Слабый градус

15684

Таможенный союз не оправдал надежд казахстанских производителей крепких алкогольных напитков

Архив пресс-службы

За прошлый год Казахстан в 2 раза больше завез из-за границы товаров, нежели отправил за рубеж. Такова экспортно-импортная статистика по Казахстану, которую обнародовала Евразийская экономическая комиссия. Однако если сравнивать подобную разницу ввоза-вывоза, например, по алкоголю, то она в десятки раз выше. В целом казахстанская алкогольная промышленность находится сейчас в депрессивном состоянии уже несколько лет из-за снижения объемов производства и потребления населением крепких спиртных напитков, надеждой было снижение барьеров для выхода на российский рынок, но благодаря Таможенному союзу российские производители получили облегченный доступ на наш рынок, а для казахстанских на российском рынке все осталось по-прежнему.

За семь лет в стране количество производителей этилового спирта и ликеро-водочной продукции уменьшилось в 2 раза

Выйти из строя

Если семь лет назад в Казахстане было 54 производителя этилового спирта и ликеро-водочной продукции, то сейчас таковых осталось всего 27. Пессимистичных цветов в общую картину упадка отрасли добавляет то, что производства большинства из выживших предприятий загружены максимум на треть, а то и на четверть. На фоне сокращения числа участников рынка идет общий спад производства алкоголя в Казахстане.

Если говорить в абсолютных цифрах, которые приводит Агентство по статистике РК, то в прошлом году все предприятия республики произвели 40,3 млн литров водки и спирта питьевого (в 2010-м – 45,3 млн л). Аналогичная отрицательная динамика отмечается и в производстве вина: в прошлом году его было произведено 15,7 млн литров (2010-й – 17,2 млн л). Пиво: в 2011 году – 425,7 млн литров (2010-й – 495,1 млн л).

Дурман соглашений

Казахстанские производители очень рассчитывали, что получат второе дыхания благодаря Таможенному союзу. Предполагалось, что с открытием границ казахстанский алкоголь хлынет на российский и белорусский рынки, взамен предоставив возможность российским производителям беспошлинно напоить казахстанцев. Как показала практика, движение во взаимной алкогольной интеграции оказалось однонаправленным: россияне пришли на казахстанский рынок, а на свой производителей из Казахстана не пустили, отгородившись рядом правил, которых, по идее, быть не должно. Соответственно, получив дополнительный рынок, российские компании приобрели дополнительные бюджеты, на которые продвигают свою продукцию в Казахстане.

Сейчас часто появляются спекулятивные оценки того, что в рамках Таможенного союза российские производители очень сильно теснят казахстанских производителей на казахстанском же рынке. Но надо сказать, что снижение акцизов для россиян не оказало убийственного эффекта на местных производителей. Импорт водки в Казахстане составляет 17% от внутреннего потребления, это всего на 3% больше, чем год назад. «Одной из проблем для экспорта алкоголя из Казахстана является обеспечительный платеж, который наши производители обязаны платить за свою продукцию при пересечении границ с Россией. За прошлый год сумма платежа составляла чуть более 400 рублей, из которых всего четверть – это акциз и НДС, а все остальное – таможенные пошлины, которых как бы не должно быть. Это условие – прямой барьер на пути казахстанской водки и спирта на российский рынок», – сетует президент Ассоциации добросовестных производителей и продавцов алкоголя «КазАлко» Амиржан Калиев. Он даже приводит пример: если производитель завозит в Россию продукции на миллион тенге, то он должен заплатить 3,5 млн обеспечительного платежа. «А когда 2,5 млн тенге вернутся обратно, это одному богу известно. Наши предприятия не в состоянии осилить это, некоторые для этого берут кредиты, которые трудно возвращать вовремя из-за бюрократических проволочек на границе», – делится печальным опытом Калиев.

Его слова подтверждают отечественные производители крепкого алкоголя, говоря, что экспорт их продукции с введением ТС стал убыточным. «Экспортировать продукцию в Россию проблематично, так как российской стороной установлены барьеры, которые делают экспорт нашей продукции нерентабельным. Сумма обеспечительного платежа в 3–3,5 раза превышает саму стоимость завозимой продукции. Это, по сути, замораживание и отвлечение оборотных средств, что мешает нам сегодня выходить на российский рынок», – рассказывает директор ТОО «Maximus» Кайрат Майтеков.

Регулирование рентабельности государством – это чрезмерное вмешательство в частное дело бизнесменов

Вторая причина закрытости российского рынка для казахстанских производителей – это Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), которая контролирует процесс производства, реализации винно-водочной продукции в целях легализации рынка. Сегодня система внедрена в сфере производства и оптовой торговли алкоголем в России. «В этом году они подключают к этой системе розницу в Москве и некоторых регионах России. Однако когда наша продукция завозится в РФ и мы пытаемся внести в систему необходимые данные, она требует грузовую таможенную декларацию, которая между нашими странами не оформляется, и автоматически весь наш груз становится нелегальным», – говорит Амиржан Калиев.

Грузинский пример

В «КазАлко» считают, что ситуацию может исправить лишь открытие российского рынка для казахстанских производителей. Участники рынка уверены, что смогут повысить загрузку производств с нынешних 25 до 70%, а если будет необходимо, то и на все 100%.

Судя по всему, количество производителей крепких алкогольных напитков в стране будет и далее снижаться. Этому будут способствовать новые меры. «Со следующего года пытаемся установить минимальную рентабельность предприятий и их минимальную загрузку, как в России. В этом году нормативы в РФ предписывают рентабельность не менее 5% и не менее 50% загрузки для спиртзаводов, а для ликеро-водочных заводов – не менее 25% загрузки. Если у предприятий показатели ниже, то у них будет отзываться лицензия, – делится российским опытом Калиев. – В ближайшее время мы будем обсуждать в Налоговом комитете, какой уровень минимальной загрузки поставить казахстанским предприятиям. Сокращение количества предприятий – это стратегическая цель. Чем меньше предприятий, тем жестче контроль со стороны государства». В целом регулирование рентабельности государством – это чрезмерное вмешательство в частное дело бизнесменов. Непростые рыночные условия, а именно дальнейшее снижение потребления населением крепких алкогольных напитков, ужесточающаяся конкуренция и повышение себестоимости производства куда более органично отрегулируют рынок, очистив его от неэффективных производителей.

Между тем сам по себе факт закрытия или перепрофилирования водочных компаний надо приветствовать. Опыт Грузии – тому свежее доказательство. Когда в 2006 году одиозный Геннадий Онищенко закрыл для грузинских виноделов российский рынок, то все думали, что им конец: более 80% грузинского вина экспортировалось в Россию. И хотя поначалу грузинские власти много кричали о политической подоплеке, они все-таки поняли, что отрасль надо модернизировать. Были закрыты десятки компаний, делавших подкрашенные спиртосодержащие напитки вместо классического вина, остались только реальные производители качественной продукции.

В итоге в количественном выражении экспорт грузинского вина так и не восстановился: 60 млн бутылок в 2005 году против всего 18 млн бутылок в 2011-м. Но в денежном выражении все не так плохо – $81 млн до запрета и $54 в 2011 году. При этом в Россию грузины так и не вернулись, но нашли новые рынки, включая США и Европу. Думается, казахстанским водочникам надо изучить этот опыт. Пусть останутся всего несколько производителей, но их водочные бренды будут действительно востребованы и известны далеко за пределами страны.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить