Как ситуация в Украине повлияла на казахстанскую логистику

И какие меры могут помочь выправить положение

ФОТО: © pixabay

Член управленческого совета WILAT по Казахстану и Центральной Азии, генеральный директор ТОО «SevenR Logistics» Оксана Сорокина рассказала Forbes.kz о том, с какими проблемами сталкивается отечественная логистика сегодня в условиях жуткой турбулентности в регионе.

Свой рассказ Сорокина, логист с более чем 20-летним опытом, начала с январских беспорядков, которые нанесли первый удар по отрасли. Режим ЧП, неработающие валютные платежи и таможенная база привели к простоям.

- Без своевременной оплаты либо предоплаты нас просто перестали «грузить». Мы пытались договариваться, но не со всеми получилось. Плюс у самих клиентов пострадал бизнес, снизились продажи, и у них пропала возможность рассчитаться за логистику, - сказала она.

«Вишенкой на торте» стало то, что авиакомпании приостановили рейсы в Алматы. Как отметила собеседница, борта без дела не остались и их распределили на другие направления, но вернуть их на прежние рейсы – дело нелегкое.

- Все клиенты ожидали, что с 13 января все вернутся к нам и начнут привозить грузы. В итоге Lufthansa вернулась к нам в начале февраля, Cargolux вернется только 31 марта. В приоритете у всех были грузы, которые застряли в период с 5 января, а параллельно нужно вывозить новые грузы, и тут тоже играет роль вопрос приоритетности, - отметила Сорокина.

Другой головной болью казахстанской логистики являются проблемы с обменом двусторонними и трехсторонними разрешениями, или, проще говоря, «дозволами» для автомобильных перевозок.

- Дозволами МИДы обмениваются в начале года, и присылают их авиапочтой (а не в электронном виде). Сначала у нас был режим ЧП и госорганам было не до дозволов, потом к нам просто никто не летал, разрешения стали прибывать в Алматы только в начале февраля. Соответственно, в январе грузиться было просто не на чем. А когда появились дозволы, Литва решила обновить таможенную базу, и на середину февраля автомашин на границе Литва - Беларусь скопилось порядка 4,5 тыс., грузы стояли по 2-3 недели, - сказала она.

Как отмечает Сорокина, вопрос с дозволами до сих пор открыт, и хуже всего дело обстоит с Нидерландами и Бельгией, а там сейчас как раз сезон на отгрузку растений.

Но, по признанию Сорокиной, самый сильный удар по казахстанской логистике нанесла российская «военная спецоперация» в Украине.

- Курс тенге зависит не только от цен на нефть, но и от курса рубля, и за 2 дня я потеряла 10 млн тенге только на курсовой разнице. Далее были введены санкции, и частные компании начали массово к ним присоединяться. Закрытие неба, вопросы по лизинговым бортам, по страховке и так далее – и вот у нас уже нет возможности доставлять грузы авиатранспортом из РФ. Авиакомпании пересматривают свои маршруты, что вызывает рост цен на транспортировку, рост цен на нефть вызывает рост на топливо, что тоже вызывает рост цен на перевозку, - перечислила собеседница.

Оксана Сорокина
ФОТО: © UNDP Kazakhstan
Оксана Сорокина

По словам Сорокиной некоторые компании начали ставить ограничения на транспортировку и для Казахстана. Один из европейских операторов поставил запрет на доставку грузов назначением Украина, Беларусь, Россия и Казахстан.

- Но мы тут при чем? - недоумевает собеседница. - Некоторые собственники в странах Балтии отказываются предоставлять подвижной состав для казахстанских грузов, потому что платформы пойдут по территории РФ, а РЖД попали под санкции. Кто-то не против дать состав, но просит депозит в страхе, что РФ по дороге эти платформы конфискует. Машины с российскими номерами в Европе отказываются грузить просто потому, что «это российские машины», и не важно, что груз поедет в Казахстан. Партнеры рассказывают, что машины с российскими и белорусскими номерами закидывают по дороге камнями. Некоторые белорусские водители вообще отказываются ехать, боятся закрытия границ с ЕС.

На фоне всего этого цены подскочили до неба. Если раньше, по словам Сорокиной, за машину платили от 4,5 до 5 тыс. евро в зависимости от страны погрузки, то теперь ценник взлетел до 10 тыс. евро, и некоторые перевозчики просят наличными 100% предоплаты.

Также у Казахстана есть большие проекты в Украине, и это непосредственно затронуло бизнес Сорокиной. Ее проект оказался замороженным на неопределенный срок.  

- Мне даже груз на таможенную очистку с европейского транзитного склада некуда везти, не говоря уже о приемке, а это очень дорогой проект. У казахстанских собственников подвижного состава, чьи вагоны и платформы были в Украине на рейсах или в аренде, вообще самая грустная ситуация. Весь подвижной состав приписки «СНГ» Украина будет пока использовать для перевозки гуманитарных грузов, повышения обороноспособности и восстановления экономики Украины. Ну и технически их забрать оттуда проблематично, мягко говоря, - отметила она.    

Но, как отмечает Сорокина, в сложившейся ситуации есть один относительно позитивный момент.

- Все помнят транспортный коллапс по железнодорожным отправкам из КНР в РК  в 2021 году, когда Казахстан постоянно получал запретительные телеграммы со стороны КНР, а европейские грузы по Шёлковому пути просто «летали». Но сейчас всё больше и больше европейских компаний отказываются от Шёлкового пути «по этическим соображениям», и уже отправки стали не только чуть быстрее, но значительно дешевле, - рассказывает она.

Но в итоге нынешние проблемы затронули многих бизнесменов.

- Курсовая разница, рост цен за счет спекуляции на страхах, перевод на предоплату и главный вопрос – что будет дальше? У казахстанского бизнеса и так уже дергается глаз – сначала ковидные ограничения, потом проблемы с КНР, теперь вот санкции, - сокрушается Сорокина.  

По прогнозам эксперта, сложившаяся ситуация может вызвать увеличение грузопотока и дефицит транспорта.

-  Российские компании сейчас активно ищут каналы доставки. Кто-то планирует открывать компании в РК, кто-то ищет партнеров, которые будут импортировать грузы на себя, а дальше перепродавать их в РФ. Если говорить про авиаперевозки, то на текущий момент нам самим мало тех авиалиний, которые летают в РК. Если на нас «рухнет» еще и российский объем, то быстрее будет на телеге груз привезти, чем доставить самолётом. Но, с другой стороны, для Казахстана это может быть плюсом в части получения импортных пошлин, если мы перейдем на прямой закуп из Европы (ведь большой объем европейских и китайских товаров мы закупали в РФ). Европейский бизнес, к слову, тоже ищет обходные варианты доставки грузов, потому что Россия обеспечивала до 20% закупа товаров в Европе. Но, главное, чтобы такие схемы и нам не «аукнулись» санкциями, - сказала она.

Если говорить о конкурентоспособности «обходного» варианта доставки грузов Турцию и порты Баку и Актау (в случае закрытия границы России с Европой), то Сорокина характеризует его как «рабочий».

- На него уже сейчас активно смотрят МИД и МИИР РК, бизнесмены и другие. Но, во-первых, он дороже, чем прямой вариант доставки, а во-вторых, по моему субъективному мнению, мощности, которые есть сейчас в части подвижного состава, автотранспорта, пунктах пропуска между странами, порта Актау – лимитированы. Они рассчитаны на текущие объемы и возможный небольшой рост. А здесь рост объема будет в 2 раза как минимум. И это вызовет транспортный коллапс, который у нас был с КНР в 2021 году, - поделилась она.  

Также Сорокина поделилась своими опасениями по части того, что российские перевозчики, оставшиеся на данный момент не у дел, могут прийти в Казахстан.  

- В своё время белорусские перевозчики, получив льготы по таможенным платежам и лизингу, перевели свои машины в Казахстан на автопредприятия, зарегистрированные ими же. Сегодня 1500 белорусских машин зарегистрированы в Казахстане. За счет более низких расходов они начали душить казахстанских перевозчиков по цене. И где гарантия, что российские автоперевозчики сейчас не провернут тот же фокус? И не будут демпинговать по ценам? Да, у нас будет больше машин и цены ниже, и это плюс. Но казахстанские перевозчики пострадают, и это риск, - отметила она.  

Однако тут может помочь государство, предоставить льготы казахстанским автоперевозчикам по таможенным платежам и лизингу по примеру Беларуси, чтобы стимулировать закуп автотранспорта и избавиться от зависимости от более доступных белорусских и кыргызских перевозчиков.

Еще, по словам предпринимательницы, госструктурам необходимо  решить вопрос с дозволами, перестать видеть в них меру защиты казахстанских перевозчиков.

- Потому что они не только не защищают, но и создают прецеденты для спекуляций, а пока одни казахстанские перевозчики продают дозволы другим, мы все дружно ездим на кыргызских и белорусских машинах, потому что дешевле. Еще неплохо было бы привлечь в Казахстан пару-тройку авиалиний с грузовыми бортами, именно с грузовыми, потому что грузопассажирские, которые у нас прибавляются регулярно, проблему не решают никак, - сказала она. 

Также 9 марта был создан оперативный штаб по решению вопросов с грузоперевозками из Европы в Казахстан, и в этот штаб были приглашены не только представители государственных органов, но и бизнес: перевозчики, экспедиторы, ассоциация собственников подвижного состава, импортеры.

- Это была инициатива государственных структур. С КГА обсуждаем, какие авиакомпании нам интересны на перспективу, тем более что РФ закрыла воздух для 36 стран и европейским авиакомпаниям нужно не только через кого-то летать, но и где-то заправляться. А это – существенные поступления в казну. Если совсем прижмет, рассматриваем переориентацию грузопотока через Турцию – какие есть сейчас проблемы и опасения, где нужно улучшить/увеличить пропускную способность. Свои страхи и скепсис мы, как бизнес, уже высказали. Верю, что нас услышат. Повторения китайского транспортного коллапса явно никто не хочет, - подытожила Сорокина.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
20167 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить