Прийти вовремя

11512

Как отечественный стартап внедряет дисциплину среди казахстанцев и не только

Ержан Рыскалиев
ФОТО: архив пресс-службы
Ержан Рыскалиев

Соглашаясь в 2015 году на разработку IT-продукта для компании Americana Group (владелец казахстанской франшизы KFC, Hardee’s, Costa Coffee и Pizza Hut), незадолго до этого обосновавшийся в столице уроженец Атырау Ержан Рыскалиев едва ли подозревал, что спустя всего пять лет его проект привлечет инвестиции от сингапурского фонда и войдет в десятку лучших стартапов страны. 32-летний основатель Clockster рассказал Forbes Kazakhstan о том, как биометрические технологии меняют сектор HR, и объяснил, почему корректный учет рабочего времени сотрудников становится все более актуальным не только для стран, где почасовая оплата – норма жизни.

Жить по часам

Прежде чем начать свой бизнес, Рыскалиев почти три года отработал в IT-департаменте Agip KCO и два года проучился в миланской Scuola Politecnica Design по специальностям «индустриальный дизайн» и «дизайн автомобилей». «Когда в 2013 году собрался вернуться на родину, один из друзей предложил перебраться в Астану, в компанию по разработке программного обеспечения. Спустя год она обанкротилась, и в 2014 году мы с коллегой, выходцем из Индии, решили создать Constant Lab», – вспоминает предприниматель.

Партнеры реализовали для Americana Group начатый на прежнем месте работы проект по беспроводной инвентаризации, предложив решение на основе метода радиочастотной идентификации RFID. Заказчику понравилось сотрудничать с Constant Lab, и в 2015 году поступил заказ на разработку проекта по учету рабочего времени сотрудников.

«Руководству компании хотелось, чтобы мы использовали биометрические терминалы с распознаванием по отпечаткам пальцев. На тот момент это решение считалось самым трендовым. Нам предстояло разработать полностью кастомизированную систему, которая к тому же могла бы интегрироваться с ERP-системой Oracle. Мы тестировали продукт в течение трех месяцев и в марте 2016 года успешно представили его заказчику. Но поначалу все равно воспринимали этот проект как разовый, не предполагали, что будем развивать его», – рассказывает собеседник.

Изучив рынок, Рыскалиев понял, что продукты по учету рабочего времени с использованием биометрических данных нужны многим компаниям, сотрудники которых заняты на работе с почасовой оплатой – так называемые синие (работники промышленных предприятий, сервисных служб) и розовые (сектора HORECA, торговли и сферы услуг) воротнички.

В Казахстане, как и на всем постсоветском пространстве, учет рабочего времени до недавних пор был не так важен, как в Северной Америке и странах Юго-Восточной Азии, где величина зарплаты некоторых специалистов напрямую зависит от отработанных часов. Сотрудники возмущаются, если начальство вводит жесткий контроль за дисциплиной. Зачастую сами руководители не видят ничего страшного в 10-минутном утреннем опоздании – в конце концов, его с лихвой перекрывает вечерняя переработка, которая, как правило, не оплачивается дополнительно. Но если в случае с офисными работниками такой подход можно понять, то применительно к сотрудникам сферы обслуживания схема не работает.

«В масштабах большой сети общепита контролировать дисциплину традиционными методами довольно тяжело, но делать это необходимо. Дело не в том, что опоздавшему сотруднику переплатят за неотработанное время, а в том, что 10 минут опоздания с утра – это упущенная прибыль для компании. Опоздавший кассир теряет двух-трех клиентов. Умножьте на 365 дней и на количество локаций – и вы увидите, что компания теряет серьезные деньги», – объясняет основатель Clockster.

Пропускные карты проблему учета рабочего времени не снимают: карту можно передать коллеге, оставить у охранника, который в нужное время «отметится», утерянную карту может найти недобросовестный человек, а это уже прямая угроза безопасности. Биометрия полностью исключает вероятность того, что вместо сотрудника на работу выйдет другой человек. К тому же системы учета посещаемости, завязанные на пропускные карты, дороги в обслуживании.

Еще одна проблема, на решение которой нацелились основатели стартапа, связана с автоматизацией табелирования. Когда учет рабочего времени ведется вручную, многое зависит от хороших отношений сотрудника с руководством. В той же KFC, говорит Рыскалиев, отчеты раз в месяц отправляли в Алматы, несколько сотрудников HR-департамента вносили данные в таблицу Excel, и итоговый результат оказывался очень приблизительным и непрозрачным.

Изначально основатели стартапа планировали разработать собственные системы Face ID, но очень быстро поняли, что никогда не выйдут на уровень компаний, вложивших в эти разработки миллиарды долларов, а возможность выбирать лучшие готовые решения из тех, что доступны на рынке, к тому же по адекватным ценам, позволяет в любой момент отказаться от того или иного решения в пользу лучшего. То же касается и оборудования.

HR для «маленьких»

В 2017 году Clockster был зарегистрирован как самостоятельная компания. В июле того же года молодая команда выиграла казахстанский конкурс Seedstars, а спустя буквально несколько дней привлекла первые ангельские инвестиции в размере $100 тыс. Для сегмента, на который ориентировался стартап – микро- и малый бизнес с количеством сотрудников до 50 человек, – цены на HR-продукты на тот момент были очень высокими, а сами продукты не совсем удобными. Покупка биометрических терминалов для нескольких локаций тоже обходилась недешево, не говоря о необходимости обслуживать оборудование. Clockster поставил цель сделать максимально доступный продукт для микро-, малого и даже среднего бизнеса, для небольших компаний, в которых функции HR-службы в минимальном формате обычно выполняет бухгалтерия.

ФОТО: архив пресс-службы

Для одного из клиентов, небольшого производства, была сделана интеграция системы с пропускными терминалами. Это позволило отказаться от использования карточек и повысить уровень безопасности на объекте. Одна из главных задач, которую решает Clockster, – оптимизация работы HR-департамента. Во многом это происходит за счет того, что часть функций специалиста по работе с персоналом берут на себя сотрудники компаний: они самостоятельно составляют расписание работы на день, создают личный профиль. HR-менеджер сводит результаты в общую таблицу и при необходимости вносит корректировки. Поскольку Clockster все же HR-продукт, система табелирования сделана в виде конструктора, в котором HR-менеджер может выбрать нужные ему параметры, проанализировать ситуацию с опозданиями или отгулами. Внедрены шаблонные отчеты, их автоматическая рассылка, специальные запросы на аванс, покупку оборудования, больничные. Менеджер по аналитике видит, как часто тот или иной сотрудник обращается с просьбой выплатить аванс и не злоупотребляет ли, например, водитель выплатами на бензин. На сегодняшний день в системе Clockster свыше 30 тыс. сотрудников, ежедневно поступает 1000–1200 запросов.

«Одно из преимуществ нашего ПО в том, что мы максимально оцифровываем табель учета посетителей. Журналы, в которых вас заставляют расписаться при входе в бизнес-центр, – это настоящая черная дыра: непонятно, предъявил человек свое удостоверение личности или чужое. Биометрия как минимум позволяет идентифицировать посетителя, убедиться, что по документу одного человека не прошел кто-то другой. Кроме того, сотрудник компании, располагающейся в БЦ, может отправить своему посетителю приглашение, и умная система распознает гостя, а охранник на своем мониторе увидит, что пришел именно тот человек, который получал приглашение», – объясняет Рыскалиев.

Продажи Clockster стартовали в январе 2018 года, за первый месяц продукт приобрели более 30 клиентов, затем количество покупателей выросло вдвое. Второй раунд инвестиций стартап привлек осенью 2018 года – $340 тыс. от казахстанского венчурного фонда ABC-I2BF Seed Fund и бизнес-ангела Олжаса Жиенкулова, сооснователя и директора сингапурского фонда Paladigm Capital, участника рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» – 2018.

Но со временем, по выражению Рыскалиева, команда уперлась в потолок. «Существовавшая на тот момент бизнес-модель осложняла выход за пределы рынка столицы. Дело в том, что мы сдавали в аренду оборудование, в придачу к которому шел софт. Но сотрудники компаний-клиентов зачастую саботировали систему, целенаправленно выводили из строя устройства. Нам возвращали планшеты с разбитым экраном, уверяли, что поломки произошли из-за больших нагрузок. Проблема возникала все чаще, особенно при поставке системы в другие города, где трудно было контролировать ситуацию лично», – рассказывает собеседник.

В 2019 году команда Clockster доработала софт, внедрила мобильный учет рабочего времени через приложение, а покупку оборудования было решено оставить в качестве опции, что позволило снизить себестоимость «чистого» ПО. Если раньше средний чек для клиентов с численностью персонала до 50 сотрудников составлял $55–60 в месяц, то с запуском мобильного учета рабочего времени аналогичный пакет обходится в сумму от $35 в месяц. При желании клиент может приобрести планшет с технологией распознавания лиц по цене 65 000 тенге за устройство.

Поставки и сервисное обслуживание оборудования находятся в зоне ответственности нескольких компаний, с которыми сотрудничает Clockster. «На продаже оборудования зарабатывают наши партнеры, нам это по большому счету неинтересно: свою задачу мы видим в том, чтобы максимально доукомплектовать продукт. С другой стороны, клиент, купивший не только софт, но и устройства, становится для нас более якорным. Без ПО оборудование работать не будет, и, если клиент все же вкладывается в покупку устройства, ему есть смысл пользоваться нашим софтом как можно дольше», – объясняет Рыскалиев.

Спасительный карантин

С запуском мобильного приложения продажи вновь пошли в рост и росли вплоть до февраля 2020 года. Но в период карантина, с марта по август, проект потерял 40% клиентов. Одни ушли на каникулы, другие вовсе разорвали контракт, поскольку сегмент HORECA оказался очень чувствителен к кризису. Рост продаж начался к концу прошлого года, и в целом, утверждает Рыскалиев, карантин пошел на пользу Clockster: на волне коронакризиса владельцы бизнеса начали более дотошно относиться к экономике компании, отслеживать эффективность расходования бюджета, максимально точно вести учет рабочего времени.

Сегодня в команде Clockster работают около 20 человек, восемь из которых – разработчики. В 2020 году стартап закрыл еще один инвестиционный раунд на $750 тыс. В числе инвесторов был сингапурский венчурный фонд Quest Ventures. С одним из партнеров фонда Рыскалиев познакомился еще в 2019 году, в марте 2020-го определились с суммой, оговорили комфортные для каждой из сторон условия сделки и начали готовиться к процедуре дью-дилидженс. «Процесс занял довольно много времени. Для нас это был первый опыт, к тому же у сделки была довольно сложная структура: в числе инвесторов, которые внесли свой вклад в раунд, наряду с Quest Ventures были российский HR & ED-Tech Accelerator, частный инвестор Талгат Исмаил. Мы вели переговоры со всеми тремя сторонами и вышли на финишную прямую уже в декабре прошлого года», – рассказывает предприниматель.

В дальнейших планах Clockster – выход на рынок Юго-Восточной Азии, в частности на Филиппины. По словам основателя, этот рынок интересен большим количеством потенциальных потребителей контента, высоким уровнем знания английского языка, что исключает необходимость локализации продукта. Поскольку головной офис Clockster зарегистрирован в Сингапуре, выход на рынок Филиппин с точки зрения прохождения юридических процедур будет для компании гораздо легче, чем для игроков с казахстанской «пропиской».

По словам Рыскалиева, в линейке Clockster вскоре появится продукт Business Communication Tool, адресованный белым воротничкам, с максимально удобным и простым функционалом, учитывающий запросы и проблемы малого и среднего бизнеса. «Нас часто спрашивают, конкурирует ли Clockster с сотрудниками HR-департаментов. Кейсы бывают разные, в некоторых компаниях действительно увольняют HR-специалистов, занимавшихся рутиной вроде подсчета отработанных часов. Но у 95% наших клиентов HR остается в штате и использует Clockster в качестве помощника для автоматизации процессов. Число наших клиентов растет за счет компаний, которые хотят быть максимально прозрачными, честно выплачивают зарплату своим сотрудникам, пытаясь максимально корректно учитывать рабочее время», – говорит предприниматель. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить