Пять шагов к успешному онлайн-бизнесу

20416

К чему нужно быть готовым начиная бизнес онлайн, рассказал Максим Мельник, CEO одного из казахстанских маркетплейсов

 

ФОТО: pexels.com/Фотограф: Peter Olexa

В Казахстане всего лишь 7% покупок совершают в интернете, в то время как в Европе — 15%, а в Китае — порядка 30%. Поэтому интернет-предпринимательство в Казахстане имеет огромный потенциал и в ближайшее время продолжит расти. 

Есть несколько этапов, которые в обязательном порядке проходят все интернет-предприниматели. Это, своего рода, эволюция онлайн-продавца. Понимая, чего ожидать на каждом этапе, предпринимателям будет легче строить бизнес и не сдаваться, когда что-то идет не так. 

Этап первый – начинающий

Ваша первоначальная задача – проверить нишу. Понять работает она или нет.  Допустим, вы хотите продавать спортивные костюмы. У вас может не быть четкого понимания какую цену ставить, какие размеры самые ходовые, что спрашивают покупатели при заказе, в каком количестве и какие модели покупают и т.п. Нужно все тестировать. Поэтому на этом этапе не нужно вкладывать все деньги в товар, закупа все на свете, арендовать огромный склад и нанимать команду. Онлайн продажи позволяют начать самому — зарегистрироваться на маркетплейсе, работать как дропшиппер — т.е. быть посредником между покупателем и поставщиком. Вы договоритесь с несколькими поставщиками, «зальете» их товары на сайт, в каталог маркетплейса и протестируете спрос. Важно не терять мотивацию, запал, когда в первую неделю не будет заказов. Продолжайте исследовать и тестировать. Следите внимательно на какие карточки товаров чаще всего заходят покупатели, что спрашивают, когда пишут в чат или звонят и править онлайн-витрину в соответствии с запросами. 

Этап второй – стабильный

Вы протестировали нишу и понимаете, что спрос есть. Дальше нужно выстроить работу с поставщиками. В том числе понять, что будете делать, когда пришел не тот размер, цвет или фасон. Как будете решать проблему клиента. Поэтому на этапе выбора поставщиков, нужно изначально оговорить все возможные форс-мажорные ситуации и пути их решения. На кого лягут издержки, кто будет покрывать стоимость доставки, если это возврат и как реагировать на производственный брак.  

Этап третий – серьезный

Представим, что вы уже успешно продаете, но хотите масштабировать и развивать бизнес. Возможно, нужен собственный склад? Однако есть риски, что какой-то товар не пойдет и останется лежать «мертвым грузом». Чтобы такого не происходило, на этом этапе важно подключить маркетинг. Например, запустить распродажи, скидки, акции. Тут ключевая цель – максимизация прибыли и работа с остатками. Также стоит задуматься и о своей логистике, чтобы сократить скорость доставки и вырастить маржинальность. 

Этап четвертый – инвестор

У вас свой склад и доставка, появляются «свободные» деньги, которые нужно реинвестировать. Что делать? Вернемся к примеру  со спортивными костюмами. Как вариант – запустить пошив костюмов. Легкая промышленность хорошо развита в Казахстане и  производство одежды можно отдавать на аутсорс. То есть, ателье, фабрики по вашему запросу с конкретными сроками и ценой будут производить ваши модели. Таким образом, вы уже производитель и можете отдавать товар под реализацию другим продавцам. 

Этап пятый – системный продавец

У вас уже есть слаженная система, собственное производство, маркетинг, бухгалтерия, возможно даже CRM-система, чтобы качественнее взаимодействовать с покупателями. Вы – эксперт в своей нише. Что дальше? Тестировать новые ниши и фокусироваться на сервисе. Сервис – это продукт будущего. Здесь важно скорость контакта с покупателем, разговор с ним (к примеру, спросить подошел ли ему товар, попросить отзыв, оценить обслуживание, и том как узнать подошел ли товар, в случае проблем, помочь решить, сделать обмен, заменить товар или вернуть деньги). Важно комплексно работать с покупателем. Это поможет не потерять его и сделать постоянным.. Ведь предложить покупателю дополнительный товар намного дешевле и легче, когда он уже у вас приобретал что-то и остался доволен. 

Конкуренция на маркетплейсах, которые продолжат активно развиваться, будет расти. И чем раньше вы начнете продавать и пройдете все этапы, тем больше преимуществ перед другими компаниями у вас в итоге появится. 

Автор: Максим Мельник, CEO маркетплейса
   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить