«Кайрат» хочет изменить все

20195

Проблема финансирования оказавшегося в конце прошлого года в трудном положении футбольного клуба (ФК) «Кайрат» решена окончательно

Фото: Андрей Лунин

Теперь 70 % уставного капитала ФК принадлежит ТОО «КазРосГаз». С новым акционером в клуб пришли новые стратегия развития команды и философия победителя. Цель – построить первый частный клуб в Казахстане, возродить бренд «Кайрат» и вывести клуб на международный уровень. На первом этапе амбициозный проект казахстанского футбола будет развиваться в трех стратегических направлениях: возрождение зрелищности футбола, духа победителя, а также любви и причастности болельщиков. Для этого «КазРосГаз» выбрал модель развития европейских клубов, в которых четко отлажены все бизнес-процессы. Таким образом компания изменит подходы к ведению футбольного бизнеса в Казахстане.

«В клубе сейчас работает команда, состоящая из грамотных и опытных специалистов по всем бизнес-направлениям, включая спортивный блок, финансы, маркетинг», – говорит Канат Тулеков, генеральный менеджер ФК «Кайрат». По его словам, результатом реализации программы станет лучший спортивный клуб с титулом чемпиона республики и раскрученным брендом. «Кроме того, мы уделяем особое внимание сплоченности команды, это касается не только тренеров и игроков, но и технического персонала. Каждый, кто приходит в клуб, должен осознавать, что это великий клуб, в котором мечтает играть каждый мальчик страны», – подчеркнул он. Конечно, на каждом этапе существуют свои проблемы, но клуб очень плотно работает над решением по всем направлениям.

Олег Флегонтов, спортивный директор  ФК «Кайрат»

В ФК «Кайрат» меня привело знакомство с Кайратом Боранбаевым, генеральным директором ТОО «КазРосГаз». Он сделал мне хорошее предложение, и я согласился. В планах создать на базе «Кайрата» аналог Академии футбола Юрия Коноплева, которая подготовила много успешных футболистов из мальчишек. 

Я думаю, и наши выпускники будут очень ценными кадрами казахстанского футбола. Причем сегодня в «Кайрате» у меня есть большой человеческий ресурс, чего мне всегда не хватало на предыдущем месте работы во Владивостоке. Все это дает мне огромные возможности для реализации, развития планов и создания живого механизма обновления состава основной команды. В целом это правильно, что у каждой команды должна быть очень крепкая родная база, а добавить в нее несколько «изюминок» – иностранных легионеров для зрелищности и результативности никогда не повредит.

Стоит отметить, что до старта нового чемпионата Казахстана осталось не более трех недель. В связи с этим вопрос привлечения болельщиков на трибуны выглядит особо актуальным. «Я был очень удивлен, когда мне сказали об очень низкой посещаемости матчей «Кайрата» – 2500–3000 болельщиков, и это при вместимости стадиона 23 500 мест», – говорит новый спортивный директор ФК «Кайрат» Олег Флегонтов.

Собрать в Алматы полные трибуны сегодня не всегда способна даже сборная страны. Это связано с тем, что алматинцы избалованы разно­образием развлечений. «В выходные у людей масса предложений для проведения досуга – горы, кино, рестораны, клубы и много всего другого. Для сравнения: самый посещаемый стадион – это домашняя арена ФК «Актобе», потому что индустрия развлечений в городе не так развита», – отмечает Тулеков.

В связи с этим новое руководство будет выстраивать все внутренние процессы таким образом, чтобы клуб начал жить как бизнес-единица, как следствие, приносить деньги, а значит, быть конкурентоспособным. Для этого руководство клуба разрабатывает маркетинговые стратегии, которые предполагают запуск различных шоу-программ в перерывах между таймами, организацию мест для «семейных болельщиков», проведение лотерей. В этом сезоне начнет работать музей Славы «Кайрата», который будет рассказывать о былой славе клуба, поддерживать традиции команды и передавать их молодому поколению. Возможно, в будущем музей станет платным и также будет приносить доход клубу.

Для сравнения: вход в музей ФК «Барселона» стоит 50 евро, а проходимость магазина достигает 20 тыс. человек в день матча.

Чтобы достигнуть поставленных целей, в футбольном клубе решили сосредоточиться в первую очередь на информированности населения о футбольных матчах и снижении цен. Так что сезон 2012 года обещает одну из самых мощных массмедиа-кампаний в казахстанском спорте.

Что же касается стоимости билетов, то планируется, что цена билетов на домашние матчи составит не более 200 тенге, а цена на сезонный абонемент – не более 3 тыс. тенге. Конечно, такая стоимость не дает клубу надежды на пополнение бюджета за счет карманов болельщиков. Но в то же время клуб не решается повысить стоимость билетов, так как на стадионе нет дополнительных сервисов, например баров, ресторанов. Человек просто приходит и смотрит игру. «Но мы хотим, чтобы клиенту было тепло и очень комфортно на играх нашей команды», – говорит Тулеков. Для этого клуб ведет переговоры с представителями малого и среднего бизнеса, с руководством стадиона и представителями власти.

Вместе с тем «Кайрат» сам начал развивать мерчандайзинг. В отделе маркетинга планируют распространять атрибутику клуба через ретейлеров. При этом цены в магазине будут разноуровневыми, чтобы любой человек мог позволить себе приобрести все понравившиеся ему атрибуты. В целом в «КазРосГазе» исповедуют в вопросе развития клуба комплексный подход с рыночными правилами. Вокруг «Кайрата» создается своеобразный «кластер» спортивной индустрии, в котором будут представлены как амбициозные инфраструктурные проекты, так и проекты с участием представителей малого и среднего бизнеса. Между тем в клубе считают, что основным этапом возвращения болельщиков на трибуны станет создание качественного продукта. «Конечно, никому не интересна игра за 13–14-е место, поэтому нам предстоит научиться производить такой продукт, который будет показывать зрелищный футбол, чтобы болельщики хотели вернуться на стадионы вновь», – отмечает Флегонтов.

Для реализации этого плана нужен новый домашний стадион, о котором в клубе подумывают уже сейчас. Если спрос на «Кайрат» будет расти, то почему бы и не построить новый стадион, рассуждают в клубе. «Но без организации красивой игры невозможно говорить о дальнейших планах. Здесь всегда приходится думать либо о воспитании своих игроков, либо о привлечении легионеров. Есть разные модели развития в мировом футболе. Некоторые команды ради зрелищности комплектуют свой состав полностью из легионеров, но это явно не наш путь, потому что подобный подход сразу скажется на уровне сборной страны – просто не будет достойных игроков», – рассуждает Канат Тулеков.

Поэтому клуб делает ставку на молодежь. И первым шагом стала покупка детско-юношеского футбольного клуба «Цесна». В результате «Кайрат» получил уже готовую футбольную школу со всей имеющейся инфраструктурой и командой профессионалов. Кроме того, для футбольной школы и основного состава ФК планирует в ближайшей перспективе реконструировать футбольные базы, расположенные на ул. Каблукова и ул. Майлина. Со временем базы заполнят всей необходимой инфраструктурой. В комплекс помимо школы войдут академии футбола, медицинский центр, фитнес, санаторий для спортсменов. Стоит отметить, что в настоящее время идет разработка законопроекта о предоставлении налоговых преференций строителям спортивной инфраструктуры. Так что в ближайшее время не только «Кайрат» начнет реконструировать свои базы.

«Когда мне предложили работу в клубе, меня привлекло то, что у клуба есть своя философия и четкие планы ее реализации на годы вперед, – рассказывает Олег Флегонтов.

В основе пирамиды развития клуба лежат детские футбольные команды, выше располагаются более профессиональные команды с переходом в главную команду клуба. Всего у нас обучается более 400 детей в возрасте от 5 до 19 лет».

Задача Флегонтова как спортивного директора – заниматься координацией работы тренерского штаба: «Нам необходимо создать живой механизм взаимодействия всех команд внутри нашего клуба, а также постоянно повышать квалификацию тренерского штаба».

В этом году футбольным клубом «Кайрат» реализуется так называемая техническая программа по воспитанию профессионального футболиста с самого раннего возраста и до уровня игрока команд мастеров.

Основной целью создания технической программы является формирование собственного руководства по воспитанию футболистов, а следовательно, и собственной философии игры. В основу данной программы легли исследования и разработки схожих с казахстанской прогрессирующих футбольных федераций таких стран, как Германия, Англия, Испания, Новая Зеландия, Канада и Австралия.

В программе заложены все этапы – от обучения первым ударам по мячу до формирования профессио­нального игрока, базовые упражнения на развитие необходимых качеств, процессы управления и контроля подготовки, учет психологических и физиологических особенностей ребенка в каждом возрасте.

«Мы четко понимаем, что и когда мы будем делать. Когда клуб зависит только от спонсорских средств, то планы обычно не идут дальше, чем на один сезон, а когда, как в нашем случае, у клуба есть постоянный собственник, который заинтересован в развитии клуба в долгосрочной перспективе, то работа строится планомерно, и это позволяет быть уверенным в завтрашнем дне как игрокам, так и тренерам», – указывает спортивный директор «Кайрата».

12-й игрок

Болельщики уверены, что у «Кайрата» теперь есть все для успешного сезона, и они намерены серьезно поддержать свою команду. Тем более что фан-клуб впервые в казахстанской истории стал официальным объединением.

По словам Куаныша Сакенеева, ответственного за работу с фанатами в ФК «Кайрат», на игры в течение 2011 года болельщики собирали в своем 34-м секторе не менее 500 человек. «В 2012 году мы планируем собирать на Центральном стадионе Алматы от 5 тыс. до 10 тыс. зрителей», – говорит он.

34-й сектор

Если раньше спортивные соревнования собирали полные стадионы болельщиков из разных социальных групп – учителей, студентов, военных и среди них не было особого разделения по форме поддержки любимой команды, то сегодня, с развитием новых технологий, обозначились тенденции в разделении фанатов на «касты». В ФК «Кайрат» болельщиков классифицируют следующим образом.

«Кайрат-Ультрас» объединяет людей от 30+, многие из которых живут за рубежом. Из начального костяка, который прошел все кризисы клуба и посещает все мероприятия, на сегодня осталось не более 10–15 человек.

«Южный барс» – движение, объединяющее молодых людей со школьного возраста до 30 лет. Это хоть и неофициальное, но очень популярное движение.

«Джулия Робертс» – негласное объединение хулиганов, которые регулярно посещают матчи и даже ездят за клубом по другим городам, оказывая клубу весьма скандальную поддержку.

Такой рост обусловлен тем, что клуб в корне изменился. Изменился собственник, 70 % клуба перешли «КазРосГазу», а это то, о чем давно мечтали фанаты. У клуба появился хозяин, который думает о развитии, о завтрашнем дне. «Сейчас нормализуется работа, клуб начинает жить и работать по европейской модели управления, и здесь мы с гордостью можем сказать, что «Кайрат» – единственный такой клуб в Казахстане», – подчеркнул Сакенеев.

Для многих болельщиков «Кайрат» стал «религией». «Это похоже на то, как люди становятся последователями той или иной религии. Пришел в собор, сел на лавочку проникся духом храма да так и остался прихожанином. Вот у нас то же самое», – пояснил Сакенеев.

Специально для таких фанатов клуб разработал программу поощрений. Кроме бонуса в виде постоянного общения на свежем воздухе с интересными людьми фанаты получили возможность посещать все матчи на безвозмездной основе.

Клуб обеспечивает «прихожан» атрибутикой клуба, так как заинтересован в том, чтобы на трибуне его «12-й игрок» – главная команда поддержки – выглядел не хуже спортсменов на поле.

В этом сезоне для участников фан-движения будут организованы специальные турниры с розыгрышем ценных призов.

В общем, все организовано по европейской модели развития, которая, собственно, и не предполагает больших заработков в отличие от американской системы. Здесь замкнутый круг: «Кайрат» станет зарабатывать больше, а значит, будет покупать лучших футболистов, что приведет только к увеличению затрат.

«В целом в мире футбол, как практически любой спорт, всегда будет дотационным. Даже такие клубы, как «Реал Мадрид», испытывают финансовые трудности. Не говоря уже о клубах России или Казахстана. Можно заработать неплохие деньги на смежных с футболом проектах, раскручивая марку на победах команды и т.д. Но сам клуб, я думаю, всегда будет нуждаться в новых инвестициях», – говорит Олег Флегонтов.

В любом случае, «Кайрат» создал определенный бенчмарк на футбольном рынке Казахстана. Остальным клубам придется или повторить модель, или найти свой путь развития. Ясно одно: игнорировать новые правила игры не сможет никто.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить