«Впереди год напряжённой работы по налоговой реформе»

Обращение Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» к депутатам парламента по поводу грядущих изменений в налоговом законодательстве вызвало широкий общественный резонанс. Какую же на самом деле цель преследовала самая крупная бизнес-ассоциация нашей страны? Об этом мы попросили рассказать председателя правления НПП «Атамекен» Аблая Мырзахметова

Фото: НПП РК "Атамекен"
Аблай Мырзахметов.

- Аблай Исабекович, насколько нам известно, Миннацэкономики не скрывало своего намерения внести изменения в Налоговый Кодекс. И для бизнеса это не было новостью, поскольку некоторые положения публично обсуждались на площадке того же министерства. Что вызвало столь неоднозначную реакцию Палаты?

- Мы действительно были хорошо информированы о грядущих изменениях, вносимых в налоговое законодательство в соответствии с реализацией поручений главы государства в рамках пяти институциональных реформ. Напомню, что в числе других рекомендаций президент поручил внимательно рассмотреть возможность замены налога на добавленную стоимость (НДС) на налог с продаж. В июне Министерство национальной экономики РК подготовило и презентовало проект готовящихся изменений в Налоговый кодекс. Презентация активно обсуждалась бизнес-сообществом - как на площадке МНЭ, так и в НПП «Атамекен». Надо отметить, что предлагаемая министерством модель налога стала предметом бурного обсуждения. Особенный интерес бизнеса вызвал каскадный принцип его уплаты, согласно которому налог будет отчисляться на каждом этапе продажи товара. Кроме того, были споры и по ставке налога, и по самой концепции: некоторая часть предпринимателей выразила сомнения, стоит ли вообще менять НДС.

- Несколько лет назад в бизнес-сообществе периодически возникали дискуссии вокруг НДС, принцип которого также удовлетворял далеко не всех предпринимателей…

- По этому налогу тоже немало вопросов: НДС как косвенный налог сложен в администрировании.

Но механическая замена НДС налогом с продаж, особенно в том виде, в каком это предлагало Миннацэкономики, также требует широкого обсуждения. Тем более что в августе МНЭ инициировало введение еще одного налога - с розничных продаж. Налог имеет три градации – 12%, если платят наличными, 7% - если оплата осуществляется по безналичному расчету, и 5% - если покупка происходит в онлайн-режиме с использованием интернет-технологий. По замыслу разработчиков, налог на розницу позволит сократить объём теневой экономики: покажет реальный оборот, стимулирует население к переходу на оплату товаров и услуг посредством Интернета и платёжными карточками. Но сам факт того, что НДС заменяется налогом с продаж и параллельно вводится налог на розницу, вызвал неоднозначную реакцию.

Взяв за основу презентацию Министерства национальной экономики РК, эксперты НПП подвергли её анализу и пришли к выводу, что налоговая нагрузка на бизнес вырастет в несколько раз. Справедливости ради надо сказать, что это были намерения разработчика, а не сам законопроект по внесению поправок в Налоговый кодекс. В этом смысле мы больше перестраховались в своём обращении к законодателям на новации в налоговой сфере, возможные в скором будущем. Это скорее следствие, к сожалению, сложившейся практики частых изменений в законодательстве.

Также реакцию вызвало планируемое увеличение НДПИ на артезианскую воду в 40 раз. После обсуждения в рабочей группе мажилиса по данному вопросу мы, надеюсь, достигли компромисса с разработчиками (повышение НДПИ планируется в 10 раз).

- То есть выводы экспертов НПП, основанные на данных Министерства национальной экономики, цитируются в обращении Палаты к депутатам мажилиса. Иначе говоря, базой для анализа послужил не сам законопроект, а его предварительный вариант, предложенный в июне?

- Да, но многие положения презентации перенесены в законопроект. В данный момент в мажилис внесена лишь часть предлагаемых налоговых изменений, и в их числе - норма о снижении предельного значения при постановке на налоговый учет плательщиков НДС. Коротко скажу, что норма предусматривает снижение порога по обороту предприятия с 60 млн тенге до 6,4 млн тенге в год, что приведёт к увеличению числа плательщиков этого налога по данным КГД до 80 тыс. По нашим данным, эта цифра больше, но председатель Комитета государственных доходов Даулет Ергожин обещал официально опубликовать эти данные на сайте с разбивкой по регионам и отраслям, тогда и посмотрим.

Но главным нервом дискуссии стали сроки введения поправок в налоговое законодательство. В июне МНЭ в презентации по налоговым изменениям снижение порога по постановке на учет плательщиков НДС планировало вводить с 1 января 2016. Палата вынесла отрицательное экспертное заключение на эту норму законопроекта. Как я ранее отмечал, уплата НДС сложна в администрировании и потребует наличие квалифицированных бухгалтеров, а следовательно, и дополнительные затраты.

Да и самому КГД потребуются дополнительные информационные мощности для приёма большого количества плательщиков НДС.

- Голос НПП был услышан?

- Дело в том, что законопроект, зайдя в конце августа из МНЭ в правительство, на выходе в мажилис перетерпел изменения в сроках ввода, и предлагаемые нормы обретут законную силу с 1 января 2017, если законодатель поддержит.

- Что это значит?

- Это значит, что налоговые органы и бизнес получат возможность подготовиться к новым условиям работы в течение года. Такая задача поставлена правительством перед Министерством финансов. Нами уже разработан подробный план совместной полномасштабной разъяснительной работы. По информации председателя Комитета госдоходов Даулета Ергожина, даны чёткие установки территориальным органам КГД. Палата готова мобилизовать свои региональные структуры и аккредитованные  ассоциации. Помимо разъяснительной работы, наша цель - подготовить инфраструктуру налоговых консультаций по всей стране.

Кроме того, МНЭ заявило, что до 1 марта 2016 организует широкое обсуждение с бизнес-сообществом реформы по замене НДС налогом с продаж. Так что, возможно, многие нынешние новации перетерпят изменения.

Хочу пояснить, что мы прекрасно понимаем нынешнюю экономическую ситуацию и положение фискальных органов, призванных наполнять бюджет. Понимаем, что это непросто, особенно в период, когда основные доноры бюджета испытывают трудности. Правительство пытается перераспределить потоки поступлений в бюджет – что ж, это объяснимо и понятно. Но мы уверены, что серьёзные новации нужно обсуждать, взвешивать все последствия, и мы к этому готовы. 

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

11823
просмотра
 
 
Загрузка...