Алагузов раскрыл детали покупки Шымкентского пивзавода — эксклюзив

Бизнесмен дал интервью YouTube-каналу Forbes Kazakhstan

Турсенгали Алагузов
Турсенгали Алагузов
Фото: © Андрей Лунин

Предприниматель Турсенгали Алагузов, новый владелец Шымкентского пивоваренного завода, планирует возродить пивной бренд Шымкента и вложить в предприятие примерно 10 млрд тенге в течение двух лет. Об этом он рассказал журналисту Батырхану Тогайбаеву в программе Q&A на YouTube-канале Forbes Kazakhstan.

Турсенгали Алагузов — владелец компании, производящей безалкогольные напитки, АО «GALANZ bottlers». Новость о том, что он стал новым учредителем Шымкентского пивоваренного завода, появилась в СМИ в середине мая 2024-го. Предприятие ранее принадлежало бизнесмену Тохтару Тулешову, которого в 2016 году приговорили к 21 году лишения свободы.

«Шымкентпиво» мы не покупали у Тулешова, я его лично не знаю, — сразу же заявил Алагузов. — Предприятие нам досталось в плачевном состоянии. От Тулешова, я так понимаю, оно перешло банку, я сильно не копался в этой истории, были, насколько я понимаю, потеряны лицензии. Из-за того, что не было «пивных» лицензий, остановилось всё производство. И два года бизнес падал, потому что просто не было продукции, товара, пива не было в торговых точках. Мы сейчас должны активно заниматься реконструкцией [предприятия]».

Поясним, что после того, как «пивного короля» осудили, актив перешел к АТФБанку. В январе 2021-го фининститут сообщил, что перестал обладать долей ТОО «Шымкентский пивоваренный завод». Появился новый собственник. У кого именно Алагузов приобрел предприятие и как оказался в сделке, он не рассказал, но позже в интервью обронил фразу: «Когда мне предложили купить Шымкентский пивзавод…». Решение о покупке бизнесмен принял быстро — через неделю после поступившего предложения.

«Мы договорились в конце февраля [2024-го], а еще в январе я не знал, что «пойду» в пиво. Я полетел туда [в Шымкент]. Там огромная территория. Походил по заводу, потрогал стены, бочки, пооткрывал краны, попробовал пиво. Посмотрел в глаза людей, которые там работают. И у меня что-то екнуло. Подумал: это родное, у меня получится. Я изучил историю предприятия. Завод построили в 1970-х при участии чехословацких специалистов. Это огромный пивной комбинат. Там выпускали всем известное чимкентское пиво. Продавали пиво, квас. И мне, человеку, который занимается брендами, продвижением брендов, захотелось эту историю реанимировать», — объяснил Алагузов свое согласие приобрести завод.

На вопрос о цене покупки собеседник ответил так: «Не знаю, насколько корректно про это говорить… Я подумаю…». Но сумму сделки так и не назвал. Как и сумму долга, с которым остался Шымкентский пивзавод. «Долги — это всегда вещь спорная. Когда предприятие переходило от одного собственника ко второму, третьему, были долги по налогам, долги перед банком, какие-то другие долги. Они все «лежат» в судебных актах. Если я сейчас что-то скажу некорректно, то это будет выглядеть так, как будто я людей ввожу в заблуждение. Не хочу. То, что было до меня, это было до меня. Я могу сказать то, что будет со мной», — обрисовал свою позицию новый владелец.

Потом он рассказал, что коллектив предприятия — это несколько сотен человек. «У многих был вопрос: «Вот приехал Алагузов, что он будет делать здесь — «Maxi чай» разливать что ли?» (этот напиток производит GALANZ bottlers. — F). Эти люди — потомственные пивовары, это другая каста, они варят пиво, у них другое отношение. Поэтому я привез их в Алматы, показал свой завод. И сказал: «Ребята, посмотрите, как у нас всё сделано — в сто раз лучше, чем у вас. У нас чище, у нас лучше лаборатории, у нас лучше корпоративная политика и так далее. Вы хотите, чтобы у вас было так же? Тогда помогите мне! Я без вас не справлюсь. Все работайте, я никого трогать не буду».

Новый владелец пригласил специалистов-пивоваров из Европы. Они подготовили «талмуды» рекомендаций — что заменить и улучшить. В ближайшие два года на заводе появятся новые линии розлива взамен старых. На это, по словам собеседника, уйдет примерно 5 млрд тенге. А общие затраты — на замену труб, канализации, проводки, чистку пола и т. д. — бизнесмен оценил примерно в 10 млрд тенге за два года.

Алагузов рассказал, что продукцию будут фасовать не только в кеги (такая тара — это историческое «наследие»), но и в мелкую тару — банки и стеклянные бутылки. «Вместе с этим нам не хватает складов — порядка 15 тыс. кв. м, хотим достроить. С советских времен остались старые котельные, это всё будем менять. А во всём остальном всё, что в 1970-х было построено, всё это я хочу сохранить», — поделился планами собеседник.

И добавил: «Шымкентское пиво — это же местный бренд. Я надеюсь, у нас получится вернуть то имя, которое было 20, 30 лет назад. Я хочу это сделать — городу Шымкенту, югу Казахстана вернуть этот бренд, чтобы люди гордились, что это пиво — наше, шымкентское. Понимаете?»

Полную версию интервью смотрите на YouTube-канале Forbes Kazakhstan.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте