Крутящий момент

Владельцы ТОО «Колеса» празднуют успех и открывают новый сайт объявлений

фото: Андрей Лунин

Больше года назад в Казнете состоялась самая крупная сделка в истории – Михаил Ломтадзе и Вячеслав Ким приобрели ТОО «Колеса», которому принадлежат интернет-сайты объявлений «Колеса» и «Крыша», а также одноименные газеты. Совместные частные инвестиции, которые, по данным Forbes Kazakhstan, оцениваются в $15 млн, были вложены в компанию со стабильным финансовым положением и достаточно сильными позициями на рынке. На момент покупки (февраль 2013 года) сетевые ресурсы в сумме имели 19,5 млн уникальных посетителей, их ежемесячно посещали  2,5 млн человек. Штат компании составлял 150 сотрудников.

И сейчас компания сохраняет лидерские позиции в сегменте размещения объявлений по автомобилям и недвижимости, более того, на нее обратил внимание один из акционеров Kaspi bank – ведущий инвестиционный фонд «Бэринг Восток». Интерес такого фонда и его опыт инвестирования в электронную коммерцию должны способствовать дальнейшему росту и развитию ТОО «Колеса», полагают собственники проекта.

Простое решение

Мысль о приобретении «Колес» пришла топ-менеджерам Kaspi bank во время одного из совещаний.

«Так как наш банк делает основной акцент на «рознице», Вячеславу и мне стало любопытно, на что тратятся средства и что покупают потребители», – поясняет Forbes Kazakhstan Михаил Ломтадзе. Проведенный анализ показал, что большую часть сбережений и полученных кредитов граждане используют для приобретения важных активов – недвижимости и автомобилей. «Поэтому мы решили сделать еще один шаг к потребителю, но уже как частные инвесторы. Посмотрели на интернет-рынок с этой точки зрения и обратили внимание на ТОО «Колеса» – площадку, где встречаются продавцы и покупатели недвижимости и авто, – рассказывает собеседник и добавляет: – К тому же «Колеса» имели лидирующие позиции в своем сегменте, а меня всегда интересовали компании, которые являются номером один на рынке или могут им стать. Так что сомнений в выборе не было». 

По словам Ломтадзе, покупка ТОО прошла по-простому: «звонок – встреча – договор». «Коммерческие условия обсуждались только с точки зрения ценообразования, мы руководствовались логикой текущего состояния и перспектив развития проекта. Быстро нашли взаимопонимание и пожали друг другу руки. Сама сделка, с учетом всех нюансов, длилась несколько месяцев», – вспоминает он. По мнению Ломтадзе, одним из важных факторов для принятия решения была команда во главе с Николаем Бабешкиным – молодые, позитивные, честные и профессиональные.

Учитывая тот факт, что валовая выручка ТОО «Колеса» по итогам 2013 года составила 1,3 млрд тенге, или $8,55 млн (рост на 30% в сравнении с 2012 годом), а по итогам первого полугодия 2014 года возросла на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, можно утверждать, что покупка данного актива – хорошее решение.

Спустя год после сделки, уже в апреле текущего года, в проект вошел один из фондов прямых инвестиций «Бэринг Восток». Фонды известны благодаря участию в таких интернет-проектах в России, как «Яндекс», Ozon, сайт объявлений Avito.ru. За последние два года фонды вошли в еще два стартапа – онлайн-кинотеатр ivi.ru и собственно «Колеса». 

Сумма вливаний в полномасштабный сетевой ресурс с базами данных и облачной системой «Апи» составила $15 млн. При этом долю «Бэринг Восток» в «Колесах» Ломтадзе не уточнил, сказав лишь, что она существенная, но не превышает 50%.

«Есть три крупные удачные бизнес-модели в Сети, в которые мы верим, – говорит Forbes Kazakhstan старший партнер «Бэринг Восток» Елена Ивашенцева, которая также занимает должность в совете директоров «Яндекса». – Первая – это все, что связано с поиском и предоставлением разного рода информации пользователям. Вторая – электронная коммерция, основанная на продаже в онлайн и доставке разнообразных товаров, как физических (книги, товары домашнего обихода, домашняя электроника и  т. д.), так и виртуальных (цифровые книги, музыка, фильмы). Третья – сайты бесплатных объявлений. Последняя модель интересная, так как имеет существенный сетевой эффект – победитель получает подавляющую долю на рынке. Если уже есть доминирующая компания, то новым игрокам очень сложно и дорого с ней конкурировать».

По мнению Ивашенцевой, влияние и контроль над процессом выбора и продажи, к примеру, автомобиля открывает массу дополнительных возможностей для заработка – это ввод платных сервисов, таких как реклама, страхование авто, а также развитие сервиса до полноценного интернет-магазина по продаже автомобиля. Впрочем, по словам владельцев ТОО, сейчас главная цель не прибыль, а продолжать усиливать позиции на рынке. 

Во имя посещаемости

Директор ТОО «Колеса» Николай Бабешкин уверяет Forbes Kazakhstan: «С приходом новых акционеров мы получили стратегическое видение того, что будет, и, соответственно, в каком направлении следует развиваться активнее».

Всего спустя месяц после сделки была развернута широкая рекламная кампания. Помимо этого, было очень много сделано для усовершенствования технической стороны сайтов. «Мы усиленно работали над архитектурой, иногда и в ущерб внешнему виду», – говорит Бабешкин.

$1 млрд на проекте

Фонд «Бэринг Восток» – первый акционер компании «Яндекс». Фонд в 2000-х годах инвестировал в поисковый стартап $5,28 млн, получив за это 35,7% доли. В мае 2011 года доля фонда «Бэринг Восток» сократилась до 25%, так как компания провела листинг на NASDAQ. С тех пор доля фонда продолжала постепенно уменьшаться и на сегодня составляет чуть более 6,3%. Тем не менее фонды уже заработали на проекте более $1 млрд.

Между тем, замечает он, если для обычного сайта «падение» лишь на сутки не так страшно, то для «Колес» и «Крыши» это стало бы маленькой катастрофой. «При возникновении малейших проблем клиенты звонят не только нам, но и в «Казахтелеком». Наша задача – стабильная и качественная работа», – делится собеседник.

Все просто – продавцы волнуются за судьбу своих объявлений, а покупателям не терпится посмотреть свежие объявления. Также стоит учесть посещаемость сайтов, которая, по казахстанским меркам, очень велика.

К примеру, на kolesa.kz и его мобильное приложение (доступное для iOS, Android, Windows и даже через SmartTV) только в июле зашло почти 3,2 млн человек. Статистика посещений krisha.kz немного скромнее – за тот же период более 1,1 млн человек. Чтобы нарастить аудиторию «Крыши», компания планирует уже в сентябре запустить мобильное приложение для Android, а впоследствии и для iOS. В целом Николай Бабешкин считает, что посещаемость сайтов за год увеличится как минимум на 30%.

Новый сайт – новые цели

Сайты бесплатных объявлений сегодня являются одним из наиболее перспективных направлений в интернет-старт­апах. Фонд «Бэринг Восток» совместно с Accel Partners в 2012 году вложили $75 млн в Avito.ru, созданный шведами Йонасом Нордландером и Филипом Энгельбертом. В первом квартале 2014 года Avito показал выручку в $24,6 млн, EBITDA составила $11,3 млн. В марте этого года аудитория сайта, по данным «TNS Россия», составила 25,8 млн человек.

В мире же один из самых прибыльных сайтов этой категории, по данным Vostok Nafta, – шведский Blocket.se, который зарабатывает на каждом пользователе более 10 евро (норвежский Finn.no еще больше – 35 евро).

Поэтому открытие ТОО «Колеса» нового сайта market.kz видится перспективным капиталовложением. Однако, учитывая, что он был запущен всего несколько месяцев назад, сейчас перед командой ставится прежде всего задача набора как можно большего количества посетителей и, конечно же, объявлений. По словам Бабешкина, на текущий момент на ресурсе выложено 47 тыс. предложений о продаже товаров самого различного характера – от электроники до домашних животных.

Ломтадзе же заявляет, что через 10 лет данный проект будет самым большим сайтом, где можно будет купить все. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5234 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторах:
Загрузка...
27 мая родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить