Кайрат Кожамжаров, свидетельствует о борьбе с коррупцией в качестве бесспорного приоритета. А стало быть, на наших глазах, происходит реинкарнация агентства финансовой полиции. Осталось только дождаться, когда будет поднят вопрос о его объединении со службой экономических расследований комитета госдоходов.
Примерно то же самое мы наблюдаем и в случае с образованием Министерства по делам религий и гражданского общества. Да, его создание выглядит логичным в условиях обострения террористической угрозы и осознания того, что с ней невозможно работать только силовыми методами. Тем не менее, у нас уже был опыт функционирования аналогичной структуры - агентства по делам религий – не принесший видимых успехов. И нам еще нужно прийти к осознанию того, что создание различных бюрократических структур не является решением проблем, тем более таких глубинных, как формирование гражданского общества.
Консерватизм торжествует
Почему нет никаких перемен в экономике?
Уже много лет экономика Казахстана находится в застое. Все её успехи за пос... →
Итак, в сфере борьбы с коррупцией и религиозным экстремизмом отмечается консервативная тенденция. Это же происходит и в экономике, что подтверждают не только кадровые решения, но и первые заявления, уже сделанные новым премьер-министром. Бакытжан Сагинтаев поручил контролировать цены, привлекать инвестиции в несырьевые экспортные проекты, развивать транспортную инфраструктуру и переработку сельхозпродукции. Словом, пока речь идет исключительно о том, чтобы реализовывать уже принятые программы и выбранные направления.
Понятно, что по-иному быть и не может, новому главе правительства требуется время для выработки новых инициатив. Но в любом случае вряд ли следует ожидать, что они будут идти вразрез с прежним курсом. Ключевой задачей Сагинтаева как премьера является обеспечение преемственности. Вопрос лишь в том, нужна ли экономической политике подобная преемственность?
Беспрецедентная девальвация тенге позволила сбалансировать государственный бюджет, а стабилизация цен на нефть остановила спад в экономике. Это создает иллюзию успешного преодоления очередного кризиса. Однако на самом деле реальных качественных изменений так и не произошло, и нынешние действия исполнительной власти не дают оснований считать, что для таких изменений есть предпосылки.
Экономическая политика по-прежнему строится на том, чтобы перераспределять сырьевую ренту, стимулируя те или иные отрасли, приоритеты в которых определяют чиновники, почему-то считающие, что они могут просчитать рыночные тренды. Преемственность такой политики означает, что она устраивает власть, и свобода маневра для кабинета Сагинтаева ограничится лишь тем, чтобы что-то «углубить», «расширить» и «усилить».