Кухня больших данных

8967

Как программные роботы автоматизируют работу с big data в банках

Фото: © Depositphotos.com/Vladimircaribb

Менеджеры в банках уходят в прошлое – на смену им приходят автоматизация, моделирование ситуаций и глубокий анализ больших данных (big data – англ.). О том, в каком направлении движется банковская мысль, Forbes Kazakhstan рассказывает руководитель Института анализа данных «Делойт» СНГ Алексей Минин.

– Вам не кажется, что заявления банков относительно их прогресса и намерений в сфере инноваций несколько преувеличены?

– Недавно довелось выступать на инновационном форуме Finnext 2016 в Москве. Программа таких мероприятий наглядно отражает этапы развития рынка технологий, в том числе в банковской сфере. Еще вчера все использовали обычные кошельки, а сегодня на смену им пришли цепочки блоков транз­акций и криптография с авторизацией. Остается только гадать, что может быть дальше. О Сбербанке стали говорить больше, чем о банке Тинькофф, что неудивительно, поскольку масштаб и история у этих игроков рынка несоизмеримы. Практически все участники хотят предложить клиентам что-то новое – усовершенствованные версии мобильного банка, биометрической аутентификации и различных сервисов; беспроцентные транз­акции и множество других услуг на любой вкус. Но если посмотреть, что происходит внутри организаций, увидеть их кухню – до звезд «Мишлена» там явно недотягивают.

– Что же наблюдается на деле?

– «Блюда», которые подают банки, безусловно, можно назвать современными. Места потребления этих продуктов (отделения, мобильные приложения и т. п.) – выше всяких похвал. Но вот кухня, где их готовят, пока отстает. На ней по-прежнему правят Excel, бесконечные согласования, служебные записки, плодятся политики и разногласия. А еще она может быть отделена от остального банка глухой корпоративной стеной. Насколько стабильно можно на такой кухне готовить инновационные блюда и как долго там проработают повара? К сожалению, практика последних лет свидетельствует, что недолго.

Кроме того, многие забывают о том, что любые блюда быстро приедаются, если не вносить элементы многообразия. Применительно к банку это означает падение продаж, уход клиентов и снижение мотивации сотрудников. В такой ситуации единственным разумным выходом является снижение ключевого для акционера показателя – стоимости бизнеса.

– Что можно сделать в такой ситуации?

– Необходимо навести порядок не только «на кухне», но и во всех остальных отделах компании. Это означает применение инновационных механизмов управления стоимостью бизнеса, которая не должна снижаться.

Закон поддержания стоимости бизнеса должен являться основным законом существования любой компании. Таковая может подразделяться на различные составляющие. Это капитальные расходы, операционные затраты, выручка, маржа и т. д. Все эти показатели, в свою очередь, состоят из более детальных параметров, таких как количество действующих контрактов, степень удовлетворенности сотрудников и т. п., в результате чего образуется массивное «дерево».

Как раз на этом дереве и зарождаются продуктовые инновации, которые должны помогать удерживать старых клиентов и привлекать новых. Но возникает вопрос: как оптимальным образом ухаживать за ним? Для того чтобы ответить на него, следует вспомнить о пути, который уже прошли в своем развитии промышленные предприятия. Это путь автоматизации, моделирования и прогнозирования. Он позволяет сосредоточиться на решении накопившихся задач, а не заниматься «ручным управлением» сложной системой. Однако для этого необходим полноценный сбор данных по всем уровням текущих систем автоматизации. Вы будете удивлены, когда поймете, что все показатели низшего порядка, такие как запасы на складах, продажи в офисах, количество персонала на стройках, риски выхода из строя оборудования и т. п., прекрасно моделируются. Это означает, что всю концепцию бизнеса можно легко создавать, прогнозировать и автоматизировать с точки зрения принятия управленческих решений. Иными словами, для хорошо отлаженной системы менеджер не нужен, поскольку все процессы автоматизированы.

– В теории звучит красиво…

– На практике ваше дерево показателей будет обладать чувствительностью ко многим внешним факторам, в том числе макроэкономическим. Волей-неволей придется расширить угол зрения и увидеть, что происходит за пределами компании. Как разместить индикаторы чувствительности вокруг вашего дерева таким образом, чтобы предвидеть угрозы для него и не упускать благоприятные возможности? Решение этого вопроса мы снова находим в сфере промышленной автоматизации. Необходимо постоянно искать взаимосвязь внутренних и внешних параметров в многомерном пространстве сенсорных данных. Нужно анализировать СМИ, социальные медиаресурсы, записи в ЖЖ, а также связь стоимости бизнеса и возможных изменений в макро- и микросреде, в которой растет ваше дерево. Сделать это не так просто, но вполне возможно при современном развитии систем анализа данных, поисковых роботов и решений по работе с большими массивами данных. Все вместе это составляет совокупность программных роботов. Их основной задачей является постоянный мониторинг информации, которая может оказывать непосредственное влияние на стоимость бизнеса.

Институт прикладного анализа данных «Делойт» СНГ выпустил ряд решений, направленных на отслеживание состояния дерева стоимости бизнеса и макроэкономических тенденций, способных нанести ему урон. Основная идея состоит в максимальной защите дерева таким образом, чтобы любое отклонение от нормы моментально выявлялось и, минуя лишние звенья цепи (в виде сотрудников, которые не любят приносить руководству плохие новости), доводилось до сведения тех менеджеров, которые отвечают за обработку информации соответствующего уровня. Если на этой стадии данная информация игнорируется, она должна автоматически передаваться на уровень выше.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить