Взрослые игры

45634

Основатель Line Brew Анатолий Побияхо – о детстве, пиве и водном поло

фото: Андрей Лунин

«У мужчин должны быть игрушки! А бизнес, которым ты занимаешься, должен приносить удовольствие, результат – радовать, иначе ничего не имеет смысла», – закинув ногу на ногу, говорит высокий мужчина с внешностью разведчика. Серые полутона его костюма и явная нелюбовь к публичности лишь подтверждают мои выводы насчет внешности. В своем рабочем кабинете, напичканном гаджетами, рассказывает о себе председатель совета директоров холдинга Line Group и его основатель Анатолий Побияхо. Если бы все мужчины Казахстана его знали в лицо, то наверняка пожимали бы ему на улице руку при встрече, ведь его компания занимает почти половину рынка разливного иностранного пива в стране, а его пивоварня варит любимый многими хмельной напиток под маркой Line Brew. Помимо алкоголя в холдинге еще с десяток направлений, которые в свое время Анатолий запустил лично, а теперь дополняет эти направления девелопментом.

Из разведчиков в юристы

В 1984 году 13-летний Анатолий Побияхо впервые посмотрел советский телевизионный сериал «ТАСС уполномочен заявить…» Экранизация одноименного романа Юлиана Семенова настолько увлекла советского паренька, что он твердо решил сменить давнюю мечту стать летчиком на не менее героическую профессию разведчика. В то время весь советский народ делился на два лагеря: к первому относились те, кто «органы» боялся, а ко второму – те, кто в них работал. Поэтому похвальные грезы семиклассника Анатолия были вовремя замечены чекистами, и сразу после школы его приняли в Алма-Атинское высшее пограничное командное училище – учебное заведение войск КГБ. Тогда это была первая ступень на пути к карьере разведчика, после которой должно было состояться поступление в Высшую школу КГБ. Что было бы потом? Возможно, работа в Первом главном управлении КГБ СССР или в Центральной службе разведки, возможно, распределение по месту жительства, где обязательно пришлось бы выявлять империалистических агентов влияния и поющие с их голоса элементы. Возможно, разведчик Побияхо через несколько лет отправился бы военным советником поддерживать какой-нибудь просоветский режим в Африку, а к концу своей карьеры получил бы верительные грамоты и осел бы в статусе посла СССР в одном из государств. Однако этим мечтам не суждено было сбыться «по состоянию здоровья». Проучившись три года в училище, Побияхо не смог пройти дальнейшую медкомиссию и в большом расстройстве покинул специальное учебное заведение.

За два месяца друзья заработали 180 рублей, в то время для советского ребенка это были космические деньги

Решение о том, куда идти дальше учиться, было принято по-военному быстро – юридический факультет КазГУ им. С.М. Кирова. Анатолий сменил несбывшуюся мечту стать разведчиком на профессию юриста. Возможно, в этом выборе решающую роль сыграло то, что родители Побияхо были из этой же отрасли: отец работал следователем по особо важным делам, а мама – в судебно-медицинской экспертизе.

Кто в армии служил, тот в цирке не смеется. Из спартанской обстановки кузницы спецслужб Анатолий попал, как сейчас принято говорить, в «гламурный бомонд». Юрфак главного столичного вуза союзной рес­публики всегда был тихой гаванью золотой молодежи, учиться там было престижно и модно. Высокопоставленные родители отдавали туда своих чад набираться юридических знаний, попутно снабжая машинами, модными тряпками, деньгами. Доход у родителей Анатолия был согласно тарифной сетке, поэтому ждать от них особых «бонусов» на бесшабашную студенческую жизнь ему не приходилось. А соответствовать престижному статусу студента юрфака хотелось.

Было желание красиво ухаживать за девушками, иметь собственную машину и многое другое. Ничего не оставалось, как вспомнить урок, который он усвоил в 7-м классе школы: если хочешь что-нибудь красивое и дорогое – заработай. В то время он очень хотел кассетный плеер. Семейный бюджет не позволял купить блестящее чудо японской техники в комиссионке, поэтому Анатолий терпеливо дождался летних каникул в школе и пошел с друзьями работать на завод помощником главного художника. Работа иногда была творческой – ребята рисовали знаки, но зачастую просто красили заборы. За два месяца друзья заработали по 180 рублей, в то время для простого советского ребенка это были космические деньги. К примеру, на них можно было пять лет каждый день ходить в кино. Тем не менее 1 сентября Анатолий Побияхо пришел в 8-й класс с новеньким плеером, купленным на свои собственные деньги. Это были его первые деньги, которые он самостоятельно заработал. «Для меня это было чудом, и я понял, что если хочу что-нибудь получить в этой жизни, нужно на это зарабатывать самому», – вспоминает Анатолий.

