Чем выше инфляция, тем сложнее покупателю сделать выбор

12950

Реальный рост цен сжимает покупательную способность доходов, а подогреваемые волатильностью валютного рынка ожидания дальнейшего роста цен только повышают градус и без того тревожных настроений

Фото: Серикжан Ковланбаев

К декабрю 2015 темпы инфляции увеличились до 13,6% к аналогичному периоду предыдущего года. Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, одежда и обувь, предметы домашнего обихода и здравоохранение традиционно показывают самые высокие темпы.

Но если с обновлением гардероба можно подождать или выбрать менее дорогие бренды, то отказаться от покупки продуктов питания будет гораздо сложнее.

На первый взгляд, там не все так катастрофично: если одежда и обувь выросли в цене на 32,9%, то продукты «всего» на 10,4%. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. В расходах населения продукты питания составляют почти половину бюджета домохозяйства – 44,4% по состоянию на второй квартал 2015, – поэтому любое изменение цен в этой категории сказывается на общем уровне жизни населения.

Уже к концу прошлого года стало очевидно, что среди базовых продуктов покупателям придется тщательнее подходить к выбору фруктов, учитывая цену (согласно статистическим данным, рост цен составил 31,6% к декабрю 2014), подсолнечного масла (+29,2%), рыбы (+19,5%), сахара (+19,8%), чая (+16,1%).
В то же время за основные блюда можно быть спокойными: инфляция по мясу находится на минимальном уровне в 2,9%, овощи (картофель, морковь, лук репчатый, капуста, свекла) немного подешевели, а молочные продукты и мука не превысили 10% – 6,4% и 8,2% соответственно.

Впрочем, хоть инфляция и обесценивает покупательную способность денег, но необязательно приводит к снижению уровня жизни, так как последний зависит и от динамики доходов населения. Согласно данным официальной статистики, безработица находится на привычном уровне – 5%.

За январь-октябрь 2015 индекс номинальных доходов составил 106,3, а за вычетом инфляции (на тот момент составлявшей 4,8%) индекс реальных доходов достиг 101,5. Теперь есть угроза столкнуться со стагнацией показателя реальных доходов населения. 

За последние два года даже простые граждане без специального экономического образования поняли и в полной мере ощутили на себе силу действия модели «цена на нефть – курс тенге – розничные цены». Покупателю совсем не обязательно владеть тонкостями экономической теории, чтобы убедиться: пока цены на нефть не стабилизируются, тенге будет продолжать падать, а цены на товары расти. Именно эта модель мышления во многом и будет определять настроения покупателей в нынешнем году.

Как страх и жадность определяют многие инвестиционные решения на фондовом рынке, они так же будут определять поведение покупателя у полки: «Сегодня скидки? Есть смысл закупиться впрок, цены все равно будут расти!»; «Продавец на рынке сказал, что скоро цены поднимут, но пока продают по старым»; «Микроволновка, которую мы планировали купить, теперь стоит на 20% дороже – давай пока не будем покупать, очень дорого».

Проблема выбора впредь будет стоять перед потребителем все острее, а значит, ее придется решать и любому бизнесу, который с потребителем связан.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить