Travelsystem бросила в Турции на произвол судьбы 700 туристов из РК
В среду, 3 июня, в Алматы начал работу оперативный штаб по решению проблем турагентств, которые были партнерами туроператора Travelsystem
Нет имущества для ареста
Как уже сообщал Forbes.kz, в ночь на 3 июня на сайте туроператора Travelsystem появилось сообщение: «Работа компании приостановлена».
Ранее, 26 мая, авиакомпания SCAT подала иск в специализированный межрайонный экономический суд Алматы к Travelsystem с требованием погасить долг, который в SCAT оценили в «сотни миллионов тенге».
Деятельность туроператора Travelsystem заключалась в заказе чартерных рейсов, а также в оптовом бронировании мест в гостиницах. Всё это - для последующей розничной перепродажи туров турагентам и турфирмам.
Обозреватель Forbes.kz пытался дозвониться до главы компании Романа Хана, однако его мобильный телефон постоянно отключен. Поговорить удалось с исполнительным директором Travelsystem Асем Козбагаровой.
- Не знаю, как прокомментировать произошедшее, - говорит Асем. - Я сама постфактум получила уведомление о том, что директор принял решение закрыть (компанию. – F). Он со мной не на связи. Я вообще в последнее время передавала дела, увольнялась. Но когда начались скандалы (с долгом SCAT. – F), я задержалась, чтобы никто не думал, будто я ухожу из-за проблем. В Ассоциации турагентств создан штаб, наши сотрудники передают им списки туристов.
Асем Козбагарова затруднилась назвать число туристов Travelsystem, которые сейчас находятся за границей.
Меж тем представительства компании Travelsystem в Астане и Алматы закрыты. Обозреватель Forbes.kz побывал в здании, где расположен алматинский офис туроператора, куда уже утром в среду, 3 июня, стали собираться сотрудники турагентств. Двери офиса были заперты, на стук никто не выходил, однако за дверью слышались голоса.
Как сообщил Forbes.kz источник в туристской отрасли, у Travelsystem в Казахстане нет значимого имущества, которое можно было бы арестовать в счет уплаты долгов партнерам и туристам.
На те же грабли
Официальный спикер Ассоциации туристских агентств Казахстана (АТАК) Денис Кривошеев прокомментировал Forbes.kz ситуацию вокруг Travelsystem.
F: Денис, на своей странице в Facebook вы написали, что в четверг, 4 июня, из турецких гостиниц начнут выселять казахстанских туристов, поскольку Travelsystem не оплатил их проживание. Сколько всего сейчас отдыхают в Турции путешественников, купивших пакеты этого туроператора?
- На сегодняшний день порядка 700 туристов, отправленных через Trаvelsystem, находятся в Турции. Из них 80 человек вообще находятся под угрозой невозвращения. Всё потому, что они должны были лететь рейсами SCAT. Но поскольку авиакомпания отказалась работать с Travelsystem, туроператор отправлял эти 80 человек другими рейсами. Насколько нам известно, Travelsystem не оплатил билеты для этих пассажиров на обратные рейсы.
F: А есть ли казахстанские туристы Travelsystem, находящиеся сейчас в других странах?
- Мы понятия не имеем, что происходит с европейскими направлениями, по которым Travelsystem вела активную работу. Эту информацию мы сейчас выясняем. Мы собираем данные. По предварительной информации, около 90 агентств пострадало от деятельности Travelsystem.
F: Им придется за свой счет вывозить туристов?
- Скорее всего да, они в первую очередь будут выполнять обязательства перед своими клиентами. А уже потом судиться и пытаться искать возможность взыскать компенсации. Возможно, убытки покроют страховые компании.
Таким образом, рынок находится в ужасном состоянии, Travelsystem страшно всех подставил. Хотя 26 мая я лично уговаривал владельца компании Романа Хана переуступить партнерам права на их чартеры в Турцию авиакомпании Air Astana. Туроператор мог получить за них деньги, которые могли оздоровить деятельность компании. С Романом Ханом мы говорили долго, порядка трех часов. Он меня убеждал в том, что я ничего не понимаю, что у них всё хорошо. Если бы наши опасения были бы услышаны, возможно, не произошло бы то, что произошло.
F: Сейчас речь идет о банкротстве Travelsystem?
- Если компания не может выполнять обязательства перед клиентами, если у них высокий кассовый разрыв, если компания финансово несостоятельна, как это еще назвать? Банкротство.
F: Гендиректор Travelsystem Роман Хан сейчас находится, по вашим данным, в Европе. В прошлом году, когда «падал» Gulnar Tour, его руководитель тоже уехал в Турцию. История повторяется?
- Да. Но когда произошло банкротство Gulnar Tour, рынок не был предупрежден о том, что происходит. А по ситуации с Travelsystem мы заранее говорили, что можно остановить катастрофу, но рынок не реагировал.
Турецкий гамбит
Тем временем в авиакомпании Air Astana заявили о расторжении договор с Travelsystem по фрахтованию воздушных судов из-за несостоятельности туроператора выполнять свои обязательства по оплате. Договор по выполнению чартерных рейсов из Алматы и Астаны в Анталию (Турция) был подписан в феврале 2015. Он предусматривает выполнение 53 рейсов из Алматы в обе стороны (с 31 мая по 29 сентября) и 37 рейсов из Астаны в обе стороны (с 26 мая по 29 сентября). На сегодняшний день Air Astana выполнила три рейса из Астаны (26, 29 мая и 2 июня) и два рейса из Алматы (31 мая и 2 июня). Все вылетевшие туристы находятся еще в Турции.
«Авиакомпания Air Astana, согласно договору, юридически не несет ответственность за выполнение неоплаченных туроператором рейсов. Однако авиакомпания продолжит выполнять рейсы на ближайшие даты до 19 июня в целях минимизации неудобств пассажиров и возврата тех, кто уже находится в Анталье», - сказано в сообщении перевозчика.
Air Astana выполнит следующие рейсы:
Астана – Анталья –Астана (рейсы KC 501/KC 502) - 5, 9, 12, 16, 19 июня 2015.
Алматы – Анталья - Алматы (рейсы KC 505/KC 506) - 4, 7, 11, 14, 16, 18 июня 2015.
Рейс по расписанию на 9 июня 2015 по маршруту Алматы – Анталья – Алматы выполняться не будет.
Пассажирам, которые запланировали обратную дату вылета в Казахстан после 19 июня в Астану либо после 18 июня в Алматы, в авиакомпании рекомендуют бронировать авиабилеты отдельно на регулярных рейсах.
Также авиакомпания откроет продажу авиабилетов в одну сторону для пассажиров, вылетающих из Антальи в Астану и Алматы по специальному тарифу - $100, включая все сборы.
Туроператор объясняет приостановку деятельности… слухами
После обеда в среду, 3 июня, пиар-агентство, обслуживающее Travelsystem, прислало в Forbes.kz информационное сообщение от туроператора. В нем одной из причин приостановления деятельности компании называется «отсутствие продаж в течение последних двух недель, вызванное активно распространяемыми на рынке слухами по поводу устойчивости компании, и отсутствие текущей ликвидности».
Также в сообщении сказано: все туристы, находящиеся в настоящий момент за рубежом, обеспечены обратными билетами для возвращения в Казахстан. При этом компания не сообщает, кто будет оплачивать проживание казахстанцев в зарубежных гостиницах.
Туристическим агентствам, которые имеют действующий агентский договор с Travelsystem, рекомендовано уведомлять клиентов об отмене всех туров, в том числе и туров с выданными на руки документами.
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook