Как Казахстану создать курортные условия для туристов

21692

Для целого ряда стран туризм стал основным источником доходов. Казахстан ориентируется на их опыт, но строит более сдержанные планы по развитию отрасли

В мировой экономике туристическая отрасль занимает пятое место по объему получаемых доходов, а среди развивающихся стран – и вовсе третье, сразу после экспорта топлива и продовольствия. Сегодня объем этого рынка оценивается в $1,4 трлн (данные Всемирной туристской организации – UNWTO) и из года в год демонстрирует уверенный рост. Поэтому неудивительно, что все больше государств решают инвестировать значительные средства в развитие международного туризма, пытаясь поддержать свою экономику. Не стал исключением и Казахстан.

Борат вместо имиджа

Всего пару месяцев назад правительство одобрило новую концепцию развития туристической отрасли до 2020 года. Представляя документ, министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев заявил, что при благоприятных обстоятельствах она способна привлечь до $6 млрд инвестиций и ежегодный поток туристов в 8–9 млн человек.

В прошлом году, по данным UNWTO, в Казахстане было зарегистрировано 4,9 млн туристов. То есть МИНТ надеется за шесть лет увеличить показатель почти вдвое.

Однако задача становится гораздо сложнее, если учесть, что большая часть этих людей не преследует в Казахстане собственно туристические цели, то есть развлечение, оздоровление, осмотр достопримечательностей, участие в массовых культурных или спортивных мероприятиях и иные способы свободного времяпровождения. В действительности более двух третей из прошлогодних 4,9 млн человек – это разного рода бизнесмены и вахтовые работники, причем в значительной степени из самого Казахстана. Оказалось, статистика и их относит к числу «туристов».

Сомнительно, что такой состав туристского потока может обеспечивать ощутимое пополнение бюджета. Отсюда и 0,3% доли туризма в ВВП страны. Привлечению большего числа гостей все еще мешает недостаточная раскрученность туристического имиджа страны за рубежом. И хотя достопримечательностей и культурных особенностей в Казахстане немало, эксперты сходятся во мнении, что неразвитая инфраструктура, слабый сервис и высокие цены отбивают у многих желание посетить «сердце Евразии».

Это подтверждает и положение страны в индексе конкурентоспособности по туризму и путешествиям, который составляет Всемирный экономический форум. Казахстан занял в 2013 88-е место из 140 государств (лидирует Швейцария, а замыкает список Гаити).

Пробелов для исправления предостаточно. Это отсутствие внятного реестра туристических объектов, опираясь на который можно было бы строить выгодные маршруты и разрабатывать меры по их охране, туристских информационных центров, где можно было бы приобрести буклет на родном языке с указаниями о мероприятиях, достопримечательностях, экскурсиях, о стране в целом. Слабая заинтересованность туристических компаний в организации въездного туризма, так как на выездном заработки выше. Разумеется, в этом ряду и нехватка профессиональных кадров, проблемы с качеством дорог. 

«Казахстан, безусловно, обладает обширным потенциалом для развития туризма, который в настоящее время недостаточно используется, – отметила в комментарии для Forbes Kazakhstan эксперт КИСИ Бэла Сарлыбаева. – Тому есть и объективные факторы. Один из них состоит в том, что территория страны маловодная, то есть из значительных водных бассейнов – лишь Каспийское море, Алаколь, Балхаш. Но даже там не создана инфраструктура для пляжного туризма. Казахстан практически не обеспечен гостиницами среднего класса – это две-три звезды. Много вопросов вызывает ценовая политика. Часто у нас проще купить путевку в Турцию, чем на Каспий или в Боровое. Очевидны проблемы с транспортной логистикой. То есть мы обладаем уникальными природными объектами, но не имеем способов доставить туда людей. Что касается внешних туристов, то здесь одна из главных проблем – визовая поддержка. Когда с нашей стороны жалуются на трудности при получении, к примеру, шенгенской визы, то следует заметить, что иностранцам получить визу в Казахстан еще труднее. Конечно, у миграционной полиции могут быть какие-то свои резоны, но сегодня считается, что мир глобален, открыт, поэтому во многих странах процедуру въезда делают как можно более простой».

А пока в целом торжествует Борат, этот навязанный нам символ Казахстана.

Ориентиры

В решении проблем туристической отрасли МИНТ логично полагается на примеры тех стран, которые в свое время сделали ставку на ее развитие как приоритетной для экономики. В частности, это Малайзия, Марокко и Объединенные Арабские Эмираты.

Как следует из текста концепции, Малайзии удалось развить у себя туризм благодаря «прямой политической воле и поддержке на протяжении ряда лет со стороны руководства страны». Еще в 1972, в связи с проведением крупной международной конференции, начала работу Корпорация по развитию туризма. Через три года был принят Главный план по национальному туризму, который рассматривал его развитие больше как идеологический повод для единения нации. В 1987 было создано Министерство туризма и культуры, а в 1991 разработана «Национальная туристская политика». В итоге за 20 лет приток иностранных туристов в Малайзию вырос со 150 тыс. до 6,1 млн человек. В прошлом году страна привлекла более 25 млн туристов, и нынче отрасль числится важнейшим источником доходов в госказну.

В Марокко в начале прошлого десятилетия король Мохаммед VI утвердил туризм как стратегический сектор экономики, и правительство вскоре разработало концепцию его развития «Видение-2010». Для реализации этого документа в 2007 было создано Марокканское общество инжиниринга в туризме, которое занимается инвестированием строительства шести новых прибрежных курортных зон. Изначально планировалось, что к 2010 проект будет привлекать на североафриканское побережье до 10 млн туристов, главным образом из Европы. (Правда, теперь он продлен до 2020.)

У Турции, где больше всего любят отдыхать казахстанцы, планируется перенимать опыт создания инфраструктуры, а также финансовые механизмы поддержки туризма. Еще в 70-е правительство Турецкой Республики запустило региональные планы развития туризма и инициировало инфраструктурные проекты, за счет чего туристическая отрасль обросла инженерными и транспортными коммуникациями, восполнила дефицит кадров. А в 80-х был принят закон о поддержке туризма, в рамках которого субъектам туристического бизнеса был предоставлен ряд налоговых льгот и послаблений по кредитованию.

ОАЭ послужат нам примером эффективной работы с инвестициями. Созданная в 2006 Компания по туристическому развитию и инвестированию получила от правительства грант в размере 

$3 млрд, на основе которого привлекла значительные заемные средства из-за рубежа. Сейчас она реализует несколько проектов, основным из которых является застройка острова Саадият в Персидском заливе. К 2020 остров планируется преобразовать в культурный центр с высокой концентрацией люксовой недвижимости. К слову, Дубай и Абу-Даби – главные города Эмиратов – каждый имеет свою долгосрочную программу развития туризма. Дубай, например, к 2020, когда здесь пройдет Всемирная выставка «ЭКСПО», намерен увеличить приток туристов вдвое и утроить поступления от отрасли.

Как известно, мощным туристским аттрактором призвано стать и проведение ЭКСПО-2017 в Астане. Власти рассчитывают, что выставку посетят от 2 до 3 млн туристов, впрочем, опять же преимущественно жители других городов страны. Остается надеяться, что это будет тот случай, когда результат соответствует объему инвестирования. Стоит вспомнить, что одно из предыдущих крупных международных событий на территории Казахстана – Азиатские игры 2011 года – собрали не более 15 тыс. туристов. И тогда большую часть визитеров составили казахстанцы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить