Экономика ухода за людьми: какие уроки из опыта Уругвая могут извлечь другие страны

В эпоху демографических изменений необходим социальный императив

Пожилые люди танцую танго
Во всем мире население стареет, поэтому спрос на услуги по уходу за пожилыми людьми достиг беспрецедентного уровня
Фото: © pixabay.com/Brigitte Werner

Во всем мире население стареет, и поэтому спрос на услуги по уходу за пожилыми людьми достиг беспрецедентного уровня. Это создает сложные проблемы для всех стран, но особенно для развитых. Такие проблемы возникли и в Уругвае, где демографическая ситуация ближе к ситуации в Северной Америке и Европе, чем у соседей по региону.

Резкое снижение уровня рождаемости в Уругвае говорит о необходимости срочно удовлетворить спрос на услуги по уходу для всех возрастных групп. Примечательно, что Уругвай добился самого низкого в регионе уровня бедности среди пожилых людей — во многом благодаря надежным социальным пособиям. Однако у самых молодых групп населения уровень бедности в девять раз выше, чем у самых пожилых.

В 2015 году в ответ на рост спроса на услуги по уходу Уругвай создал Национальную интегрированную систему ухода за людьми (SNIC). Была поставлена цель — обеспечить всеобщий охват услугами социального и медицинского ухода для всех уязвимых групп населения, в том числе детей до 13 лет, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей на иждивении. Спустя почти десятилетие система SNIC столкнулась с серьезными проблемами.

Уровень охвата госуслугами взрослых старше 65 лет и инвалидов остается низким — всего лишь 15%, при этом сохраняются значительные пробелы в охвате людей в возрасте 30-79 лет с тяжелыми формами инвалидности, а также детей в возрасте до трех лет (из них более 30% обучаются в специализированных яслях). С 2015 года охват госуслугами этой возрастной группы увеличился до 57%, но этот рост во многом объясняется снижением рождаемости, а не расширением предоставляемых услуг.

Важно, что бремя неоплачиваемых услуг ухода ложится в непропорционально высокой степени на плечи женщин, особенно тех, у кого низкий уровень образования и доходов. Женщины не только доминируют в неформальном секторе услуг ухода, но и несут на себе основное бремя этих услуг дома, что обычно мешает им выходить на рынок труда. Наибольший гендерный разрыв в количестве времени, которое тратится на услуги ухода, наблюдается в семьях с детьми до 12 лет.

В секторе платных услуг ухода, где 94,9% работников являются женщинами, условия работы отличаются неформальным характером, неполной занятостью и более низкой зарплатой, чем в среднем по стране. Число лет обучения у работников сферы ухода (и домработниц) обычно меньше, чем у среднего работника, а в частном секторе расходы на оплату их услуг не занимают большую долю в бюджете клиентов (в основном семей со средними и высокими доходами). Все это свидетельствуют о системном неравенстве, которое нужно устранить, чтобы гарантировать справедливые условия труда и усилить поддержку работников сектора услуг ухода за людьми.

Хотя система SNIC добилась некоторых успехов в определении услуг ухода за людьми как их права, а также в демонстрации социально-экономической значимости таких услуг, ее эффективность зависит от увеличения финансирования и от расширения охвата. В течение последних пяти лет ее бюджет стагнировал (в виде доли ВВП), несмотря на потребность в большем количестве ресурсов для улучшения раннего обучения детей и для расширения охвата услугами ухода на все уязвимые группы населения с целью сократить бедность и содействовать инклюзивному росту экономики.

Аргументы в пользу выделения этих ресурсов сильны. Инвестиции в ранее обучение детей не только полезны для развития детей, но и повышают долгосрочную производительность и экономические показатели. А улучшать эти показатели крайне важно в условиях снижения уровня рождаемости и сокращения численности детей. Такие меры, как увеличение сроков отпуска по уходу за ребенком и повышение гендерного равенства, позволят Уругваю расширить трудовые возможности женщин и увеличить долю экономически активного населения.

Опыт Уругвая свидетельствует о необходимости комплексных подходов к услугам ухода с целью повышения гендерного равенства и социальной интеграции в государственном и частном секторе. Сделав акцент на таких реформах, Уругвай смог бы удовлетворить собственные потребности в услугах ухода, а также подать всему миру пример того, как именно страны могут создавать устойчивые и инклюзивные общества в эпоху демографических изменений.

Нужно улучшать условия жизни самых младших возрастных групп населения, чтобы новые поколения работников могли интегрироваться в рынок труда и поддерживать систему соцобеспечения своими налоговыми платежами. Как показывает опыт, инвестиции в раннее обучение в наиболее уязвимых группах населения почти сразу улучшают здоровье, поведение, когнитивные навыки и успеваемость этих детей в школе, а в долгосрочной перспективе они улучшают их позиции на рынке труда и повышают производительность, особенно если затем осуществляются инвестиции в их дальнейшее обучение.

Расширяя охват услугами по уходу и принимая новые меры социальной защиты (например, увеличение отпуска по уходу за ребенком), Уругвай мог бы стимулировать рост участия женщин в рабочей силе, особенно из числа малоимущих. Госсектор услуг социального ухода обладает большим потенциалом рабочих мест для этой группы населения, а если расширение услуг ухода будет сопровождаться наращиванием ресурсов и контролем над качеством, тогда улучшатся и условия труда.

Наконец, меры, подчеркивающие роль обоих родителей в воспитании детей, не только приносят пользу женщинам, но и создают более тесные связи между отцами и детьми. А меры, направленные на изменение традиционных гендерных норм, будут способствовать более справедливому распределению домашней работы, сокращая нищету и дефицит времени, от которых страдают женщины.

В целом, опыт уругвайской системы SNIC содержит ценные уроки для властей во всем мире. Все они должны сосредоточиться на услугах ухода за людьми как на социальном императиве, инвестируя в раннее развитие детей и повышая гендерное равенство — не только по этическим соображениям, но и потому, что это абсолютно необходимо для устойчивого роста экономики.

© Project Syndicate 1995-2024

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте