Долларовые стейблкоины: США поставили не на ту лошадь?
В 2026 году министерство финансов США и его партнеры-регуляторы доработают правила, после чего начнут выдавать лицензии частным эмитентам стейблкоинов

ЧИКАГО — Во всем мире инвесторы стали критически смотреть на доллар США. Банки, фирмы и правительства, которые зависят от доллара как средства международных платежей и средства сбережения, обеспокоены политикой хаотичного, враждебно настроенного президента, выбравшего лозунг «Америка прежде всего». Они опасаются новых шагов, которые превращают валюту США в оружие. И их тревожит, что госдолг США встал на неустойчивый путь, а от ФРС, чья независимость висит на волоске, будут требовать избавления страны от этих обязательств с помощью инфляции.
На данный момент доллар остается доминирующей мировой валютой, но есть реальный вопрос: а как долго это продлится.
И тут вдруг на помощь приходят — внимание! — привязанные к доллару стейблкоины. Это цифровые токены на базе блокчейна, которые привязаны к доллару по курсу один к одному. Закон GENIUS («Направление и организация национальных инноваций для стейблкоинов США»), подписанный в июле президентом Дональдом Трампом, обещает расцвет отрасли стейблкоинов. В следующем году министерство финансов США и его партнеры-регуляторы доработают правила, после чего начнут выдавать лицензии частным эмитентам стейблкоинов. Судя по всему, недостатка в получателях лицензий не будет.
Внутренние последствия уже активно обсуждаются. Будут ли стейблкоины действительно полностью обеспечены безопасными, ликвидными залогами, или же регулируемые структуры (у которых есть все стимулы держать более высокодоходные активы) всегда будут на шаг впереди регуляторов? Будут ли стейблкоины всегда и везде обмениваться на доллары по курсу один к одному? Если начнется бегство, вмешаются ли регуляторы так же, как они вмешались в 2008 году, гарантировав обязательства Reserve Primary Fund, тогда третьего крупнейшего в мире фонда денежного рынка? Будет ли депозитная база банков защищена запретом на выплату процентов по стейблкоинам, или же эмитенты обойдут этот запрет, направив процентные платежи через биржи, где торгуются их «койны», что поставит под угрозу существование банковской системы?
Это хорошие вопросы, и ответы на них не обнадеживают.
И все же, может услышать аргумент, что, если и есть риски, то это риски, на которые стоит пойти, потому что стейблкоины помогут сохранить глобальную гегемонию доллара. Так утверждал столь авторитетный человек, как Дональд Трамп-младший, на криптоконференции в Сингапуре в начале октября.
Эти аргументы начинаются с утверждения, что 99% стейблкоинов, находящихся в обороте в мире, привязаны к доллару. Если долларовые стейблкоины будут хранить и использовать за пределами Америки, возникнет совершенно новая система международных платежных каналов, независимых и принципиально более быстрых и дешевых, чем международные банковские услуги и уже древняя система банковских сообщений SWIFT.
Если это повысит привлекательность платежей в долларах, тогда у казначеев корпораций появится стимул держать запасы долларов. А долларовые резервы у центробанков позволят им играть роль долларовых кредиторов и гарантов ликвидности в последней инстанции. Эти взаимодополняющие факторы закрепят господство доллара.
Вся эта аргументация опирается на массу допущений, которые стоит разобрать подробней. Идея, что долларовые стейблкоины будут привлекательны для платежей, предполагает, что они действительно будут стабильны (и тут мы возвращаемся к тем самым хорошим вопросам) и что правительства других стран позволят своим гражданам свободно использовать долларовые стейблкоины.
У некоторых правительств могут возникнут опасения, что смена валюты подорвет эффективность внутренней монетарной политики. Других будет тревожить содействие отмыванию денег, уклонение от налогов и контроля за движением капиталов. Власти Евросоюза будут тщательно проверять соответствие долларовых стейблкоинов положениям о защите прав потребителей и целостности рынка, которые содержатся в регламенте «Рынки криптоактивов» (MiCA). ЕС уже назвал Tether, ведущий стейблкоин, не соответствующим этим нормам.
Возможно возражение: правительства не могут развернуть цифровую волну. Но каждый, кто знаком с «Великим китайским файерволом», знает, что у национальных властей имеются значительные полномочия, позволяющие ограничить цифровые транзакции граждан. Да, европейцы смогут получать доступ к долларовым стейблкоинам в офшорах, если в самой Европе они будут запрещены. Но крупные банки и компании будут неохотно уклоняться от правил, поскольку им придется дорого заплатить, если их поймают.
Согласно третьему допущению, юрисдикции со своими валютами не будут эмитировать собственные стейблкоины. Но Китай только что сделал шаг в этом направлении, приняв постановление, разрешающее выпуск привязанных к юаню стейблкоинов в Гонконге.
Наконец, предполагается, что частные стейблкоины не проиграют конкуренцию цифровым валютам центробанков (CBDC). Фактически это тот же самый инструмент, только эмитированный центробанками, которые способны гарантировать их конвертацию в деньги центробанка. Более 100 центробанков идут по пути CBDC. Только США сторонятся этого пути, что объясняется не только исторически подозрительным отношением страны к центробанкам, но и лоббизмом криптоотрасли.
Как показывает история, у денег центробанка есть весомые преимущества перед частными деньгами. И поэтому есть основания полагать, что США поставили не на ту лошадь.