Барышев: Закрытие 300 тысяч предприятий приведет к потере миллиона рабочих мест
Эксперт рассказал, какие компании и предприятия могут оказаться в зоне риска со вступлением в силу нового Налогового кодекса и чем это грозит экономике Казахстана

300 тысяч компаний могут закрыться в Казахстане со вступлением в силу нового Налогового кодекса, который начнет действовать уже с 1 января 2026 года. Такое предположение озвучил вице-министр национальной экономики Азамат Амрин. По его словам, речь идет преимущественно о фирмах, которые ранее дробились с целью минимизации налогов.
Зона риска
Но откуда взялась цифра в 300 тысяч, на основе каких данных или расчетов вице-министр Амрин оценил этот масштаб? По данным основателя группы компаний «Учет» Максима Барышева, на 1 июля 2025 года в Казахстане зарегистрировано 1,85 млн ИП, из которых 1,76 млн реально работают. ТОО — 536 тыс., из них действующих — 427 тыс. И цифра, озвученная вице-министром, в целом может быть близкой к реальности.
Однако закрыться могут не только бизнесы, у которых, якобы не возникнет поводов для дробления, но и компании с высокой долговой нагрузкой, которые не смогут справиться с ростом обязательств. Например, низкомаржинальный бизнес, который не выдержит дополнительного налогового увеличения и, как следствие, снижения прибыльности. В зоне риска — ИП и ТОО на СНР (специальный налоговый режим, «упрощенка»), которые оказывают услуги или продают товары другим компаниям на общеустановленном режиме. «С 2026 года им нужно будет или закрыться, или перейти на общеустановленный режим, так как компании на общеустановленном режиме не смогут взять на вычеты покупки и СНР», — пояснил Барышев.
Массовая безработица
Как отметил Максим Барышев, сегодня в Казахстане насчитывается 449 тысяч безработных. И если закроется хотя бы половина уязвимых бизнесов — уровень безработицы может приблизиться к миллиону человек, полагает он.
«Средняя численность занятых на одно юрлицо в сегменте МСБ в Казахстане оценивается в 3–4 человека. Закрытие 300 тысяч предприятий может привести к потере около 900 тыс. – 1,2 млн рабочих мест, что потенциально увеличит уровень безработицы с текущих 4,6 до 9–10%. Например, в Португалии в 2012–2013 годах в рамках неудачных экономических реформ закрытие значительного числа малых компаний увеличило безработицу до 17%, особенно среди молодежи, которая не могла найти рабочие места после получения высшего образования. Это вызвало отток трудоспособных молодых людей из страны», — приводит пример эксперт.
МСБ и деловая активность
Кроме того, закрытие до 300 тысяч юридических лиц в Казахстане может оказать системное влияние на ключевые макро- и микроэкономические показатели. В первую очередь будет ощутимое негативное влияние на сферу МСБ и деловую активность.
«Принимая во внимание, что МСБ формируют около 35% ВВП Казахстана, потенциальное закрытие 300 тысяч предпринимательств может вызвать краткосрочный спад сектора на 10–15%, что в итоге может остановить рост ВВП до нуля. В 2014 году в России после введения обязательной кассовой дисциплины и увеличения фискальной нагрузки прекратили деятельность более 400 тыс. ИП. В результате рост МСБ в следующие два года был нулевым, с восстановлением только после смягчения административных барьеров после 2016 года», — приводит еще одно наглядное сравнение Барышев.
Инфляция и ВВП
По словам спикера, снижение предложения на рынке товаров и услуг, вызванное уходом малого бизнеса, способно усилить инфляционное давление. Особенно это будет заметно в секторах с низким уровнем конкуренции. При закрытии отечественных производителей их место занимают иностранные конкуренты, которые платят основные налоги за пределами Казахстана. Похожая ситуация была в Турции в 2020 году, когда после карантинных ограничений закрытие МСБ вызвало локальные ценовые всплески на 20–30% в отдельных отраслях и обесценивание лиры.
Сокращение числа предприятий может привести к снижению общего объема валового внутреннего продукта.
«Потенциальное сокращение ВВП я оцениваю в пределах 4% при условии, что большая часть закрывающихся юрлиц ранее вносила вклад в экономику через занятость, налоги и выпуск продукции. Например, в результате налоговой реформы в Греции в 2011–2013 годах состоялось повышение налогов и это привело к снижению деловой активности, а падение ВВП составило 7%», — говорит эксперт.
Советы предпринимателям
По мнению Максима Барышева, предпринимателям стоит заранее перестроить свои бизнес-процессы, чтобы минимизировать последствия снижения порога по НДС и запрета на дробление компаний. Он выделяет несколько практических шагов:
- Оптимизировать расходы. Провести аудит внутренних процессов, автоматизировать рутинные операции, использовать аутсорсинг. Вместо сокращения штата — перераспределить сотрудников на более продуктивные направления.
- Сфокусироваться на основном. Оставить в бизнесе только те направления, которые приносят прибыль или имеют ключевое значение для клиентов.
- Управлять ликвидностью. Минимизировать отсрочки платежей и переходить на систему авансовых расчетов. Можно стимулировать клиентов скидками за предоплату — это поможет поддерживать стабильный денежный поток.
- Делать ставку на быструю оборачиваемость. Приоритизировать товары и услуги, которые приносят выручку в короткие сроки, и временно сократить долю медленно продающихся позиций.
- Отложить капиталоемкие проекты. В условиях неопределенности стоит временно приостановить долгосрочные и дорогостоящие инвестиции, которые не дают быстрой отдачи.
- Сохранять инвестиции в эффективность. Не экономить на инструментах, которые повышают устойчивость бизнеса: улучшение сервиса, цифровизация, CRM-системы, автоматизация и развитие команды.