Ягодка опять

11700

Как известный интернет-предприниматель возрождает проект с историей

Фото: © Depositphotos.com/belchonock

Онлайн-супермаркет продуктов питания, бытовой химии и товаров для детей Arbuz.kz был запущен в 2011 году. Хотя интернет-магазин стал одним из первых игроков казахстанского e-commerce, нельзя сказать, чтобы его популярность оказалась сравнима с самыми громкими проектами, появившимися в те же годы и с тех пор укрепившимися на позициях лидеров. Новая команда во главе с Алексеем Ли, пришедшая к руководству Arbuz.kz нынешним летом, рассчитывает дать ему второй импульс.

За плечами Ли богатый опыт работы в интернет-сфере Казахстана. В 2012 году он с коллегами запустили Ticketon. В 2014-м Ли передал операционное управление команде, но сервис и по сей день держит марку: за пять лет через Ticketon реализовано свыше 3 млн билетов на культурно-развлекательные, спортивные мероприятия и туры выходного дня, а в прошлом году он начал экспансию на рынок стран Центральной Азии. В 2013 году на казахстанском рынке e-commerce появилось еще одно детище команды Алексея Ли – сервис онлайн-продаж авиа- и железнодорожных билетов Aviata.kz, который в этом году выступил в роли одного из главных ньюсмейкеров рынка.

«После Ticketon и Aviata нам, наверное, было бы не слишком интересно заходить в какой-то камерный проект. Это вопрос даже не коммерческой выгоды, а личных амбиций – создать что-то значительное, решать достаточно серьезные проблемы. Такие, например, как те, с которыми каждый из нас сталкивается при поездках в супермаркет: пробки, неудобные тележки, тяжелые пакеты, которые нужно занести домой. А главное, необходимость каждые выходные тратить на это не один час. Поэтому мы решили создать онлайн-супермаркет, работа которого будет строиться на трех основных принципах: просто, удобно, надежно. Это сложная задача, и для того чтобы решить ее, потребуется приложить усилия», – отмечает Ли.

Хорошо забытое старое

Около года назад основатели Aviata инвестировали в Arbuz.kz небольшую сумму в рамках Aviata Ventures – венчурного фонда, созданного с целью поддержки проектов в интернет-сфере. Проанализировав на протяжении года бизнес-процессы интернет-площадки, Ли с коллегами пришли к выводу, что Arbuz.kz имеет хороший потенциал. Сумму инвестиций предприниматель предпочел не озвучивать, отметив, что речь идет о собственных средствах. В перспективе он не исключает возможности привлечения в проект инвесторов со стороны, но на текущий момент необходимости во внешних инвестициях нет. Пока интернет-магазин работает только в Алматы, в среднесрочной перспективе возможен выход на рынок Астаны. Бизнесмен назвал два главных преимущества проекта, которые в конечном итоге склонили его к решению об инвестировании. Первое – отлаженная доставка. Второе – профессиональная команда, очень важный актив для инвесторов, намеренных сосредоточиться на предоставлении качественного сервиса.

Интернет-проекты в сфере доставки продуктов питания появлялись в Казахстане и раньше, но ни один не стал успешным по самым разным причинам: здесь и привычка потребителя к традиционным походам в магазин, и желание вживую увидеть новинки, почитать этикетки и оценить качество скоропортящихся продуктов, например фруктов и овощей. Несопоставимы и масштабы продаж. Например, Arbuz.kz сегодня выполняет в Алматы 50 заказов в день и спустя год рассчитывает довести их количество до 1000; возможно, сопоставимые результаты рано или поздно сможет показать Астана. Для сравнения: ежедневно только в одном крупном супермаркете Алматы совершается свыше 3000 покупок, так что даже самые успешные онлайн-игроки пока могут оттянуть единичные проценты.

Фото: Андрей Лунин

Еще одна причина, по которой небольшие игроки не смогли пройти «долину смерти», считает собеседник, – достаточно высокий порог входа в данный сегмент e-commerce: необходимы серьезные инвестиции, экспертиза, опыт работы в электронной коммерции. «Годы работы в Ticketon и Aviata стали для нас хорошей школой. Сервис Aviata, например, за пять лет вырос с нуля до одного из лидеров рынка с объемами продаж более 80 000 билетов в месяц, а объединенная компания Aviata – Chocotravel планирует выйти на годовой оборот $200 млн. Мы ввязываемся в серьезную борьбу, и нам потребуются силы, чтобы реализовать этот проект. У нас есть компетенции в области интернет-проектов, и теперь предстоит освоить компетенции ретейла. Модель, которую мы построили, с точки зрения возможностей роста ориентирована на три года: важно, чтобы логистика, складская инфраструктура развивались соответственно увеличению заказов», – отмечает Ли.

Онлайн vs офлайн

Вряд ли стоит ожидать, считает Ли, что в ближайшей перспективе крупные отечественные офлайн-игроки начнут осваивать сегмент e-commerce: «У них своя конкурентная борьба, там другие вызовы. Для продуктового ретейла офлайн и для e-commerce характерны принципиально разные процессы и бизнес-модели. Чтобы построить успешный супермаркет, нужно выбрать правильную локацию, поработать с витринами. Для онлайн-ретейла в сегменте продажи продуктов повседневного спроса эти моменты не столь критичны. Возможно, на каком-то витке традиционные сети начнут выход в интернет, но мы готовы и к этому. Что касается покупателя, то у него всегда есть выбор: поехать в супермаркет-дискаунтер и сэкономить деньги или заплатить немного больше, но сэкономить время».
Arbuz.kz, как любой онлайн-проект, делает особый акцент на оперативной доставке. Для интернет-магазина, специализирующегося на продуктах питания, это критичный момент: если покупатель собирается готовить ужин, то продукты должны быть доставлены день в день, а еще лучше – к определенному часу, а не завтра и тем более послезавтра. Клиенту все равно, что того или иного товара может не оказаться на складе. В арсенале ведущих мировых игроков существует множество механизмов, способных ускорить процесс доставки: это и разработка специализированного ПО, и роботизированные решения для складов, и оптимизация маршрутов, исключающая, например, левые повороты.

По словам Ли, перспектива выхода на 1000 доставок в день потребует от новой команды Arbuz.kz увеличения парка автомобилей с нынешних пяти единиц до десятков. Этот вариант потребует вложений, но предприниматель исключает возможность сокращения затрат за счет коллаборации с сервисами онлайн-такси. Во-первых, транспортные средства для онлайн-супермаркета должны быть ориентированы на перевозку товаров, а не людей; во-вторых, маршрут следует построить таким образом, чтобы в приоритете оказалась доставка 20 заказов с минимальными затратами времени, а не транспортировка пассажира из точки А в точку В. Наконец, собственный водитель – это лицо компании, человек, который вносит свой вклад в то, чтобы заинтересовать интернет-пользователя заведомо нишевым и совсем не массовым проектом. «Организация доставок 1000 товаров в день – это серьезный вызов, но если мы разовьем проект до таких масштабов, это серьезно изменит городской ландшафт, что важно сегодня, когда уменьшается количество парковок. Один автомобиль, развозящий два десятка заказов, заменит два десятка полупус­тых авто, в которых алматинцы едут за покупками», – считает Ли.

Найти свою нишу

Второй важный для онлайн-супермаркета момент связан с ассортиментом и подбором товара. Если интерфейс сайта недостаточно продуман, то для того, чтобы собрать виртуальную корзину продуктов на неделю, пользователю придется потратить время на поиски нужного товара. Команда проекта не исключает возможности, что в перспективе удастся решить эту проблему введением функции автозаказа, благодаря которой посетитель сайта сам сможет выбрать периодичность покупки товаров повседневного спроса, например хлеба или молока.

Зачастую по многообразию представленного на виртуальных полках товара интернет-магазину сложно конкурировать с обычным супермаркетом. Это означает, что игроку e-commerce нужно придумать «фишки», которые помогут завоевать благосклонность покупателя. По словам генерального директора Arbuz.kz Марины Воробьевой, команда обновленного интернет-проекта в качестве таких «якорей» рассматривает ориентир на интересные нишевые продукты, на фермерские продукты, товары для здорового питания, многие из которых непросто найти на полках обычных супермаркетов.

Другая часть целевой аудитории, отношения с которой определяют успех подобных интернет-проектов, – это поставщики товаров. «Если мы знаем, что компания привозит на рынок тот или иной товар официально, со всеми документами и сертификатами, мы выходим на нее и согласовываем цены. Главное для нас – получить товар того качества, которое нам необходимо, а также обеспечить пользователям возможность возврата купленных продуктов. Поэтому мы стараемся работать с компаниями, имеющими надежную репутацию. Наша задача заключается в том, чтобы привлечь клиента, сделать так, чтобы, оформив заказ один раз, человек вернулся к нам, а это невозможно сделать, не обеспечив достойный уровень сервиса, пусть даже это обойдется несколько дороже», – объясняет Воробьева.

По ее словам, именно по этой причине обновленная команда отказалась от сотрудничества с игроками сегмента HoReCa, для которых критически важна не только быстрая доставка, но и низкие цены, хотя в базе Arbuz.kz прежнего образца такие клиенты были. Тем не менее в списке покупателей остались детские сады, офисы, приобретающие еду для сотрудников. Не секрет, что небольшим отечественным производителям, недавно начавшим собственный бизнес, зачастую трудно пробиться на полки супермаркетов. Arbuz.kz надеется привлечь такие компании, поддержав их баннерами и акциями. Главный вызов, который видит для себя команда интернет-супермаркета, заключается в том, чтобы заставить клиентов пересмотреть модель поведения, поняв, что еженедельный продуктовый шопинг совсем не обязательно должен ассоциироваться с очередью в кассу и неподъемными пакетами. Конечно, интернет не сможет вытеснить традиционные походы в супермаркет из списка семейных традиций. Но ввести онлайн-покупки в привычку там, где это можно сделать без ущерба предпочтениям клиентов, – почему бы и нет? 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить