25 крупнейших торговых интернет-площадок

Что ожидает казахстанский рынок e-commerce, переживший непростой год

«Распространение цифровых технологий приведет к тому, что в ближайшие 5–10 лет многие привычные нам вещи прекратят существование. Возможно, не так далек день, когда совсем не останется обычных магазинов, ведь уже сегодня практически все можно заказать через интернет», – прогнозирует основатель и председатель правления компании GlobalVisions – SiliconValley, в прошлом старший вице-президент по инновациям Oracle Марк Ивановски.

Даже если допустить, что зарубежный эксперт несколько сгущает краски, в главном он прав: рынок электронной коммерции растет. По оценкам eMarketer, в 2017 году мировой рынок интернет-ретейла вырастет по сравнению с предыдущим годом на 23,2%, до $2,290 трлн, а в 2019-м – до $3,578 трлн. Доля e-commerce в общем объеме мирового ретейла оценивается в 10–15%. Рынок продолжит расти двузначными цифрами, в региональном разрезе главными драйверами роста станут Китай и США, которые вместе обеспечат в этом году около $1,584 трлн продаж в секторе e-commerce.

Три лидера

Казахстанский e-commerce на протяжении последних лет следовал в общем русле. Так, по данным Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции (АКИБ), объем рынка по итогам 2016 года вплотную приблизился к $1 млрд.

По оценкам некоторых игроков, он даже превысил эту цифру. «Сегодня на долю электронной коммерции приходится менее 10% от общего объема розничного товарооборота, в ближайшей перспективе этот показатель вырастет до 15–18%, а спустя пару лет – до 30%. Но это сугубо личное видение; в отдельных сегментах эта доля давно достигнута и преодолена», – заявляет директор службы по наладке и развитию интернет-магазина Sulpak Алексей Румянцев.

Согласно же информации Комитета по статистике Министерства национальной экономики, в 2016 году объем электронной коммерции вырос на 45,4%, достигнув 226,4 млрд тенге, в то время, как в предыдущие годы не превышал 165 млрд. При этом доли розничной, оптовой торговли и реализации услуг разнятся не сильно: 34,7, 29,9 и 35,4% соответственно. Исходя из официальных данных, можно сказать, что, несмотря на заметный рост, е-commerce в стране только начинает приживаться. К примеру, на электронную розничную торговлю приходится всего 1,02% внутренней торговли в стране, а на оптовую и того меньше – 0,37%.

Объем услуг, реализуемых через интернет, составил 80,2 млрд тенге, что в 2 раза больше по сравнению с предыдущим годом. Среди них наибольшим спросом пользуются продажи билетов на разные виды транспорта – 29,3 млрд тенге. На бронирование и оплату услуг мест размещения пришлось 5,2 млрд тенге, на реализацию билетов в сфере отдыха, развлечений, культуры и спорта – 1,9 млрд, на услуги в области рекламы – 1,8 млрд, на посреднические услуги – 1,7 млрд.

Опыт развитых стран свидетельствует: для того чтобы проекты в сфере электронной коммерции начали пользоваться спросом, нужно, во-первых, чтобы уровень проникновения интернета превысил порог в 20%, а во-вторых, чтобы пользователи созрели для своей первой онлайн-покупки. С учетом того, что 20-процентный порог Казахстан перешагнул лишь в 2011 году, объяснимо отставание даже от России, не говоря о США и Великобритании.

Более активное присутствие e-commerce в Алматы, Астане и Карагандинской области эксперты склонны объяснять тем, что именно в этих регионах зафиксировано самое активное развитие цифровой отрасли. По данным Комитета по статистике, в 2016 году из каждой сотни человек, проживающих в Карагандинской области, доступ к высокоскоростному интернету имели 12, в Астане – 15, а в Алматы – 50. Соответственно на Алматы приходится львиная доля всей интернет-торговли и услуг в стране – более 71%. В 2016 году ее объем составил 162,6 млрд тенге, что на 32,6% больше, чем в 2015-м. Второй идет Карагандинская область – 11,9%, или 26,9 млрд тенге (в 3,3 раза больше предыдущего года). На третьем месте – столица, с долей в 7,5%, или 16,96 млрд тенге, и годовым ростом на 92,7%.

От официальной статистики не слишком отличаются цифры, опубликованные АКИБ по итогам последней «Кибержумы». По данным ассоциации, 55% покупок в интернете во время последней онлайн-распродажи сделали алматинцы, 16% – столичные жители, 11% – обитатели Карагандинского региона. И хотя эти данные могут превышать показатели других дней, общей картины это не меняет.

Что касается возрастного среза, то, по оценкам представителя Sulpak, аудитория в целом становится более взрослой, из чего можно сделать вывод, что в e-commerce пришли более платежеспособные казахстанцы, многим из которых понадобились годы на то, чтобы преодолеть недоверие по отношению к покупкам в интернете.

От билетов до бургеров

По данным Комитета по статистике МНЭ, розничные покупатели предпочитают приобретать онлайн непродовольственные товары. На них приходится 96,2% покупок из общего объема розничной торговли, которая составила 78,5 млрд тенге. Так, наиболее популярной категорией товаров, приобретаемых через интернет, стали строительные материалы – 18,1%, или 13,7 млрд тенге. На втором месте косметические товары и туалетные принадлежности – 15,8%, или 11,9 млрд тенге. Следом идут электрические бытовые приборы, что занимают 10,9%, или 8,3 млрд тенге.

Предпочтения покупателей разнятся в зависимости от региона и гендерной принадлежности. Областные центры и небольшие города заметно отстают от столиц по количеству современных ТРЦ, и неудивительно, что местные жители чаще прибегают к помощи интернет-магазинов, чтобы обновить одежду и обувь. Алмаатинцы одеваются в интернет-магазинах реже, тогда как в Астане, многим жителям которой просто некогда ходить по бутикам, они пользуются популярностью. Женщины наряду с одеждой чаще всего покупают в интернете косметику. Предпочтения мужской аудитории более или менее равномерно распределены между пополнением баланса мобильного телефона (24%), покупкой одежды и обуви (20%), бытовой техники (20%).

«В сегменте электроники и бытовой техники флагманами остаются смартфоны. Сократился спрос на LED-телевизоры, фото-, видео­технику, стабильны показатели продаж «белой» техники (холодильники, стиральные машины), а также мелкой бытовой электроники. Сократились онлайн-продажи компьютеров, зато резко вырос спрос на определенные комплектующие к ним, что связано с ростом популярности криптовалют. Казахстанцы чаще делают покупки в зарубежных интернет-магазинах, но средний чек у местных продавцов гораздо выше», – отмечает Алексей Румянцев.

По-прежнему растет сегмент онлайн-продаж авиабилетов, который в Казахстане развивался с низкого старта. Chocotravel, например, вырос в прошлом году на 111% и ежедневно отправляет восемь полных самолетов. Еще один сервис, Aviata, заявил о заходе в Индонезию, что стало заметным для нашего рынка событием, а travel-стартап Santufei привлек инвестиции в размере более $300 тыс. «Онлайн-продажи авиа- и железнодорожных билетов в этом году дополнительно увеличились на волне Expo. Кроме того, казахстанцы чаще покупают в интернете билеты на саму выставку, а также на мероприятия, которые проходят в ее рамках», – считает глава Santufei Асхат Омаров.

Уверенно чувствует себя и рынок онлайн-заказа еды, что можно объяснить двумя причинами. Люди реже позволяют себе визиты в рестораны, но готовить дома нет времени, а иногда просто не хочется. Онлайн здесь дает оптимальное сочетание удобства и приемлемой цены. По словам сооснователя и руководителя холдинга Chocofamily Рамиля Мухоряпова, в каждом среднем городе Казахстана есть примерно 30–40 ресторанов, которые доставляют пиццу и суши, в Астане их счет идет на сотни. «В целом, на мой взгляд, потенциал казахстанского рынка оценивается в 2000 мест, которые можно подключить к системе онлайн-заказа еды», – комментирует собеседник.

Фото: © Depositphotos.com/chesky_w

Одним из наиболее динамично развивающихся направлений остается финтех, отмечается рост в сегменте p2p-кредитования. Именно по финтеху, говорит директор по развитию и сооснователь компании Wooppay Александр Дорошенко, интересно наблюдать, как меняется восприятие онлайн-коммерции в бизнес-кругах. Со стороны представителей банковского сектора вырос интерес к сервисам и продуктам e-commerce, банки ищут партнеров и готовы вместе с ними развивать клиентскую аудиторию. «В этом году «Казпочта» запустила в своих отделениях отправку и получение электронных денег. Наша платформа за девять месяцев провела интеграцию с таким консервативным гигантом и внедрила необходимые процессы, так что теперь казахстанцы могут отправлять и получать средства с баланса мобильного телефона и со счета кошелька Wooppay в отделениях «Казпочты», – рассказывает Дорошенко.

По наблюдениям генерального директора Lamoda.kzНикиты Окулова, сдали позиции продуктовые интернет-магазины. Они привлекательны и удобны для определенных категорий покупателей – очень занятых людей или молодых мам, которым не с кем оставить ребенка. Для большинства же потребителей поход в супермаркет – своего рода ритуал, от которого трудно отказаться. Кроме того, кризис научил казахстанцев экономить, и люди оказались не готовы переплачивать за покупку продуктов в режиме онлайн, тем более что предлагаемый уровень сервиса не оправдывает завышенных цен.

Некоторые эксперты склонны считать, что популярность отдельных категорий напрямую зависит от объема инвестируемых средств, поэтому «звезды» меняются каждый год. «Сам по себе сегмент не вырастет; он растет, когда появляется соответствующее предложение, подкрепленное грамотным маркетингом. В 2011 году на пике популярности были купонные сервисы, в которые тогда много инвестировали, в 2012–2013 годах невероятные ресурсы в продвижение вкладывала Lamoda – и сегмент e-commerce в направлении fashionдал отличную отдачу. В последние годы резко вырос сегмент такси – тоже в результате того, что на рынке появились новые онлайн-сервисы, которые не были доступны ранее», – считает Мухоряпов.

Результаты ренкинга TOP KZ Retail E-Commerce позволяют выделить самые популярные среди казахстанских онлайн-покупателей направления, а также «звезд» в каждом из них. В сегменте перевозок безусловным лидером остается Airastana.com, здесь же представлены и такие ресурсы, как АО «Пассажирские перевозки», авиакомпания Scat. Сайт Aviata.kz возглавил категорию «Продажа билетов». В сегменте одежды лидерство удерживает Lamoda.kz, а сегмент онлайн-продаж бытовой техники и электроники традиционно представлен преимущественно интернет-магазинами крупнейших офлайновых сетей во главе с Sulpak.kz и Technodom.kz. Наиболее богат на новых игроков сегмент нишевых магазинов. Его лидер – интернет-магазин косметики Avon.kz – вошел в первую пятерку общего ренкинга. Следует отметить такие ресурсы, как Gulder.kz, Fashion-park.kz, Otvertka.kz, Toptyres.kz, которые хоть и не вошли в топ-25, но значительно увеличили продажи и усилили позиции в нынешнем году. Недавно вышедшие на рынок компании Santufei.kz, Homsters.kz тоже пока остались за пределами топ-25, но показали значительный рост выручки. Лидером в категории «Маркетплейсы» является Kaspi.kz. Участие в ренкинге сервиса Post.kz иллюстрирует, сколь серьезная работа по продвижению в онлайн была проделана до недавнего времени очень консервативной структурой.

С уклоном в мобильность

В числе ключевых трендов онлайн-коммерции в 2015–2016 годах эксперты называли переход на мобильные устройства. В этом году число пользователей, совершающих интернет-покупки не с ПК, а со смартфона или планшета, продолжает расти. По данным eMarketer, в Китае и Индии с мобильных устройств уже совершается более 70% интернет-покупок, в Южной Корее – 59%, а в Германии, Великобритании и США «мобильные» продажи занимают по крайней мере третью часть в общем объеме продаж сектора e-commerce.

Казахстан не отстает от законодателей мобильной моды. По оценкам аналитиков, более чем две трети казахстанцев уже посещают интернет-магазины с мобильных устройств, и по мере того как ряды покупателей будут пополнять взрослеющие и начинающие активную экономическую жизнь представители поколения Z, эта доля будет расти. Те, чье детство пришлось на начало 2000-х, привыкли быть в сети 24 часа в сутки и не готовы рассматривать сервисы, если те не представлены в мобильном формате.

Фото: © Depositphotos.com/axl007

Активизацию мобильных покупателей отмечают и игроки рынка. По оценке Алексея Румянцева, примерно 50% пользователей совершают покупки через мобильную версию, и эта доля постоянно увеличивается. Никита Окулов говорит, что 50-процентный порог Lamoda перевалила еще в середине прошлого года и сегодня с мобильных устройств поступает заказов больше, чем с компьютеров. При этом руководитель Lamoda подчеркнул, что речь идет о покупках именно через приложение, поскольку заказ с мобильной версии сайта в компании относят к категории заказов через ПК. Рамиль Мухоряпов год назад признавался, что холдинг в свое время упустил мобильное направление, но команда делает все, чтобы наверстать отставание. Сегодня мобильный функционал все еще отстает от веб-версии, но по сравнению с прошлым годом стал лучше; как следствие, выросло количество покупок. «В целом доля покупок через мобильные устройства приближается к 80% – если включать в эти данные мобильные версии сайта. По Chocolife более 40% покупок пользователи совершают через мобильное приложение. По Chocofood с мобильного приложения пока покупают заметно реже, но это вопрос доработки продукта», – считает Мухоряпов. Асхат Омаров отмечает, что покупки через мобильные приложения растут уже несколько лет подряд в сегменте авиабилетов; сегодня это около 25–30%. «Есть круг покупателей, которые выбирают на смартфонах, а завершают покупку с десктоп-устройства. В нашем сегменте доля мобайла в следующем году, вероятнее всего, достигнет 50%», – прогнозирует Омаров.

Карты, деньги…

Один из показателей, позволяющих судить о развитии сегмента электронной коммерции, – рост карточных транзакций. В 2012 году, по данным АКИБ, на долю казахстанских интернет-магазинов приходилось не более 10% транзакций, в 2014-м этот показатель вырос почти до 30%, а в 2016-м уже 48% онлайн-транзакций по картам совершалось в отечественных онлайн-магазинах. Выбор в пользу местных площадок e-commerce произошел не без влияния девальвации: покупательная способность упала, и для многих покупка в зарубежных интернет-магазинах стала невыгодной.

В конце 2016 года, отмечают аналитики Profit.kz, средний чек транзакций в онлайн впервые превысил 10 000 тенге. Однозначно фиксируют рост количества операций, связанных с банковскими картами, и представители финтех-сектора. Александр Дорошенко характеризует этот тренд как «замечательный». «Важный шаг в этом направлении сделала, например, торговая площадка Satu, которая внедрила проведение платежей у себя на сайте и стала полноценным сервисом. Раньше покупки на маркетплейсе оплачивались только наличными или наложенным платежом, теперь это можно сделать онлайн через банковскую карту», – отмечает эксперт.

Управляющий директор Qazkom Нурлан Жагипаров говорит о взрывном росте бесконтактных платежей. Так, из 4,6 млн безналичных транзакций, прошедших через банк в июле, 715 тыс. были бесконтактными, тогда как еще два года назад, в начале внедрения данной технологии, эта цифра не превышала 10 тыс. По мнению представителя банка, доля бесконтактных платежей будет расти, по мере того как и коммерсанты, и сами владельцы карт оценят их преимущества.

Фото: Kazpost

Эксперт в сфере e-commerce, экс-директор АКИБ Манарбек Абенов видит еще одну причину роста популярности безналичных платежей в массовом внедрении банками практики начисления бонусов и кешбека. Если раньше оплата картой была просто удобной, то теперь это еще и выгодно, за счет кешбека или бонусов можно, например, пополнить баланс мобильного телефона. «Мощное развитие получит e-commerce по факту внедрения платежной функции в мессенджеры WhatsApp и Telegram. Сегодня китайский мессенджер WeChat – это и интернет-магазин, и доставка еды, и денежные переводы, он один заменяет несколько приложений», – приводит пример Абенов.

На предпочтения относительно механизмов оплаты во многом влияет сегмент, в котором работает тот или иной игрок, а также готовность компаний предлагать своим покупателям альтернативные варианты. В купонном бизнесе у Chocofamily, например, доля наличных оплат ничтожно мала, 65% потребителей оплачивают покупки банковской картой, а 35% предпочитают терминалы. В сегменте онлайн-продаж авиабилетов на долю наличных в холдинге приходится не более 6–7%, подавляющее большинство покупок оплачивается картами.

Глава Santufei объясняет мизерное количество офлайн-платежей в этом сегменте коротким периодом лимита на бронирование, который практически не оставляет клиентам возможности воспользоваться другими механизмами оплаты. «Психологически влияет и то, что люди, оплатив покупку, моментально получают товар, в отличие от техники и гаджетов. Поэтому физические товары потребителям комфортно оплачивать в момент получения. Но эта ситуация будет меняться», – уверен Асхат Омаров.

Алексей Румянцев и Рамиль Мухоряпов разделяют мнение коллеги относительно того, что в сегменте продаж бытовой техники и электроники наличные действительно пока удерживают флагманские позиции. Впрочем, доля онлайн-платежей тоже увеличивается. Основные типы оплат есть у всех игроков, но излишнее многообразие – другая крайность, считают участники рынка. «Musthave для любого сайта – оплата картами, интернет-банкинг для тех, кто предпочитает оплачивать через личный кабинет банка, оплата наличными и безналичные оплаты для организаций. Все остальное– это развитие самих способов, но не удобств для клиента. Человек, которому оплатить через терминал или электронный кошелек (который он пополняет наличными или картой) проще, чем дать деньги курьеру, скорее исключение или жертва рекламы новых способов оплаты», – полагает Румянцев.

Перспективы развития инструментов дистанционной оплаты товаров и услуг, которая, собственно, и является одной из отличительных характеристикe-commerce как явления, зависят не только от потребителя. Тон задают сами игроки, задача которых – не отстать от тренда, но своевременно дать рынку то, в чем он нуждается, и даже больше. В качестве примера Мухоряпов приводит собственный ресурс Chocofood, на котором доля карточных транзакций пока не превышает 20% только из-за того, что разработчики поздно предоставили возможность оплаты картой. Конкурент, а с нынешнего года парт­нер упомянутого выше ресурса, Foodpanda, предусмотрел оплату картой изначально и приучил своих клиентов платить не только наличными.

Методология

TOP KZ Retail E-Commerce – ренкинг крупнейших казахстанских торговых интернет-площадок по объему выручки от онлайн-продаж по итогам полного календарного 2016 года. В рамках проекта учитывались не компании, а торговые площадки. Сайты, имеющие общего владельца (или аффилированных владельцев) и использующие общую техническую платформу с единой нумерацией заказов, считаются одним интернет-магазином. Онлайн-продажи этих сайтов группируются и учитываются в ренкинге под именем крупнейшего по выручке сайта группы. В остальных случаях (если нет единой нумерации заказов) торговые площадки, принадлежащие одной компании, учитываются по отдельности. Международные компании включаются в ренкинг, если онлайн-продажи в Казахстане ведут через казахстанское юридическое лицо.

В качестве источников информации использовались данные, представленные компаниями в специально разработанной анкете, открытые данные о компаниях, представленные в официальных финансовых отчетах, PR-материалах, информационных справках; мониторинг посещаемости торговых площадок; данные сервисных компаний, предоставляющих услуги торговым площадкам; оценки экспертов рынка.

Монетарные данные, на основании которых рассчитывался показатель выручки от онлайн-продаж, представлены в долларах США по среднему курсу за 2016 год – 342,16 тенге, согласно данным Национального банка РК. Поправка на инфляцию не производилась.

Данные, не предоставленные компаниями либо не подтвержденные независимыми источниками, такие как объем выручки от онлайн-продаж, посещаемость, количество заказов и средний чек, содержащиеся в ренкинге, являются исключительно оценочными и не могут быть использованы в качестве документа, отчета или официальной информации.

Над ренкингом работали:

Baker Tilly Kazakhstan Advisory: Рамина Назырова, Жанна Жанарбеккызы

Intervale Kazakhstan: Марина Ахметбекова, Алтынай Абдуланова

Ассоциация казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции: Константин Горожанкин

Примечание. Использование данных рейтинга другими СМИ допускается лишь при условии рерайта и двух активных ссылок - на портал Forbes.kz и сам рейтинг. Копипаст (дословная перепечатка) запрещается.

Посмотреть инфографику в высоком разрешении можно по этой ссылке.

25 крупнейших торговых интернет-площадок

1. Airastana.com (АО «Эйр Астана»)

Лидер категории «Пассажирские перевозки»
Выручка за 2016 год: $75,0 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +18%
Среднемесячная посещаемость: 572 177 посещений, 225 996 уникальных посетителей
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: 28 378
Средний чек: $220,3
Категория: Пассажирские перевозки
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2008
География: Весь мир

Национальный авиаперевозчик приступил к выполнению регулярных рейсов в мае 2002 года, в настоящее время маршрутная сеть включает более 60 международных и внутренних рейсов, выполняемых из хабов в Алматы и Астане. Воздушный флот оснащен самолетами Boeing, Airbus, Embraer. Авиакомпания дала заказ на покупку в собственность самолетов семейства Boeing 787, Airbus A320 NEO, подписала договор на приобретение пяти лайнеров Embraer E190-E2 в долгосрочный лизинг у компании AerCap. Поставка самолетов начнется в IV квартале 2018 года.

В 2016 году пассажирам рейсов Air Astana стали доступны мобильные посадочные талоны для Apple Wallet, Android Pass2U (безбумажная регистрация на рейс). Запущены версии сайта Airastana.com на корейском и китайском языках, метод оплаты Union Pay. Сайт авиакомпании занял второе место в номинации «Корпоративные сайты» по итогам национальной интернет-премии Award.kz. В 2017 году на нем запущен регион «Индия». Расширены пакеты «стоповер». Появилась возможность бронирования онлайн сложного перелета с несколькими промежуточными посадками.


2. Lamoda.kz (ООО «Купишуз») *

Лидер категории «Одежда»
Выручка за 2016 год: $67,7 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +2%
Среднемесячная посещаемость: 983 250
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $58,5
Категория: Одежда
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Москва, 2012
География: Весь Казахстан

Ведущий казахстанский онлайн-ретейлер одежды, обуви и аксессуаров. Предлагает более 2 млн товаров от 1000 брендов, доставку в любые города Казахстана, предварительную примерку перед покупкой, возможность возврата товара. В активе компании – собственная инфраструктура, включающая IT-платформу, складской комплекс, службу доставки, кол-центры, фотостудию.

В 2016 году доступ к инфраструктуре компании получили другие ретейлеры: Lamoda запустила маркетплейс и вышла на рынок В2В, предложив спектр услуг третьим лицам. В Алматы открылся самый большой в СНГ Lamoda Point – пункт доставки заказов. Отмечен четырехкратный рост продаж во время проведения «черной пятницы».


3. Kz.avon.com (ТОО «АВОН Косметикс Казахстан Лимитед»)

Лидер категории «Нишевые магазины»
Выручка за 2016 год: $43,5 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: Нет данных
Среднемесячная посещаемость: 184 000
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $39,1
Категория: Нишевые магазины
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: Мобильный каталог для iOS, Android
Головной офис и год запуска: Лондон, 2003
География: Весь Казахстан

Kz.avon.com – сайт по продаже косметики физическим лицам. Avon – одна из самых успешных косметических компаний в области прямых продаж с оборотом $10 млрд, более чем 6 млн представителей в 100 странах мира.

ТОО «АВОН Косметикс Казахстан» начало работу в октябре 2003 года, является членом корпорации Avon Products Inc. и официальным дистрибьютором продукции торговой марки Avon в Казахстане. Ежегодно на казахстанском рынке Avon предлагает своим покупателям более 600 новинок декоративной косметики, парфюмерии и средств по уходу за кожей лица, тела и волосами, одежды и бижутерии. С ассортиментом товаров для женщин, мужчин и детей можно ознакомиться в регулярно обновляемых каталогах компании.


4. Aviata.kz (ТОО «Aviata»)

Лидер категории «Продажа билетов»
Выручка за 2016 год: $40,0 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +51%
Среднемесячная посещаемость: 286 750
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $217,8
Категория: Продажа билетов
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2013
География: Весь Казахстан

Сервис поиска и бронирования билетов на рейсы более чем 300 авиакомпаний, а с 2014 года и железнодорожных билетов. Сервис предоставляет услуги лоукостеров внутри Европы и Юго-Восточной Азии, а также возможность бронирования отелей по всему миру. Ежемесячно компания продает около 20 тыс. авиабилетов.

В 2016 году Aviata совместно с Банком Хоум Кредит, страховой компанией Trust Insurance и страховым обществом Mega Insurance запустили кредит на покупку авиабилетов на международные и внутренние направления. Срок кредитования – до 12 месяцев без ограничения по дате вылета. Совместно с Банком Астаны Aviata.kz открыта программа по выпуску и обслуживанию мильных платежных кредитных и дебетных мультивалютных карт.

В 2017 году компания запустила сервис Aviata.id (платформа для сторонних разработчиков). Обновлен дизайн железнодорожного приложения для Android, внедрена возможность возврата билета непосредственно с сайта, без обращения в кол-центр.


5. Kaspi.kz (ТОО «Kaspi Магазин») *

Лидер категории «Маркетплейсы»
Выручка за 2016 год: $35,0 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: Нет данных
Среднемесячная посещаемость: 1 750 000
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $146,1
Категория: Маркетплейс
Сектор: Торговая площадка
Мобильные приложения: iOS, Android, запущены в 2017 году
Головной офис и год запуска: Алматы, 2014
География: Весь Казахстан

«Kaspi Магазин» является частью онлайн-платформы Kaspi.kz, с помощью которой пользователи оплачивают счета без комиссий, управляют личными финансами и копят бонусы. Сервис «Kaspi Магазин» дает возможность сравнить цены на товар у разных продавцов, выбрать самый подходящий вариант, при желании оформить покупку в рассрочку или в кредит, а также оформить доставку товара домой или на работу.

В 2016 году «Kaspi Магазин» объявил о запуске сервиса бесплатной доставки в большинстве городов Казахстана при покупке товара на сумму более 20 тыс. тенге. В число партнеров Kaspi.kz вошла одна из ведущих казахстанских сетей магазинов электроники и бытовой техники Sulpak. По данным на июнь 2017 года, экосистема Kaspi включает 200 отделений Kaspi bank, 4500 терминалов, 1800 магазинов – партнеров клуба покупок в рассрочку Kaspi Red, 3000 магазинов, в которых можно сделать покупку в кредит и в рассрочку, 9000 банкоматов.


6. Wildberries.kz (ТОО «Вайлдберриз») *

Выручка за 2016 год: $34,2 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +19%
Среднемесячная посещаемость: 928 583
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $43,8
Категория: Одежда
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: Android
Головной офис и год запуска: Москва, 2012
География: Весь Казахстан

Wildberries – интернет-магазин модной одежды, обуви и аксессуаров, косметических средств. На сайте представлено более 7000 брендов. Компания напрямую сотрудничает с производителями и официальными дистрибьюторами, интернет-магазин осуществляет доставку по всему Казахстану с помощью собственной или парт­нерских курьерских служб. В регионах страны действует 21 пункт самовывоза, в которых покупатели могут оплатить и забрать заказы, а также оформить возврат.


7. Chocotravel.com (ТОО «Интернет Туризм»)

Выручка за 2016 год: $19,5 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +14%
Среднемесячная посещаемость: 104 167
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $211,2
Категория: Продажа билетов
Сектор: Интернет-магазин
Мобильное приложение: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2013
География: Весь Казахстан

Chocotravel.com – туристический портал, входящий в состав интернет-холдинга Chocofamily. В 2016 году Chocofamily привлек $1 млн инвестиций от Мурата Абдрахманова (Astel, KazTransCom, Dent-Lux). В 2017 году холдинг привлек инвестиции на сумму 700 млн тенге. Средства в его развитие вложили структуры Тимура Турлова (Freedom Finance) и партнер фонда I32BF Global Адиль Нургожин. В июне Chocofamily приобрел 40% доли в онлайн-сервисе по записи к врачам iDoctor.kz.

На данный момент Chocotravel.com является одним из лидеров онлайн-рынка авиабилетов в Казахстане. Сайт позволяет быстро и просто находить дешевые авиабилеты и отели без дополнительных сборов. В 2016 году на Chocotravel.com были подключены продажи билетов на рейсы авиакомпаний BEK Air, Qazaq air, запущены продажи железнодорожных билетов, мобильное приложение. Chocotravel также объявил о партнерстве с гостиничным порталом Booking.com. В 2017 году готовится запуск продаж готовых туров, корпоративного решения по авиабилетам, визовой поддержки.


8. Otto-trade.kz, Quelle-kz.ru, Bonprix.kz (ТОО «OTTO Kazakhstan») *

Выручка за 2016 год: $15,5 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: –48%
Среднемесячная посещаемость: 34 333
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $44,7
Категория: Одежда
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: Нет
Головной офис и год запуска: Гамбург, нет данных
География: Весь Казахстан

Интернет-магазин Otto-trade в Казахстане осуществляет прямую розничную торговлю из Европы без посредников. Концерн «ОТТО» занимает лидирующие позиции на рынке торговли по каталогам порядка 70 лет. Он предлагает клиентам эксклюзивные модели как своих, так и ведущих европейских дизайнеров, таких как Arizona, MixSixty, Adidas, Geox, Levi’s и др. Дизайн-бюро компании находятся в Лондоне, Гамбурге и Гонконге, в каталоге представлено более 1 млн наименований одежды, обуви, аксессуаров.


9. Sulpak.kz (ТОО «Arena S»)

Лидер категории «Электроника»
Выручка за 2016 год: $15,2 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: –8%
Среднемесячная посещаемость: 831 083, в том числе 441 578 уникальных
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: Нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 7901
Средний чек: $160,2
Категория: Электроника
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: Мобильная версия сайта
Головной офис и год запуска: Алматы, 2009
География: Казахстан, Кыргызстан

Интернет-магазин Sulpak занимается продажей бытовой техники и электроники. В 2016 году была запущена мобильная версия сайта, открыт проект по кредитованию покупок в интернет-магазине на срок от шести до 24 месяцев через Банк Хоум Кредит. В офлайн-ретейле сеть по продаже бытовой техники и электроники вышла на рынок Кыргызстана, открыв два магазина в Бишкеке. На сегодняшний день она в целом включает более 90 торговых точек, в нынешнем году открылись новые магазины в Уральске, Кентау, Зачаганске, Усть-Каменогорске, Петропавловске.


10. Technodom.kz (АО «Technodom Operator») *

Выручка за 2016 год: $13,7 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: –5%
Среднемесячная посещаемость: 838 666
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: $124,9
Категория: Электроника
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2005
География: Казахстан, Кыргызстан

Technodom.kz – интернет-магазин одноименной крупной сети по продаже бытовой техники и электроники. Модельный ряд, предлагаемый компанией, насчитывает 15 тыс. наименований продукции ведущих мировых марок. В 2016 году проект «Технодома» победил в конкурсе SAP Value Award, который SAP проводит для своих клиентов в России и странах СНГ.

Наградой отмечаются компании, успешно трансформирующие свой бизнес, делающие его более эффективным и достигающие значительных результатов. Цифровая трансформация была направлена на развитие онлайн-бизнеса и возможность предоставления клиентам опыта «бесшовных» покупок, который предвосхищал бы их ожидания. С выходом компании на международный рынок, менее чем за два месяца был открыт магазин technodom.kg.


10. Shop.kz (ТОО «Белый ветер KZ») *

Выручка за 2016 год: $13,7 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +16%
Среднемесячная посещаемость: 723 583
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $157,9
Категория: Электроника
Сектор: Интернет-магазин
Мобильное приложение: Нет
Головной офис и год запуска: Караганда, 2000
География: Весь Казахстан

Интернет-магазин Shop.kz обслуживает клиентов по всему Казахстану, поставляя на рынок современную бытовую и компьютерную технику, программные продукты. В сегменте смартфонов компания «Белый ветер» официально работает с известными мировыми брендами (Meizu, Xiaomi, Gionee, LeEco и др.) Более 30 магазинов сети «Белый ветер» и интернет-магазин Shop.kz обслуживают жителей крупных городов и отдаленных поселков. В 2016 году у клиентов, пользующихся доставкой курьерской службы магазина, появилась возможность оплатить заказ банковской картой через POS-терминал при получении товара. В 2017 году были открыты новые пункты самовывоза в Астане, Алматы, Павлодаре. Покупатели, пользующиеся услугами по доставке компании Post Express, получили возможность оплачивать покупку наложенным платежом.


12. Epay.railways.kz (АО «Пассажирские перевозки») *

Выручка за 2016 год: $12,4 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: –28%
Среднемесячная посещаемость: 510 333
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $15,6
Категория: Перевозки
Сектор: Интернет-магазин
Мобильное приложение: Нет
Головной офис и год запуска: Астана, 2008
География: страны СНГ и Балтии

АО «Пассажирские перевозки», дочерняя компания АО «Нацио­нальная компания «Казахстан Темир Жолы», запустило продажи железнодорожных билетов через интернет в 2008 году. В 2014 году у пассажиров появилась возможность оформлять электронные билеты с онлайн-регистрацией, а также покупать билеты на поезда международных и внутриреспубликанских сообщений, которые формируют КТЖ и иностранные железнодорожные администрации.

В 2017 году запущена специальная билетная программа для посетителей выставки Ехро-2107. При покупке билета Ехро в комплекте с железнодорожным билетом выгода составляет от 1,6 тыс. до 4 тыс. тенге.


13. Post.kz (АО «Казпочта»)

Лидер категории «Почтовые услуги»
Выручка за 2016 год: $10,2 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: н/д
Среднемесячная посещаемость: 318 667
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 4 874 000
Средний чек: $2,63
Категория: Почтовые услуги
Сектор: Интернет-магазин
Мобильное приложение: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Астана, 1993
География: Весь Казахстан

АО «Казпочта» – оператор почтовой связи Казахстана, предоставляющий широкий спектр почтовых, финансовых, брокерских, агентских, электронных услуг. Филиальная сеть организации охватывает практически всю территорию страны, в том числе на уровне районной и сельской местности.

В рамках корпоративной программы трансформации открыт сервис Postmarket.kz, онлайн-платформа для коммерсантов, на которой они могут приобрести или продать товары, а также портал финансовых и почтовых услуг Post.kz. В 2016 году запущен пилот сервиса адресной рассылки Direct Mail – почтовой рассылки рекламных материалов по специально отобранной адресной базе компаний. В 2017 году запущен пилот проекта fulfillment – сервиса для интернет-магазинов, который помогает клиентам оптимизировать расходы на хранение, обработку и доставку товара. В Астане открыт e-commerce-центр для обслуживания клиентов, работающих в сфере электронной коммерции.

Общие доходы «Казпочты» за 2016 год превысили 41 млрд тенге. По стране установлено 130 постаматов, через которые прошло 370 220 посылок. Открыто более 20 супермаркетов посылок, через которые ежедневно выдается 600–1200 почтовых отправлений.


14. Alser.kz (ТОО «Gulser Computers») *

Выручка за 2016 год: $10,0 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +47%
Среднемесячная посещаемость: 488 917
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: Нет данных
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 3342
Средний чек: $245,6
Категория: Электроника
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2011
География: Весь Казахстан

Интернет-магазин бытовой техники и потребительской электроники Alser является подразделением одноименной оптовой торговой компании, работающей на казахстанском рынке более 20 лет. В 2016 году компания существенно расширила сеть магазинов, которая к концу года была представлена 120 торговыми точками в 70 городах Казахстана. В этом году в разных регионах страны открыто еще 30 магазинов Alser.


15. Tickets.kz (ТОО «Тикетс.кз») *

Выручка за 2016 год: $9,9 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: нет данных
Среднемесячная посещаемость: 66 333
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: нет данных
Средний чек: $220
Категория: Продажа билетов
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Вена, 2009
География: более 20 стран

Tickets.kz входит в состав холдинга Tickets Travel Network, одного из туристических онлайн-агентств Европы. В перечень предоставляемых холдингом сервисов входит покупка авиабилетов, железнодорожных и автобусных билетов, билеты на мероприятия, страховых продуктов, бронирование отелей, аренда автомобилей, сити-брейки. Платформа Tickets.kz объединяет системы бронирования, бизнес-логику и платежные шлюзы. Сервис аккредитован Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA).


16. Mechta.kz (ТОО «Мечта Маркет»)

Выручка за 2016 год: $9,8 млн
Динамика выручки за 2016 году в $: +19%
Среднемесячная посещаемость: 255 167
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 5000
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $146,1
Категория: Электроника
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: Мобильная версия сайта
Головной офис и год запуска: Астана, 2011
География: Весь Казахстан

Торговая сеть магазинов электроники и бытовой техники «Мечта» насчитывает 28 магазинов в 18 городах Казахстана. В 2016 году список городов ее присутствия пополнили Атырау, Кызылорда, Актобе. В каждой торговой точке представлено от 3 до 10 тыс. наименований товаров. Весь ассортимент продукции есть на сайте интернет-магазина www.mechta.kz. В прошлом году была запущена обновленная версия сайта; самые заметные события 2017 года – выход интернет-магазина в новые регионы, открытие пункта выдачи товаров в Астане.


17. Flip.kz (ТОО «Flip.kz») *

Выручка за 2016 год: $8,4 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +7%
Среднемесячная посещаемость: 480 083
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $29,2
Категория: Нишевые магазины
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Караганда, 2007
География: весь Казахстан

Flip.kz – один из первых казахстанских интернет-магазинов. На сегодняшний день он сотрудничает более чем со 100 поставщиками из России и Казахстана, пользователям доступно свыше 400 тыс. товаров. В ассортименте Flip.kz – книги, изделия для дома, товары для животных, канцелярские товары, одежда. Компания развивает собственную систему логистики, курьерская служба работает в восьми городах страны, пункты выдачи заказов расположены в 17 городах. В мае прошлого года открылась первая торговая площадка магазина Flip.kz офлайн, благодаря чему у клиентов появилась возможность оценить качество товара перед его покупкой.


18. Kolesa.kz. Krisha.kz, Market.kz (ТОО «Колеса») *

Лидер категории «Классифайды»
Выручка за 2016 год: $7,7 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +10%
Среднемесячная посещаемость: 8 950 000
Средний чек: Нет данных
Категория: Классифайд
Сектор: Торговая площадка
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2006
География: Весь Казахстан

Под контролем ТОО «Колеса» находятся три сайта. Kolesa.kz, Krisha.kz появились в 2006 году вместо одноименных печатных изданий. В 2014 году заработал сайт бесплатных объявлений Market.kz. В том же году инвестиционный фонд Baring Vostok инвестировал в ТОО «Колеса» 15 млн тенге.

По оценке компании TNS Central Asia, в 2016 году ресурсы Kolesa.kz и Krisha.kz вошли в топ-10 рекламных площадок Казнета (по данным за первое полугодие). В июне 2017 года сервис «Крыша» и Комитет по правовой статистике Генеральной прокуратуры РК запустили интерактивную карту преступлений. Карта помогает покупателям жилья на портале Krisha.kz оценить уровень криминогенной обстановки в разных районах Алматы.


19. Chocolife.me (ТОО «Редпрайс»)

Лидер категории «Купонаторы»
Выручка за 2016 год: $7,3 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +19%
Среднемесячная посещаемость: 1 453 635
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 79 036 купленных купонов
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $12,9
Категория: Купонаторы
Сектор: Торговая площадка
Мобильные приложения: iOS, Android
Головной офис и год запуска: Алматы, 2011
География: Весь Казахстан

Chocolife.me – крупнейший сервис коллективных покупок в Казахстане, входит в состав интернет-холдинга Chocofamily. В 2016 году Chocolife.me на iOS стало самым популярным приложением в Казахстане в AppStore в категории Lifestyle. Аудитория сервиса выросла до 1,1 млн зарегистрированных пользователей, собрано более 100 000 отзывов от реальных потребителей услуг заведений-партнеров, внедрен возврат купона в один клик.

В июне 2017 года Chocolife.me купил своего ближайшего конкурента Besmart.kz. Объединенная компания заняла более 95% на рынке купонных сервисов Казахстана. Ее представители прогнозируют рост продаж партнеров на 20% за счет размещения на обеих платформах одновременно.


20. Scat.kz (АО «Авиакомпания SCAT»)

Выручка за 2016 год: $4,9 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +40%
Среднемесячная посещаемость: 60 083
Среднемесячное количество размещенных онлайн-заказов: 4912
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 4087
Категория: Пассажирские перевозки
Мобильные приложения: Нет
Средний чек: $99,4
Головной офис и год запуска: Шымкент, 1997
География: Весь мир

Авиакомпания SCAT была образована в 1997 году в Шымкенте. В 1998 году на собственном самолете Ан-24 был совершен первый регулярный рейс по маршруту Алматы – Кызылорда – Алматы. Сегодня парк воздушных судов состоит преимущественно из собственных самолетов западного производства (Boeing и Bombardier). Эксплуатируется более 80 внутренних и международных авиамаршрутов, ежегодно открывается до 10 новых направлений, пассажиропоток увеличивается в среднем на 40% в год.

В 2016 году на сайте компании внедрена услуга по автоматическому онлайн-перебронированию и возврату билетов. В феврале 2017 года SCAT подписала код-шер-соглашение с турецкой авиакомпанией Atlasglobal, благодаря чему появилась возможность выполнения прямых совместных рейсов из Шымкента в Стамбул.


21. OLX.kz (ТОО «ОЭлИкс Групп») *

Выручка за 2016 год: $3,8 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: –7%
Среднемесячная посещаемость: 8 311 677
Категория: Классифайд
Сектор: Торговая площадка
Мобильные приложения: iOS, Android
Средний чек: Нет данных
Головной офис и год запуска: Киев, 2007
География: Весь Казахстан

OLX – одна из лидирующих онлайн-площадок объявлений, представленная в более чем 40 странах мира. Название происходит от фразы online exchange («обмен онлайн»), которая в полной мере отражает суть современных досок объявлений. OLX предлагает быстрый способ покупать, продавать или обмениваться товарами и услугами в конкретных странах путем публикации объявлений. На сайте www.olx.kz представлено свыше 2,3 млн объявлений.


22. Disti.kz (ТОО «LCH»)

Выручка за 2016 год: $3,7 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: –4%
Среднемесячная посещаемость: 65 333
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Категория: Электроника
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: Нет
Средний чек: $54,7
Головной офис и год запуска: Алматы, 2009
География: Весь Казахстан

Интернет-магазин Disti.kz реализует комплектующие для компьютеров, ноутбуки, серверное и периферийное оборудование ведущих мировых производителей, а также бытовую и офисную технику. В ассортименте представлено свыше 8000 наименований товаров более чем 20 крупнейших производителей, включая HP, Epson, Samsung, Logitech, Genius и др.


23. Ticketon.kz (ТОО «Ticketon Events»)

Выручка за 2016 год: $3,2 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +11%
Среднемесячная посещаемость: 370 000
Среднемесячное количество выполненных онлайн-заказов: 43 640
Категория: Продажа билетов
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: iOS, Android
Средний чек: $15,9
Головной офис и год запуска: Алматы, 2012
География: Весь Казахстан

Ticketon.kz – сервис онлайн-продажи билетов на культурно-развлекательные и спортивные мероприятия, туров выходного дня. В функции сервиса также входит обеспечение объектов культуры и спорта программными средствами для автоматизации кассового хозяйства и интернет-продаж.

В 2016 году Ticketon.kz подключил региональные объекты в пяти городах Казахстана – Павлодаре, Актау, Атырау, Уральске, Актобе. Через систему сайта был реализован миллионный электронный билет. В 2017 году на Ticketon.kz осуществлялась реализация билетов на мероприятия XXVIII Всемирной зимней универсиады, а также на Ехро-2017. Компания отметила пятилетний юбилей и объявила о подключении к системе еще двух регионов – Шымкента и Усть-Каменогорска.


24. Fora.kz (ТОО «Fora Trade») *

Выручка за 2016 год: $2,9 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +6%
Среднемесячная посещаемость: 325 333
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: нет данных
Категория: Электроника
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: Нет
Средний чек: $146,1
Головной офис и год запуска: Актобе, 1997
География: Весь Казахстан

Компания Fora занимается продажами цифровой и бытовой техники, программного обеспечения. Она работает как в сегменте розничных продаж, так и в сфере государственных закупок, направлении оптовых продаж дилерам по партнерским соглашениям. В компании действуют собственная курьерская служба, услуги по сборке компьютеров из выбранных покупателем комплектующих. Торговая сеть Fora насчитывает 18 супермаркетов в 13 городах Казахстана, в интернет-магазине представлено свыше 12 000 наименований товара.


25. Chocomart.kz (ТОО «Интернет Ритейл»)

Выручка за 2016 год: $2,5 млн
Динамика выручки за 2016 год в $: +25%
Среднемесячная посещаемость: 107 333
Среднемесячное количество размещенных и выполненных онлайн-заказов: Нет данных
Средний чек: $165,1
Категория: Электроника
Сектор: Интернет-магазин
Мобильные приложения: Нет
Головной офис и год запуска: Алматы, 2012
География: Весь Казахстан

Chocomart.kz – онлайн-гипермаркет бытовой техники, электроники, товаров для дома и сада. Дает возможность компаниям без дополнительных затрат создать свой интернет-магазин с готовой клиентской базой. В активе проекта более 500 тыс. конечных пользователей. Входит в состав интернет-холдинга Chocofamily.
Основные события 2016 года – развитие направления маркетплейс: подключены «Французский дом», Marwin, Satel. Запущена возможность онлайн-рассрочки без переплат, обеспечен выход в операционную прибыль. В 2017 году продолжается развитие направления: подключены e-car.kz, KomfortTrade, запущена кешбек-программа.

* Результаты получены на основании анализа экспертных данных

Примечание. Использование данных рейтинга другими СМИ допускается лишь при условии рерайта и двух активных ссылок - на портал Forbes.kz и сам рейтинг. Копипаст (дословная перепечатка) запрещается.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторах

Анна Шатерникова, обозреватель Forbes Kazakhstan

Арайлым Аульбекова, корреспондент Forbes Kazakhstan

Айша Еркебулан, корреспондент Forbes Kazakhstan

Александр Воротилов, заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan

 

Статистика

7043
просмотра
 
 
Загрузка...