Новый арбитр: Кто встал между госорганами и бизнесом?

Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен» неоднократно еще с 2011 года поднимался вопрос по созданию Апелляционной комиссии по рассмотрению налоговых и таможенных споров по результатам проверок

На лицо имеем конфликт интересов, так как проведение проверки и его рассмотрение находились внутри одной системы, решение досудебной налоговой и таможенной апелляции не воспринималось предпринимателем как независимое.

После долгого и упорного обсуждения Апелляционная комиссия при Минфине начала свою работу с 1 июля 2017 года. В состав вошли председатель Комиссии, а также шесть человек, среди которых член Правления НПП РК «Атамекен».

Работа Комиссии повысит доверие предпринимателей к досудебному разрешению спорных вопросов; обеспечит независимый подход; сократит количество судебных разбирательств; позволит Комитету госдоходов проверить соответствие деятельности территориальных органов.

Плюсы Комиссии - отсутствие конфликта интересов, то есть виденье позиции, отличной от налоговых органов, и главное – возможность предпринимателю самому лично присутствовать при обсуждении проблем с налоговиками и таможенниками.

На сегодня членам Комиссии поступило от Минфина порядка 44 жалоб: 32 по налоговым вопросам и 12 по таможенным вопросам.  Большая часть поступивших жалоб по налоговым спорам предпринимателей связаны с доначислением налогов по взаиморасчётам с поставщиками в отношении которых либо возбуждены уголовные дела, но нет решения суда, либо имеются решение суда о признании регистрации недействительной.

«Атамекен» неоднократно поднимал на всех площадках вопрос, что следует определить грань между передачей дел из сферы уголовного процесса в плоскость гражданского. Если уголовное дело возбуждено, то необходимо завершить уголовный процесс, т.е. доказать и отразить в приговоре суда конкретных поставщиков и конкретные фиктивные сделки без права их передачи в гражданское производство.

Между тем, если поставщик и покупатель осуществляли фиктивные сделки, то их вина должна быть подтверждена обвинительным приговором суда.

Зачастую органы госдоходов, в рамках уголовного дела доначисляют налоги по взаиморасчётам с поставщиком, в отношении которого не завершилось уголовное дело, т.е. еще не доказана виновность или невиновность поставщика в рамках уголовного процесса.

Второй случай, когда при наличии решения суда о признании регистрации недействительной, орган государственных доходов проводит доначисление корпоративного подоходного налога ссылаясь на решение суда, вынесенного по факту показаний учредителя о его непричастности к созданию юридического лица.

Однако, в ходе проверки проверяющим не исследуется фактическое совершение сделки, ведь до момента признания регистрации недействительной, юридическое лицо функционировало, фактически заключало сделки, выполняло поставки товаров, работ, услуг, в том числе и в рамках государственных закупок. Другими словами, заключались и выполнялись законные гражданско-правовые сделки.

Но, на практике сложилось мнение, что признание недействительной регистрации юридического лица автоматически приводит к недействительности всех заключенных договоров. Такая практика противоречит положениям законодательства.

Налоговое законодательство закрепляет исполнение налогового обязательства в виде уплаты налогов, у налоговых органов отсутствует право признавать сделку недействительной без решения суда.

Комиссия создана для обобщения применения на практике налогового и таможенного законодательства. Дает рекомендации для проведения разъяснительных работ с предпринимателями и органами госдоходов, последующим шагом могут быть рекомендации по внесению изменений в законодательства и НПА. К тому же, при выявлении нарушений со стороны налогового органа по некачественному составлению акта проверки, проверяющего могут привлечь к дисциплинарной ответственности.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

2109
просмотров
 
 
Загрузка...