Что пожирает продовольственную систему Европы

В Европе цены на продукты питания растут, у фермеров сокращаются доходы, а основная прибыль всё чаще достается крупным переработчикам и торговым сетям

Агробизнес, сельское хозяйство, трудности, банкрот
Фото: © Depositphotos.com/soleg

БРЮССЕЛЬ — За последние годы цены на продовольствие в Евросоюзе резко выросли. В марте 2023 года продовольственная инфляция достигла рекордного уровня 15%. В Германии потребители платят сейчас за продукты почти на 30% больше, чем в 2021 году, хотя энергетические и производственные затраты снизились.

Некоторые экономисты объясняют это тем, что пищевые и розничные компании зарабатывают сверхприбыли за счёт домохозяйств с низкими доходами. Между тем часть розничной цены на продукты питания, которая доходит до фермеров, сокращается. Например, в 2021 году немецкие производители получали лишь 21,7% от розничной цены, и с тех пор эта цифра продолжает снижение. В качестве яркого примера можно привести падение доли фермеров в цене на хлеб: в 1970 году фермеры получали 19,2% от цены хлеба на прилавке, а к 2022 году эта доля сократилась до 5%.

Аналогичные проблемы у производителей молока. В период с 2014 по 2024 годы цены на молоко стабильно не покрывали возросшие производственные издержки. В результате многие фермы работают в убыток и выживают только за счёт субсидий.

Считается, что фермеры должны не только производить высококачественные продукты питания, но и обеспечивать защиту окружающей среды, климата и животных (в соответствии с обременительными бюрократическими требованиями). Однако доля производителей в создаваемой стоимости снижается, поэтому прибыль концентрируется у немногочисленных, могущественных пищевых и розничных фирм.

Массовые протесты фермеров в начале 2024 года продемонстрировали глубокое недовольство в аграрном секторе ЕС. Однако реакция политиков оставляет желать лучшего. Под давлением консервативных и либеральных фракций Евросоюз немедленно снизил экологические стандарты в «Единой сельскохозяйственной политике», что стало мощным ударом по экологической составляющей этого документа (уже и так слабой). Тем временем базовая проблема — гарантия справедливых цен во всей цепочке создания стоимости — осталась нерешённой.

К счастью, вопрос справедливого ценообразования в сельском хозяйстве наконец-то привлек должное внимание. ЕС начал пересмотр директивы «О недобросовестной торговой практике» и правил «Организации общего рынка» (CMO). Такие реформы стали результатом «Стратегического диалога о будущем сельского хозяйства в ЕС». Эта площадка, организованная в 2024 году председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, собрала широкую коалицию стейкхолдеров. Некоторые из её рекомендаций комиссар ЕС по сельскому хозяйству Кристоф Хансен включил в свою политическую программу.

Однако нельзя починить сломавшуюся цепочку производства и сбыта продовольствия в Европе одними лишь косметическими изменениями. Цены должны устанавливаться снизу вверх, а для этого нужно провести четыре ключевые реформы, начиная с выполнения контрактных обязательств. В частности, молочные фермеры зачастую поставляют свою продукцию, вообще не зная цену: подобная система была бы немыслима в большинстве других отраслей.

Законы ЕС позволяют провести эту реформу, что доказывает пример Франции и Испании, где требуется заключение письменных контрактов, обязательных к исполнению. Испания даже запрещает продажи по цене ниже себестоимости. Между тем в Германии попытки ввести аналогичные правила оказались заблокированы аграрным лобби и его консервативными и либеральными союзниками.

Во-вторых, контрактные обязательства следует распространить на фермерские кооперативы. Многие из этих кооперативов были основаны на прогрессивных принципах, но сегодня они действуют как обычные крупные корпорации: приоритетом для них являются не интересы производителей молока, а максимально низкие закупочные цены. При этом в ряде стран, включая Германию, где на долю кооперативов приходится 70% переработки молока, на них не распространяются контрактные требования.

В-третьих, надо усилить права организаций производителей. Молочные гиганты Arla и DMK будут контролировать до 13% рынка молока в ЕС после их планируемого слияния, но при этом действующие правила ЕС ограничивают долю рынка фермерских организаций производителей на уровне 4%. Несмотря на многие годы интенсивных дискуссий, это неравенство сохраняется, препятствуя справедливым переговорам.

Наконец, власти ЕС должны ограничить концентрацию рынка в продовольственной рознице. В Германии четыре ретейлера контролируют 85% рынка продовольствия. Пищевая промышленность также крайне сконцентрирована. В 2024 году Комиссия по монополиям Германии в своём докладе предупреждала, что повышение концентрации рынка вредит и производителям, и потребителям.

На фоне всех этих проблем начинают появляться многообещающие модели сотрудничества. Один из примеров: опробованный недавно в Германии трёхсторонний контракт, который основан на французском образце. Если раньше производители «вслепую» поставляли свою продукцию переработчикам, которые затем подписывали отдельные контракты с ретейлерами, то теперь все три стороны заранее договариваются о партнёрстве и заключают долгосрочные соглашения (обычно на 3-5 лет) с чётко определяемой структурой цен.

Такие трёхсторонние контракты содержат положения, требующие их ежеквартального пересмотра для учёта колебаний рынка и себестоимости. Помимо ценообразования, в них говорится о дизайне продукции, маркетинговых стратегиях, стандартах благополучия животных и экологической устойчивости. Укрепляя чувство общей ответственности, такие соглашения способствуют повышению качества продукции и справедливому вознаграждению. Они также помогают защитить производителей и потребителей от волатильности рынка, создают добавленную стоимость во всей производственно-сбытовой цепочке, закладывают основы передового опыта, который можно будет масштабно распространять на национальном и региональном уровнях.

Европейское сельское хозяйство сохранит жизнеспособность лишь в том случае, если фермеры смогут покрывать свои расходы, поэтому Европейский молочный совет считает трёхсторонние контракты важным шагом на пути к более справедливой и устойчивой структуре рынка. Такие соглашения способны обеспечивать стабильность доходов и надёжность планов, что будет полезно для всех стейкхолдеров: фермеров, переработчиков и потребителей, которые сейчас переплачивают за продукцию массового производства с низкой себестоимостью.

Справедливое ценообразование повысит устойчивость Европы к кризисам, войнам и изменению климата. Нынешние искусственно заниженные цены стали возможны благодаря чрезмерной эксплуатации природных ресурсов (в Европе и на глобальном уровне), плохому обращению с животными, нестабильному труду мигрантов, постоянному финансовому давлению на фермеров. У многих фермеров ЕС огромные долги и растут затраты на производственные материалы, поэтому стоит ли удивляться, что среди них лишь менее 12% моложе 40 лет.

Если Европа хочет прокормить себя в будущем, она должна сделать фермерство экономически и экологически устойчивым — не путём увеличения субсидий, а создавая справедливые рыночные условия и устанавливая строгие стандарты устойчивого развития. Как показывают рыночные меры, подобные трёхсторонним контрактам, позитивные изменения возможны при условии, что Европа не сменит курс.

Эльмар Ханнен, молочный фермер в третьем поколении, бывший вице-президент Европейского молочного совета

Мартин Хойслинг, фермер, производитель органического молока, депутат Европарламента из фракции «Зелёные — Европейский свободный альянс»

© Project Syndicate 1995-2025

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте