Аэропорт Караганды хотят «состыковать» со Стамбулом, Дубаем, Пекином и Урумчи
Ерлан Оспанов рассказал, над чем работают новые владельцы «Сары-Арки»

Совладелец карагандинского аэропорта «Сары-Арка» Ерлан Оспанов рассказал в интервью блогеру Ерлану Сакенову о своем видении будущего воздушной гавани, акционером которой он стал в конце 2023 года.
Оспанов напомнил, что в советское время аэропорт Караганды выполнял больше 100 рейсов в сутки, география полетов была обширной. «Сейчас из международных направлений у нас есть только рейсы в Москву и в Анталью. В Анталью рейсы нерегулярные, сезонные, для отпускников», — рассказал он. По его словам, в настоящее время самый удобный стыковочный пункт [в мире] это Стамбул, однако жители Караганды не имеют возможности попасть в него напрямую, им необходимо сначала ехать в Астану и уже оттуда вылетать за рубеж. То же самое — у приезжающих в Караганду и область, которая, по словам собеседника, является «достаточно промышленно развитым регионом»: они вынуждены ехать в столицу и оттуда перемещаться в пункт назначения.
«Нам сейчас приходится достаточно большие усилия прилагать, чтобы открыть новые международные регулярные рейсы для того, чтобы [пассажиры могли] добраться до удобного стыковочного аэропорта. Это прежде всего Стамбул, потом Дубай, потом — Пекин или Урумчи. Это программа минимум в пассажирских перевозках», — сказал Оспанов.
Совладелец «Сары-Арки» добавил, что это пока не планы, а, скорее, желание — открыть регулярные рейсы в Турцию, ОАЭ и Китай. «Мы пока работаем [над этим] (…) Здесь от нас мало что зависит. Тут нужна очень серьезная работа с перевозчиками. Прямо скажу, их нужно убеждать», — пояснил собеседник.
Рассказал Оспанов и о другом направлении, которое считает перспективным для «Сары-Арки» из-за близкого расположения Караганды к Астане и — что, по всей видимости, важно в этом вопросе — к аэропорту столицы. «Сейчас, не отодвигая планы по развитию пассажирских рейсов из Караганды, мы усиленно работаем над тем, чтобы развивать грузовые перевозки», сказал он.
О намерении превратить аэропорт Караганды в региональный грузовой авиационный хаб Оспанов уже рассказывал: в мае 2024-го она написал пост на своей странице в соцсети. В настоящее время аэропорт «практически ежедневно» принимает грузовые рейсы из Эквадора, Нидерландов (Амстердама), Бельгии (Льежа). Залетают и грузовые самолеты из Китая, но пока они делают только технические остановки на дозаправку. «Мы будем работать дальше [над этим]. Вот наш склад уже практически заполнен, поэтому думаем, как расширять складские помещения, — рассказал собеседник в интервью. — Мы рассматриваем все возможности. Кенийский рейс у нас в проработке и уже близок к открытию. Были технические заминки, думаю, решим и будет [рейс из] Кении. Потом будет рейс и из Китая — не для технических остановок, а именно коммерческий с грузом».
Ерлан Оспанов стал совладельцем аэропорта «Сары-Арка» в конце 2023 года: на 31 декабря его доля в материнской компании аэропорта — ТОО «Sky Service» — составляла 95%. Вторым акционером — с долей 5% — был Айдан Аканов — генеральный директор «Верного Капитала», который он возглавил после Оспанова в январе 2024-го. До этого «взлетно-посадочным» активом владели мажоритарий ForteBank Булат Утемуратов (№ 6 в рейтинге 75 богатейших (2024) и № 2 в рейтинге 50 самых влиятельных бизнесменов Казахстана (2023) по версии Forbes Kazakhstan). Ему через Cannana Limited принадлежало 40%. Также по 30% было у Рустема Бектурова и Альжана Имашева. В мае 2024-го в качестве акционера в аэропорт зашел бизнесмен Тимур Турлов (№ 5 среди богатейших и самых влиятельных в Казахстане) — через Turlov Private Holding, которому стало принадлежать 60%. У Оспанова осталось 35%, у Аканова — 5%.