На одной линии

Как студенту юридического факультета заработать деньги и остаться на дневной форме обучения? Правильно, организовать юридическую консультацию и в свободное от учебы время давать дельные советы несведущим гражданам, за что получать деньги. Как оказалось, больших средств на этом не заработаешь, и Анатолий оставил этот бизнес. Более того, к третьему курсу института он понял, что юриспруденция – это не то, чем он хотел бы заниматься всю жизнь. Поэтому, собравшись втроем, друзья решили создать свою фирму, или, как они раньше трогательно назывались, кооператив. «В апреле 1992 года я, Сергей Нестеров, Тимур Тулеубаев и еще двое парней открыли компанию Line, – рассказывает Побияхо. – Мы долго не могли придумать название фирме, «Линию» предложил Сергей (сейчас возглавляет Казахстанскую пивную компанию), мол, звучит легко, созвучно со всем и смысл легкий – это может быть линия поведения, линия бизнеса. Название Line оказалось настолько удачным, что мы не меняем его в течение 20 лет».

Для многих студенческое время – самое прекрасное в жизни. Новые знакомства, новые идеи, первые взрослые поступки, посиделки с гитарами. У Анатолия было все по-другому. «Часто слышу, что студенчество беззаботно и прекрасно, но у меня в это время была уже своя компания, в которой работало несколько человек. Для меня лучшим временем остается детство, когда не было никаких проблем», – ностальгирует он.

А в студенческое время у Анатолия проблем хватало. Забыв о юридических консультациях, друзья занялись торговлей. Они возили из Узбекистана в Казахстан диковинные тогда пластиковые оконные рамы, которые выпускали на первом подобном в СНГ заводе. Кроме рам молодые предприниматели занимались автомобилями, многим другим, торговали, как все. «Я считаю, что все бизнесмены бывшего СССР – от олигархов до просто крупных бизнесменов – начинали с торговли. Стартовый капитал мы взяли в коммерческом банке, тогда кредиты давались легко, если были знакомые. Как правило, банки участвовали в бизнесе, под который выдавался транш», – говорит Побияхо.

Следующим поворотным моментом в становлении Анатолия Побияхо как бизнесмена стала его первая заграничная поездка в Бельгию. Там он договорился с крупнейшим производителем электросветового оборудования Massive о поставках светильников в Казахстан. Всему приходилось учиться на лету – европейские партнеры Анатолия настойчиво рекомендовали ему требовать у бельгийского производителя эксклюзивных условий контракта. «Что это такое, я тогда не понимал, но на переговорах гнул эту линию и получил эксклюзивные условия по Казахстану, то есть только наша фирма могла возить светильники Massive в Казахстан. Смешно, но бельгийцы даже не знали, где находится Казахстан и что такая страна вообще существует. Пришлось разворачивать карту и учить их географии. Сейчас этот производитель является крупнейшим в мире и входит в корпорацию Phillips, – говорит он. – Эксклюзивные условия контракта проявили себя впоследствии, а тогда я думал, мол, кому они нужны, кроме меня. Оказалось, что нужны. Ведь когда бизнес становится успешным, находятся десятки и сотни людей, желающих повторить твой успех. Были попытки некоторых предпринимателей заключить договоры с бельгийцами, но европейцы отлично исполняли условия нашего контракта».

Пивные баррикады

В очередной поездке в Бельгию у Анатолия родилась идея познакомить казахстанцев с местным пивом. Договор с бельгийской компанией Interbrew был заключен опять же на эксклюзивных условиях, и в 1996 году в Казахстане появилось первое иностранное пиво. Тогда еще не было заводов на территории республики, которые производили лицензионный ячменный напиток. Зато было много скептиков, которые не верили в этот проект. Анатолий рассказывает, как на первых этапах становления его пивного бизнеса многие с недоумением говорили ему, мол, никто у тебя не купит бутылку 0,33 пива, когда за эти же деньги можно взять 0,5 водки. Сейчас, по мнению многих, именно Анатолий Побияхо приучил казахстанцев к элитному пиву.

Но не всегда было все так радужно на пивных фронтах компании Line. Было время, когда значительную часть своего алкогольного бизнеса Побияхо мог запросто потерять, если бы не одна случайность. Дело в том, что когда подписывался контракт на линейку пива с компанией Interbrew, бельгийцы требовали, чтобы казахстанцы брали у них оборудование в лизинг. Со временем Line выкупила у них это оборудование. Когда в начале 2000-х годов произошло слияние индийской компании Sun с бельгийским активом, объединенная корпорация вышла на российский рынок, а заодно наведалась и в Казахстан с требованием вернуть оборудование. Расчет был один – забрать рынок разливного пива. Однако они с удивлением узнали, что оборудование уже давно в собственности. «Тогда я понял, что если не создать собственный продукт, то ты так и будешь зависеть от внешних факторов. Поэтому в 2009 году мы решили выпустить на рынок свою марку пива Line Brew, построив собственный завод, – рассказывает Анатолий. – Для начала своя марка была как страховка, потому что с евро может произойти в любой момент что угодно, и тогда неизвестно, каким пивом заполнять всю нашу дистрибуцию. Это было одним из толчков к тому, чтобы построить свой завод и начать выпускать пиво под своей маркой».

В 1997 году Анатолий Побияхо открывает в Алматы первый ресторан под вывеской Line Brew, на пересечении проспекта Абая и улицы Фурманова. Название ресторана по традиции долго не могли придумать, и Line Brew родилось за три дня до открытия заведения.

Все заново

Несколько раз Анатолий Побияхо все терял и начинал свой бизнес «с нуля». «Первый крах у нас произошел с компанией до 1992 года, когда потеряли почти все, – бывшие партнеры нас обманули, после чего скрылись. После этого мы часто отказывались от кредитных денег, привлекая в оборот частный капитал. А второе трудное время пришлось на 1997 год, тогда возникли проблемы с банками. Не скажу, что это были трагедии, кризисы нас только закаляли, потому что мы были полны сил и от наших провалов страдали только мы сами. Сейчас же мера ответственности гораздо выше, ведь под моим началом работает тысяча человек», – говорит Побияхо.

Однако он не считает, что 90-е годы прошлого века были неким мрачным временем. «Я уверен, что в 1990-е годы было легче заработать, чем сейчас, потому что тогда была совершенно другая бизнес-среда. Вернее, ее не было, она только формировалась. Заработать было проще, потому что практически не было конкуренции, – делится Анатолий. – Тогда было важно, насколько тебе хватало духа продержаться на волнах спекуляции между законными и незаконными сделками. Сейчас же совершенно другие условия: появилась конкурентная среда, другое регулирование, сложные бизнес-процессы и многое другое». Он не скрывает, что были проблемы с рэкетом, как и у всех, компанию пытались «доить» различные инспекции, головорезы и многие другие. Но он выработал свой рецепт, которого придерживается до сих пор: если хотя бы раз ты оступаешься или как-то соприкасаешься с криминалом, то уже попадаешь к ним на крючок; если же ты эту среду отодвигаешь на максимальное расстояние от себя, то шансы пообщаться с ними серьезно уменьшаются.

Любопытно, что, несмотря на все проблемы, которые возникали в бизнесе, Анатолий Побияхо никогда не искал пути к легким государственным деньгам. «Лишь однажды наша компания, которая занимается мебелью, выиграла тендер на поставку мебели в Астане для «КазМунайГаза». Они сделали предоплату и потом еще полгода не могли отправить нам оставшиеся деньги. Это для нас был настолько печальный опыт, что от последующих попыток мы отказались. При этом это была не государственная структура, а национальная компания. Так что я с уверенностью могу сказать, что ни одного государственного тенге в моем бизнесе нет», – подчеркнул он.

Синтез направлений

Погоня за всем новым привела Анатолия Побияхо к тому, что сегодня он стоит во главе крупного частного многопрофильного холдинга Line Group. Казахстанская пивная компания, входящая в холдинг, поставляет элитный алкоголь и минеральную воду в Казахстан. Сеть ресторанов управляется компанией Line Brew Restaurant. Line Brew Bottlers – это производство пива под собственным брендом Line Brew, а также других марок. ТОО «Line» – самое старое направление в бизнесе Побияхо, это розничная торговая сеть осветительных приборов, дистрибуторская сеть на территории Казахстана, проектное бюро. Line interior – поставки мебели класса люкс, а ТОО «Wheel Bow» занимается сантехникой. Ну и, пожалуй, любимое в настоящее время направление Анатолия – Villa dei Fiori, уникальный для Казахстана проект в новом формате стрит-ретейла, который был запущен в мае 2012 года.

Фото: Андрей Лунин

Со слов Побияхо, ТОО «Line» уже достигло максимальных показателей и расти этому бизнесу уже некуда. Он показывает стабильно отличные прибыли. Другая ситуация с алкогольным направлением. «За прошлый год продажи нашего пива выросли на 51%, а за два года рост уже 200%. По импортному разливному пиву мы занимаем более 40% казахстанского рынка. Связываю это с отличной работой нашей дистрибуции», – делится он успехами. И действительно, вряд ли сейчас какой казахстанский любитель пива не узнает торговую марку Line Brew и знаменитый герб компании. Большинство из них до сих пор воспринимают торговую марку как франшизную, однако она полностью разработана в Казахстане. Если присмотреться к гербу, то там можно увидеть шанырак и другие элементы национального оформления. «В настоящее время мы пришли к тому, что будем экспортировать пиво, для начала в Россию», – раскрывает планы Анатолий.

Пивной успех Анатолий Побияхо намерен повторить с вином. «Вполне логично, если ты занимаешься одним алкогольным продуктом, то в дистрибуционную линейку нужно добавлять другой алкоголь, а также минеральную воду, соки и т. д. Продвигать на казахстанском рынке вино нам давно советовали западные партнеры, отмечая его высокую перспективу, – говорит он. – В настоящее время у нас более 700 точек в дистрибуционной сети, что открывает перед нами широкие возможности».

Оценивать весь алкогольный бизнес Анатолий Побияхо отказался, однако, по данным наблюдателей, он может стоить в районе $50 млн, в том числе $20 млн – пивной завод.

Не менее внушительных успехов Анатолий Побияхо добился в ресторанном направлении, которое оценили не только потребители, но и конкуренты. «Из регионов нам уже несколько раз задавали вопрос о приобретении франшизы нашего ресторанного бизнеса. Однако казахстанский бизнес пока не готов к тому, чтобы покупать франшизы, – с некоей печалью в голосе говорит Побияхо. – Когда речь доходит до регулярных отчислений роялти, просители франшизы быстро охладевают. Они готовы заплатить один раз – и все. Не готов еще казахстанский бизнес платить за франшизы, как это принято во всем мире».

Villa dei fiori – первый в казахстане проект в формате торговой улицы, некий люксовый кусочек Европы в Центральной Азии

Европа в Алматы

В самом начале становления направлений своего бизнеса Побияхо активно включался в каждый проект. Сейчас он глубоко погружается в тему, если есть какие-то проблемы. По сути, его можно назвать кризисным менеджером, которому нравится работать в стрессовом режиме, а с другой стороны, создавать что-то новое. Он считает, что бизнес – это игра, которая должна приносить удовольствие. В детстве мы играем в войнушку, потом игры выходят на новый уровень, особенно у мужчин. «Я считаю, что до 25 лет молодого человека нельзя назвать мужчиной, до этого он ребенок. Мужчинами становятся после 30 лет, до этого идет обучение, но и в этом случае мужчинам нужны игрушки», – считает Побияхо.

Его очередная «игрушка» – Villa dei Fiori. Это первый в Казахстане проект в формате торговой улицы, некий люксовый кусочек Европы в Центральной Азии. Игрушка выходит дорогой, по некоторым оценкам, конечная стоимость проекта может составить около $60 млн, при площади первой линии в 5,5 тыс. кв. м, расположившейся на площади 3 га. Первая очередь проекта была запущена в мае 2012 года. «Здесь есть наш ресторан, мы привели своих друзей, которые работают в fashion-индустрии, есть мультибрендовые бутики. К началу следующего года появится еще семь монобрендовых магазинов – Yves Saint Laurent, Tom Ford, Bottega Veneta, Chloe и другие», – делится планами Побияхо. Вторая очередь Villa dei Fiori площадью 12 тыс. кв. м будет запущена в 2013–2014 годах, где разместятся бутики, VIP-банк, люксовый SPA, одна очень известная галерея искусств, универмаг. Проектом занимаются иностранные дизайнеры из знаменитого архитектурного бюро WATG.

Расчет Побияхо оказался правильным, Villa dei Fiori пользуется популярностью у алматинцев: за полгода работы она уже дает хорошие показатели, что не может не радовать руководителя проекта. «Из коммерческой недвижимости, пожалуй, это самые высокие инвестиции сейчас на рынке на один квадратный метр, при условии окупаемости пять-семь лет. Для коммерческой недвижимости в Казахстане и по всему миру это очень хорошие показатели. К тому же мы не продаем помещения, а оперируем ими сами, часть сдаем в аренду», – не скрывая удовольствия, рассказывает Анатолий.

Независимые аналитики в сфере торговой недвижимости также говорят о том, что проект будет успешным. «Мне импонирует решение, когда проект не резонирует торговыми площадями для сдачи в аренду, но имеет свою уникальность, атмосферу комфорта и внутреннего уюта. Сегодня прослеживается нежелание обедать или находится более 15 минут в торговом центре, где скопление людей создает суету и отсутствие душевного равновесия», – делится своими наблюдениями директор по развитию компании Scot Holland | CBRE Валерий Пшеничный. По его мнению, в проекте Villa dei Fiori комфортная среда заключается в уникальности решения и его качестве. Принимая во внимание, что в Астане и Алматы строительство элитной коммерческой недвижимости находится в некоей форме стагнации, данный проект внесет позитивные цвета в общий архитектурный колорит солнечного города Алматы.

Время – наше все

«Если бы у меня был вариант вернуться в 1990-е годы с моими нынешними знаниями и опытом, то я занялся бы тем, чем сейчас занимаюсь, лишь оптимизировал бы многие вещи, на которые у меня уходила масса времени. Сейчас я понимаю, что самое ценное в жизни – это время», – размышляет Побияхо.

фото из личного архива
Сын Анатолия Побияхо Артем три года живет в Беверли-хиллз в Калифорнии

Возможно, он бы не только оптимизировал свой бизнес, но и не занимался бы тем, что ему не по душе. Ведь все должно приносить удовольствие, так он считает. Может быть, он не послушал бы родителей и не пошел бы в секцию водного поло, которое ему никогда не нравилось, а сразу бы записался на фехтование. «В пять лет отец отдал меня на водное поло, которым я занимался до 6-го класса. Мне этот вид спорта не нравился, даже больше –
я его ненавидел. До сих пор я хорошо плаваю, но продолжаю бояться глубины, что иногда мешает на отдыхе, создает некий дискомфорт. В 6-м классе мне это надоело, и я сам пошел и записался в секцию фехтования на шпагах. К 9-му классу школы я уже был в сборной республики и успешно выступал на всесоюзных соревнованиях», – делится своими детскими переживаниями Анатолий.

Дети очень похожи на своих родителей, может, поэтому 15-летний сын Анатолия Побияхо Артем без каких-либо намеков со стороны отца записался в секцию по фехтованию и добился уже серьезных успехов? Он уже три года живет в Беверли-Хиллз в Лос-Анджелесе, Калифорния, где, кстати, проживает 130 млн человек. «Я с самого детства заставлял его заниматься плаванием, теннисом, гольфом, пока он жил в Казахстане. В школе, где он учится, было на выбор несколько секций, и он записался на фехтование. У него уже вся комната заставлена кубками, увешана медалями. Он сейчас чемпион Калифорнии в своей квалификации. Этой осенью он завоевал бронзу на международных соревнованиях в Мексике. Знающие люди говорят, что впервые на североамериканском континенте поднялся флаг Казахстана на юношеских соревнованиях подобного класса, в которых участвовало 28 стран», – не скрывая отцовской гордости, рассказывает Анатолий.

На мой взгляд, если бы Анатолию Побияхо удалось вернуться в прошлое, то он попытался бы что-нибудь изменить, чтобы все-таки исполнилась его главная детская мечта – стать разведчиком. О том, что это его, говорит и то, что он заходит в свой кабинет, приложив отпечаток пальца к специальному устройству на двери, и то, что он очень любит гаджеты, но не любит публичность – интервью и социальные сети. «Я очень люблю новые гаджеты, но не признаю социальных сетей. Например, я очень жду пятый iPhone. Сейчас я могу назвать себя «яблочником», последние года два. До этого сидел на Android», – с энтузиазмом вертит в руках новый телефон Samsung, который только что достал из коробки. Кто знает, что было бы, если он все-таки стал разведчиком?

«Все, что ни делается, – к лучшему», – сказал Анатолий Побияхо в конце интервью.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить