Авиабилеты «для народа» могут исчезнуть в Казахстане

15289

В начале октября 2015 несколько зарубежных СМИ опубликовали информацию о том, что казахстанские таможенные органы предъявили авиакомпании Bek Air претензии по таможенным платежам на «миллионы долларов»

Один из акционеров Bek Air – бизнесмен из Нидерландов г-н Карст Линдебум.

Голландские корни Bek Air

6 октября 2015 известный портал Aviator.aero, пишущий на авиационные темы, сообщил: в казахстанскую авиакомпанию Bek Air, зарегистрированную в Уральске, пришли с проверкой западноказахстанские таможенники. По результатам ревизии представители департамента госдоходов (как он сейчас официально называется), предписали авиакомпании доплатить таможенные сборы за самолёты, ввезённые в Казахстан в 2013-2014. И это несмотря на то, в стране действуют таможенные льготы на ввоз воздушных судов, согласно решениям комиссии Таможенного союза и постановлениям правительства Республики Казахстан.

В свою очередь, издание 50skyshades.com со ссылкой на акционеров Bek Air пишет, что «это решение таможенных органов может привести к повышению тарифов на авиаперевозки или даже к закрытию авиакомпании, поскольку у неё отсутствуют свободные денежные средства в таком крупном размере».

Чтобы разобраться в ситуации, обозреватель Forbes.kz обратился в Bek Air. Там сообщили, что у авиакомпании не только казахстанские, но и голландские корни. И активное участие в разбирательстве с проблемой таможенных платежей занимается один из акционеров Bek Air – бизнесмен из Нидерландов г-н Карст Линдебум. Нам удалось связаться с ним по Skype, и вот что он рассказал.

Странная проверка

С 2013 Bek Air стала активно развивать свою маршрутную сеть и стремительно увеличивать объёмы перевозок – примерно на 100% ежегодно. Для этого авиакомпания ввезла в Казахстан самолёты Fokker-100. Лайнеры прибыли из Голландии через международную лизинговую компанию Mass Jet Lease B.V. Один самолёт Bek Air купила, а на приобретение остальных четырёх бортов средств не было, и эти суда были взяты в финансовый лизинг с последующим выкупом. По сути, авиакомпания приобрела самолёты в рассрочку. Все лайнеры были зарегистрированы в Казахстане, и Bek Air платит за них налог в бюджет страны как за транспортные средства.

Карст Линдебум говорит, что при ввозе в Казахстан в 2013-2014 все самолёты были оформлены должным образом, в соответствии с таможенным законодательством. При оформлении воздушных судов в авиакомпании воспользовались решением комиссии Таможенного союза N130, изданным 27 ноября 2009. Согласно этому документу, гражданские пассажирские самолёты вместимостью от 50 до 300 кресел, ввозимые в Казахстан и Белоруссию до 1 июля 2014, освобождаются от ввозных таможенных пошлин. Самолёты Fokker-100 авиакомпании Bek Air как раз подпадают под эти условия. И при регистрации самолётов никаких вопросов ни в одном из госорганов по этому поводу не возникало.

Однако в начале 2015 в Bek Air нагрянула проверка таможенников, которая завершилась в мае. По её результатам ревизоры почему-то посчитали: за ввоз четырёх самолётов авиакомпания должна заплатить таможенную пошлину в размере 328 млн тенге и НДС в размере 218 млн тенге. Вместе с пеней итоговая сумма, которую таможенники намерены взыскать с авиакомпании, составляет 596 млн тенге.

Фото: Олеся Самышкина

Инвестор в шоке

Надо ли говорить, что голландского акционера Bek Air результат проверки возмутил до жути.

- Эта ситуация вызывает у нас большую озабоченность, - говорит Карст Линдебум. – Мы не ожидали, что такое вообще возможно, когда в законодательстве прописаны одни нормы, а таможенные органы говорят о других. При этом они со временем поменяли свою позицию на диаметрально противоположную: и год, и два года назад претензий-то не было. Поэтому мы обратились с жалобой в Комитет государственных доходов и попросили пересмотреть результаты таможенной проверки.

В своем обращении мы чётко прояснили позиции законодательства со всеми ссылками на нормативные акты, которые подтверждают нашу правоту. Но ответа от комитета не последовало. Потому нам пришлось обращаться в Уральский специализированный экономический суд. Там уже состоялось несколько заседаний. Также мы обратились в международные СМИ, разъяснив нашу позицию по данному вопросу. Мы считаем, что международное бизнес-сообщество должно знать о нашем деле.

Установив деловые отношения с Казахстаном, мы уже пошли на определённый риск, поскольку страна находится в так называемом «чёрном списке» европейской авиационной индустрии. Учитывая эти риски иностранного инвестора, мы ожидаем, что Казахстан пойдёт нам навстречу.

По словам г-на Линдебума, подобный негативный бизнес-опыт может отпугнуть многих иностранных инвесторов от каких-либо взаимоотношений с Казахстаном – у них не будет уверенности в стабильности работы в стране, где законодательство трактуется неоднозначно.

Одним можно, а другим – нет?

Голландский бизнесмен приводит в пример другие казахстанские авиакомпании, которые завозили в Казахстан аналогичные по размеру воздушные суда – им, почему-то, претензий не предъявляют.

- Основные конкуренты Bek Air – компании, которые принадлежат государству, - говорит предприниматель. – И Bek Air – единственная авиакомпания, которой выставили дополнительные требования по уплате таможенных сборов за ввоз самолётов. Мы ожидаем, что ко всем перевозчикам в стране будет равное отношение. А пока принцип справедливости и недискриминационного отношения к нам нарушается.

FЕсли бы не существовало решения комиссии Таможенного союза по отмене таможенного сбора на ввоз подобных воздушных судов, стали бы вы вообще ввозить Fokker-100 в Казахстан?

- Сомневаюсь. Ведь тогда самолёты оказались бы очень дорогими, Bek Air не смогла бы потянуть эти платежи. Казахстан ведь специально установил эти таможенные льготы, чтобы поддержать местный рынок авиаперевозок, чтобы он развивался и мог перевозить казахстанцев за доступную цену.

FЕсли суд будет не на вашей стороне, есть ли у акционеров средства, чтобы выплатить 596 млн тенге?

- Я - не единственный акционер авиакомпании, потому скажу только за себя. Оперирование флотом в Казахстане – недешёвое удовольствие. А у Bek Air слоган: «Авиакомпания для народа», и мы хотим сделать авиабилеты доступными для граждан Казахстана. Не думайте, что это так просто сделать. За низкими тарифами стоит огромная работа по оптимизации расходов авиакомпании. Если бы нам пришлось заплатить такие огромные деньги таможне, цены на наши билеты были бы дороже. А сегодня это в казахстанских экономических условиях – нереально. Тем более что со дня запуска регулярных рейсов акционеры Bek Air не набивают свои карманы, а почти всю прибыль максимально направляют на развитие авиакомпании.

FЕсли вы проиграете суд, каковы будут ваши дальнейшие шаги?

- У меня еще осталась вера в казахстанскую судебную систему. Надеюсь, справедливость восторжествует. Но если все казахстанские суды нам откажут, мы вынуждены будем обратиться в международные судебные инстанции. Компания уверена в своей позиции, поэтому мы не боимся этого.

«С правом пользования, но без права распоряжения»

У таможни – своя точка зрения. Её Forbes.kz озвучил руководитель отдела посттаможенного контроля департамента госдоходов ЗКО Бауржан Джумагалиев.

FПочему у вас возникли претензии к перевозчику?

- Согласно документам, которые Bek Air представила при таможенном оформлении самолётов, у них был не контракт на куплю-продажу лайнеров, а договор лизинга. Авиакомпании самолёты были переданы с правом пользования, но без права распоряжения. На момент подачи деклараций Bek Air не являлась собственником самолётов.

FНо ведь самолёты взяты в финансовый лизинг с последующим выкупом.

- С последующим выкупом. Но мы рассматриваем статус товара на момент пересечения границы Таможенного союза. И Bek Air не может считаться собственником техники. В регистрации самолётов указано, что их собственником является Mass Jet Lease B.V.

FА как же решение комиссии Таможенного союза, освобождающее от таможенных платежей такие самолёты, как Fokker-100?

- Такая процедура не применима для этих самолётов. Мы считаем, что применима процедура временного ввоза, при которой авиакомпания должна ежемесячно уплачивать 3% пошлины и 3% НДС. В соответствии с этим мы и делали расчёты.

FПочему Bek Air подвергается дискриминации? Почему другим авиакомпаниям позволено ввозить самолёты с тем же количеством кресел без таможенных платежей?

- По другим авиакомпаниям не могу сказать, потому что мы проверяем декларации, которые были оформлены у нас, в Западно-Казахстанской области. Эти вопросы надо задавать тем органам госдоходов, на территории которых оформляли самолёты другие авиакомпании.

«У нас все ходы записаны!»

Но совладелец авиакомпании Карст Линдебум настаивает, что самолёты ввозились в Казахстан не временно, а на постоянной основе. Иначе зачем Bek Air регистрировала их в Казахстане и платит за них налоги в казахстанский бюджет? При этом голландский лизингодатель никогда и не думал, что заберёт самолёты обратно.

В Bek Air говорят, что каждых их ход подкреплён законодательством. Например, постановлением правительства РК N1092 от 21 августа 2001, которое гласит: гражданские самолёты стран, не входящих в СНГ, которые находятся в эксплуатации более 10 лет, вообще не могут быть помещены под таможенную процедуру временного ввоза. А лайнерам Forkker-100 как раз больше 10 лет, и произведены они в Нидерландах. Кроме того, решением комиссии Таможенного союза самолёты с количеством кресел от 50 до 110 также не могут быть помещены под процедуру временного ввоза. А на Fokker-100 как раз 108 посадочных мест. По этим и другим причинам в Bek Air считают доводы проверяющих таможенников несостоятельными.

Мы поинтересовались у Карста Линдебума, предполагает ли он иную, скрытую причину такого странного итога проверки департамента госдоходов ЗКО.

- Я не знаю истинную причину, - ответил голландский бизнесмен. - Но у меня есть предположение, которое я пока ничем не могу доказать. Не исключаю, что таможенные органы находятся под большим давлением со стороны вышестоящих госорганов, которые требуют пополнения государственного бюджета. И, возможно, таможенные органы пытаются максимально увеличить таможенные поступления любыми способами, выжать как можно больше денег. Это очень пугающая ситуация, поскольку иностранные инвесторы не могут контролировать свои инвестиции в Казахстане и надеяться хотя бы на минимальную юридическую стабильность.

Мы не знаем, прав ли голландский бизнесмен в своих предположениях или нет. Мы также не знаем, чем закончится судебная тяжба авиакомпании с департаментом госдоходов. Просто приведём напоследок две цифры. Согласно данным, опубликованным на сайте Комитета госдоходов РК, в феврале 2014 объём поступлений налогов и других платежей в бюджет страны от Западно-Казахстанской области составил 27,2 млрд тенге. Через год, в феврале 2015 (когда, кстати, началась проверка Bek Air), поступления в бюджет от ЗКО снизились более чем вдвое - до 13,4 млрд тенге.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить