Как казахстанские компании используют офисные пространства

14833

Американская мебельная компания Steelcase провела исследование. Она предоставила офису, где работают 200 человек, эргономичные стулья и провела тренинг по эргономике. После этого сотрудники стали меньше прогуливать и у них уменьшились боли в спине, за год их производительность увеличилась на 17,8%. Таким образом, по подсчетам Steelcase, эргономичная мебель окупилась менее чем за 10 дней

Фото: Андрей Лунин

«То есть на инвестиции в офис не нужно смотреть как на затраты, офис можно сделать инструментом, который приносит компании прибыль», – комментирует цифры Дончо Пенчев, управляющий партнер компании Office Solutions (на фото), которая оказывает услуги по созданию оптимальной рабочей среды.
Оптимизация пространства даёт возможность более эффективно использовать имеющееся помещение.

Начиная от выбора наиболее подходящего помещения, площадь которого на 100% будет задействована для обеспечения потребностей компании (внутренние процессы), заканчивая разработкой уникального планировочного решения, которое поддерживает стиль работы компании (зонирование), способствуя её росту и движению вперед.

Так какое пространство будет оптимальным в современных условиях? «Для Казахстана переход от системы закрытых кабинетов к открытым пространствам – достаточно новое решение, – говорит Пенчев, – хотя западные компании перешли к open space в прошлом веке». Поэтому специалисты предлагают использовать не просто open space, а палитру пространств – закрытые и открытые помещения, телефонные комнаты, комнаты для переговоров, зоны для сотрудничества и отдыха.

Палитра пространств отражает палитру сотрудников и задач, над которыми они работают. Сегодня 80% бизнесов используют проектные подходы, потому что исследования процессов крупнейших корпораций мира показывают: новые идеи чаще генерируются при совместной работе. Для коллабораций система закрытых кабинетов контрпродуктивна, здесь поможет система open space, которая способствует обмену идеями и информацией.

Open space – это не просто столы в открытом пространстве, это особым образом зонированная территория. Причём современные акустические технологии блокирования, маскирования или поглощения звуков полностью снимают вопрос шума в open space, позволяя создать комфортную среду для всех сотрудников.

Для проектных групп, которые создаются на определённое время, организуют зоны с технологичными решениями. «Это может быть стол, куда одновременно можно подключить несколько лэптопов, с помощью нажатия одной кнопки информацию с компьютера вывести на большой экран по Wi-Fi, то есть скорость обмена данными увеличивается в разы», – говорит Дончо Пенчев.

Фото: Андрей Лунин

Зоны под функциональные команды, которые выполняют постоянно одну общую функцию, но могут порой отлучаться с рабочего места, можно организовать особым способом. Например, для шести продавцов, которые зачастую находятся на выезде, создать четыре рабочих места.

Для резидентов – сотрудников, которые постоянно находятся в офисе, – закрепляют рабочие места, зачастую такие отделы (бухгалтеры, юристы, финансисты) отгораживают от основного пространства прозрачными перегородками.

В open space отводятся места для кочевников – сотрудников, которые перемещаются из города в город, из страны в страну. В офисе им нужна лишь небольшая рабочая станция, где можно расположить лэптоп и смартфон, чтобы недолго поработать.

Конференц-залы и комнаты для переговоров может забронировать любой сотрудник через специальную программу на смартфоне. Как отмечает партнёр Office Solutions, с помощью таких программ можно выяснить, как часто используют то или иное пространство. Если «переговоркой» не пользуются, её можно демонтировать. Если, напротив, подобных помещений не хватает, можно сделать дополнительные.

Некоторые компании отходят от такого понятия, как «кабинет руководителя», особенно если руководители мобильны. «В подчинении CEO Steelcase (это наши партнёры) находится 13 тыс. человек, но у него нет личного кабинета. Когда он приезжает в офис, то использует VIP-этаж, где есть конференц-комнаты. У него есть мобильный шкафчик на колёсиках, где он может хранить документы, вещи, – фактически это и есть его офис. Для таких шкафчиков в компаниях делают специальные парковки», – приводит пример Дончо.

Далее читайте о том, как казахстанские компании используют офисные пространства.

Тренды в дизайне офисов

1. Офис как дом.  Девять лет своей жизни человек проводит сидя. 70% этого времени он «просиживает» в офисе, который фактически превращается в его второй дом. Поэтому дизайнеры создают интерьеры и мебель для офиса, напоминающие домашнюю атмосферу. Например, в Испании существуют офисы с комнатами отдыха, где можно поспать во время сиесты.

2. Здоровье персонала. Компании создают условия, чтобы сотрудники могли заботиться о здоровье. Для этого выделяются территории для занятий йогой, монтируются душевые, которыми могут воспользоваться те, кто добирается до офиса на велосипеде. К слову, наличие душевых помогает экономить время командированным. Они могут не заезжать после аэропорта домой, чтобы привести себя в порядок, ведь для этого у них есть условия в офисе.

3. Биоиндустриальный стиль. Микс экодизайна и стиля лофт помогает находиться одновременно и в естественной, и в искусственной среде. Для создания смешанного дизайна используют натуральные цвета (томатный, баклажанный) и материалы (дерево, мох), а также «индустриальные» материалы (металл, бетон).

4. Innovation room. В постиндустриальном мире дороже всего стоят идеи. Чтобы сотрудники чувствовали себя более свободно и как можно больше генерировали креативных идей, для них создают комнаты с необычным дизайном и мебелью.

Палитра пространств

Фото: Андрей Лунин

Офис Office Solutions занимает 400 кв. м. Он рассчитан на 25 сотрудников, из которых 18 находятся там постоянно. Помещение представляет собой шоу-кейс: одновременно является и местом для работы сотрудников, и шоу-рум компании, где клиентам показывают решения от Office Solutions.

В соответствии со стилем работы компании шоу-кейс делится на три основные зоны. Первая – open space с открытыми и огороженными участками. В частности, бухгалтерия отделена стеклянными стенками от основного пространства. Дизайнеры компании используют разные системы хранения и рабочие станции, которые можно демонстрировать клиентам. Здесь любят показывать электрические столы, которые регулируются по высоте: за такими столами можно работать сидя и стоя. Смену положения весьма рекомендуют врачи.

Рабочая зона для кочевников занимает лишь пару «квадратов», где при необходимости могут разместиться два человека. К open space примыкает зона неформального общения. Она расположена возле «треснувшей» стены, которая одновременно является оригинальным светильником. Из разлома льется мягкий оранжевый свет (оранжевый является корпоративным цветом Office Solutions).

Фото: Андрей Лунин

Вторая зона – зона командной работы. Центром является стол, к которому подключается до восьми лэптопов. Одним нажатием кнопки на монитор на стене можно выводить информацию с четырех компьютеров. Здесь же расположены открытый и два закрытых конференц-зала. В одном установлен продвинутый проектор, который позволяет рисовать на белой стене стилусом или пальцем; полученные таким образом рисунки, схемы можно по Wi-Fi рассылать на лэптопы присутствующих, на принтеры или почту.

Фото: Андрей Лунин

Третья зона – VIP-лаунж и демонстрационный кабинет для руководителей. При необходимости VIP-лаунж легко трансформируется в training-зону, снабжённую проектором, для 15 человек. Также в VIP-лаунж глава казахстанского Office Solutions проводит встречи, так как собственного кабинета у него нет. В его случае кабинет – это нерациональное использование пространства, так как Дончо часто находится вне офиса (встречи, командировки). Кроме того, «открытый» стиль работы позволяет ему максимально быстро получать от сотрудников информацию, на основе которой он принимает решения.

В офисе есть зона ресепшен, где стоит стол, выполненный из камня по индивидуальному заказу, где можно увидеть облако тегов – слов, которые напоминают сотрудникам о ценностях компании. В комнате отдыха c напольным покрытием из искусственной травы стоит оригинальная мебель, из окон открывается вид на горы. При желании в лаунж-зоне можно поиграть на play-station.

Сменили концепцию – сменили офис

С января 2015 перестали выходить газеты «Крыша» и «Колёса», которые 17 лет публиковали бесплатные объявления. Но концепция осталась жива, перевоплотившись в интернет-издания market.kz, krisha.kz и kolesa.kz. В объединённой компании «Колёса, Крыша, Маркет» решили поменять не только «реальность на виртуальность», но и рабочую среду.

Фото: Андрей Лунин

Сначала речь шла о ремонте, во время которого предполагалось «пожить» в другом помещении. На сайте krisha.kz сотрудники нашли объявление, что новый бизнес-центр сдает 1220 кв. м в трех уровнях, посмотрели его и поняли, что офис будет не временным, а постоянным местом пребывания. В новое помещение компания переехала в мае 2015.

Компания, «оторвавшись» от бумаги, строит интернет-компанию. Поэтому офис отвечает новой концепции – интерьер технологичный, креативный, яркий. На полу, стенах, стеклянных дверях и перегородках – ломаные линии, придающие динамизм помещению. Тёплые цвета – жёлтый, зелёный, красный – дают заряд энергии, делают офис по-домашнему уютным.

Фото: Андрей Лунин

На цокольном этаже находятся зона отдыха, конференц-зал, IT-служба. В зоне отдыха - кафе, библиотека и душевые, которыми чаще пользуются те, кто добирается на работу на велосипеде. Для велосипедистов сделали парковку – так в компании стимулируют людей вести здоровый образ жизни. Для этой же цели в зоне отдыха установили турник. Интеллектуально-нравственным здоровьем можно заниматься в библиотеке или в большой переговорной комнате, которая легко, за счет столов-трансформеров, превращается в training-room. На первом этаже – клиентская зона, зона аналитики и контроля, зона продаж, редакция с отделами для журналистов и корректоров. На втором – разработчики сайта, модераторы и служба заботы о клиентах.

В компании отошли от традиционного open space. Там называют эту систему ужасной, потому что она может вызывать непонимание между сотрудниками, ведь кому-то нужно постоянно общаться с клиентами по телефону, а кому-то нужна полная тишина для концентрации. Поэтому систему open space используют в рамках одного отдела. Между собой отделы разграничены стенами, стеклянными перегородками или конструкциями, внутри которых находятся небольшие переговорные комнаты.
Всего в компании пять переговорных. Друг от друга они отличаются размером и граффити, которые изображают улицы Алматы. В честь этих улиц (Фурманова, Достык и др.) названы и сами «переговорки». Забронировать комнату можно через «Google Календарь».

Фото: Андрей Лунин

В компании не делали замеров, как продвинутый офис повлиял на производительность. Но было замечено, что сотрудники стали чаще приходить на работу по выходным, чтобы завершить важные проекты.

Под одним шаныраком

До 2011 компания PricewaterhouseCoopers Казахстан занимала офис, в котором департаментам (аудит, бизнес-консультирование, налоговые и юридические услуги) приходилось размещаться на разных этажах.

Фото: Андрей Лунин

Поэтому главное требование к новому офису состояло в том, чтобы рассадить все департаменты на одном этаже, дать возможность сотрудникам общаться, обмениваться идеями. Этому требованию отвечало здание Регионального финансового центра Алматы, где сейчас и находится компания.
Идея объединения под одним шанырком задала главный вектор формирования пространства – использовать open space и передать национальный колорит. В результате казахстанский офис PricewaterhouseCoopers Казахстан стал своего рода юртой для инновационных идей и местом, где происходит непрерывное профессиональное развитие сотрудников.

Фото: Андрей Лунин

Две основные рабочие зоны представляют собой «открытое пространство». В одном крыле, где расположен департамент аудита, используют традиционную модульную мебель. Однако более эффективной там считают bench-систему, которая представляет собой стол из нескольких столешниц на одном каркасе.

Часть рабочих мест в компании PricewaterhouseCoopers Казахстан закреплена за сотрудниками, часть – нет, так как природа деятельности консультантов, аудиторов предполагает их нахождение у клиента. Вместо принципа «кто первый пришел – того и стол» здесь работает специальная программа, позволяющая бронировать свободные пространства – переговорные комнаты, комнаты партнеров или конференц-залы.

Многофункциональную зону, которую называют yurt-area, используют проектные группы для проведения семинаров и собраний: для этого достаточно отгородиться от общего пространства полупрозрачными ширмами. Здесь можно встречаться с клиентами или отдыхать в мягких креслах за чашкой чая или кофе.

Под чайхану отведён балкон, выходящий в атриум Регионального финансового центра Алматы. Для сотрудников оборудована кофейня во французском стиле – небольшие столы, стульчики, рисунок которых изображает птиц как символ многообразия природы Заилийского Алатау. Рельеф «Пёстрых гор» читается в приёмной, где стоят красочные, необычной формы кресла.

Фото: Андрей Лунин

В проектировании офиса PricewaterhouseCoopers Казахстан использованы экологически безопасные материалы. Отделка несущих стен выполнена из композита, состоящего из дроблёной миндальной скорлупы.

Мебель и предметы интерьера изготовлены из натуральных и гипоаллергенных материалов. Система освещения снабжена датчиками присутствия, позволяющими сберегать электроэнергию.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить