Розничная торговля в Казахстане: период стагнации

14910

Всего 2,9% составил рост физического объема розничной торговли в Казахстане в январе-мае 2015 против аналогичного периода предыдущего года (данные Комитета по статистике Миннацэкономики). С начала года этот показатель не поднимался выше 5%, тогда как в прошлом году уверенно держался выше 10%, лишь в одном из периодов опустившись до 8,4%.

Иллюстрация: reestr.by

Основной удар ощутили на себе торговые предприятия. По ним официальная статистика показала рост всего на 0,4%. Индивидуальные предприниматели и рынки чувствуют себя более уверенно, с показателем роста в 6% (в прошлом году он составил 7,1%). Если перевести язык цифр на язык бизнеса, получается, что потребители стали меньше покупать и мигрировать из крупных форматов в маленькие магазины и на рынки.

Основное снижение индекса физического объема розничных продаж произошло в категории продовольственных товаров – с 9,3% в прошлом году до 0,8% в январе-мае 2015. В категории непродовольственных товаров все еще наблюдается рост на уровне 3,7%, однако это все равно значительно ниже прошлогодних 10,8%.

В первую очередь покупатели сокращают расходы на товары не первой необходимости. Данные отчета Nielsen Kazakhstan FMCG Report подтверждают эту тенденцию: в отрицательную зону по динамике продаж за последний год ушли такие категории, как шоколадные изделия, снэки, ряд товаров из сферы ухода за собой, предметы бытовой химии.

Вместе с тем потребители в разных регионах Казахстана ведут себя неодинаково. Самые низкие темпы роста на сегодняшний день демонстрируют Алматы, Алматинская, Актюбинская, Атырауская, Западно-Казахстанская, Карагандинская, Северо-Казахстанская области. Часть этих регионов граничит с Россией, которая тоже продолжает оказывать влияние на розничные продажи в Казахстане.

Следующие цифры наглядно показывают масштаб происходящего. Оборот розничной торговли в январе-апреле 2014 – 1645 млрд тенге; продажа рубля обменными пунктами – на 104 млрд тенге (при пересчете по среднемесячному обменному курсу НБРК), то есть условно 6% от розничного товарооборота. Те же цифры за январь-апрель 2015: оборот розничной торговли – 1766 млрд тенге; продажа рубля – на 297 млрд тенге, или условные 17% от оборота.

Маловероятно, что рубль используется казахстанским населением как резервная валюта. Дело скорее в том, что Казахстан теряет розничные продажи в пользу России.

Казахстанцы, пользуясь возможностью, переключаются на покупку российских товаров или ездят на шопинг в Россию, что, как показывают цифры, негативным образом сказывается на конъюнктуре казахстанского рынка.
Впрочем, несмотря на не совсем радостные симптомы, экономия казахстанских покупателей вряд ли зайдет далеко. С одной стороны, казахстанцы не склонны отказываться от привычных товаров в пользу более дешевых аналогов: экономсегмент во многих категориях пока не демонстрирует явной тенденции к росту. С другой стороны, индекс среднедушевых реальных доходов пока находится в зоне роста, с показателем в 1,6% по результатам января-апреля. Это дает надежду, что розничный рынок ждут если не двузначные темпы роста, то, по крайней мере, стагнация в краткосрочной перспективе. Разумеется, при отсутствии резких негативных явлений во внешней экономической среде. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить