Свинцовый поход

15286

Автомобили КНР будут укомплектованы аккумуляторами отечественного производства

Архив пресс-службы

Казахстанская компания «Кайнар-АКБ» уже отгрузила «соседям» первую партию технологичной продукции из пяти вагонов. Переговоры о поставке длились в течение двух лет. При содействии представительства Kaznex Invest в Пекине был проведен целый ряд встреч с руководством железных дорог КНР и крупнейшей китайской транспортной компанией «Логистическая корпорация ЖД КНР». Но только после того, как казахстанские аккумуляторы успешно прошли все виды тестирования, «границу открыли».

«Продукция нашего завода по китайскому законодательству относится к категории опасных грузов, и для ее ввоза необходимо было соблюсти все нормы перевозки, – говорит генеральный директор «Кайнар АКБ» Ербол Ажмагамбетов. – Это знаковое событие для казахстанских производителей. Ведь мы привыкли к тому, что страна импортирует продукцию из КНР, в то время как об экспорте еще пару лет назад не было даже и речи».

В этом году в Китай в общей сложности планируется отгрузить около 1 млн единиц товара, при этом планы поставок на следующий год составляют 2 млн аккумуляторов.

«Выход на рынок КНР был одновременно и печальным и интересным, – включается в диалог заместитель генерального директора Мурат Толегенов. – В 2011 году в Китае насчитывалось около 2 тыс. действующих аккумуляторных заводов. Но в одном из регионов у детей стали проявляться массовые заболевания внутренних органов, медики обнаружили в крови свинец. В ходе расследования выяснилось, что аккумуляторные заводы из-за отсутствия очистных сооружений сливали отходы в воду или закапывали в почву. Все это, дистанцировавшись через скот и полив огородов, попадало в человеческий организм.

В итоге в стране из-за ужесточения мер безопасности принудительным образом были закрыты 1700 заводов, а оставшиеся 260 производств оказались не в состоянии обеспечить полную потребность КНР.

Чтобы освоить азиатский рынок и выполнить план поставки, «Кайнар-АКБ» в этом году вкладывает в дополнительную модернизацию производства 2 млрд тенге. «У них другие габариты, для комплектации их малолитражных автомобилей требуются батареи емкостью 35,44 ампер-часа, в то время как мы производим аккумуляторы емкостью 55 ампер-часов», – приводит технические характеристики замглавы компании.

«Это сейчас приятно и легко апеллировать цифрами, – прерывает коллегу генеральный директор Ербол Ажмагамбетов. – Тогда как еще несколько лет назад компании приходилось выживать».

Шаг назад

История компании по производству аккумуляторных батарей «Кайнар АКБ» – классическая. На завод возлагали большие надежды при возведении в 1975 году, но так же благополучно забыли о нем в период советской перестройки.

«Мой отец пришел на завод молодым специалистом после окончания Химико-технологического института в Шымкенте. Прошел все ступени карьерного роста – от бригадира до главного инженера, и в 1987 году его назначили из Москвы на должность руководителя», – рассказывает Ербол Ажмагамбетов.

«В наследство» отцу достался завод, находящийся уже на грани развала. «Тогда нестабильная ситуация была характерна в целом для всего производственного сегмента страны, непонятной оставалась рыночная экономика, не было видения – как развиваться дальше», – делится он воспоминаниями отца.

Первые 10 лет основной задачей было выжить и сохранить компанию на рынке. «Я помню, команда отца работала круглосуточно, чтобы ее не разграбили, не обанкротили, не ликвидировали. При этом в стране бурно развивался сырьевой сектор, куда очень активно заходили иностранные инвесторы, но такие компании, как наша, им были неинтересны», – разводит руками Ажмагамбетов.

Так, с огромным багажом долгов и неликвидностью продукции, Талдыкорганский завод свинцовых аккумуляторов дожил до 1998 года – периода, когда был окончательно определен принцип приватизации. Тогда Госкомимущества передавал под управление в частные руки определенный пакет акций руководителям компаний. «Я помню, как на семейном совете нами было принято решение принять предложение и основать свой бизнес. Так началась история нового ОАО «Кайнар», – рассказывает Ажмагамбетов.

С этого момента все семейство принимало активное участие в жизни компании. «Задача поднять ее, выйти на новый уровень закладывалась в нас еще с юношеских лет», – вспоминает он.

К руководству компанией сын приступил в 2001 году.

Отцы и дети

«Сначала приходилось бороться со старшим поколением. Присутствовала извечная проблема отцов и детей. Наши взгляды на ведение бизнеса зачастую не совпадали», – сетует гендиректор компании.

Давила атмосфера стойкой закалки советского периода, где не было рыночных отношений и понятия бизнеса как такового. «Сейчас мы четко понимаем: присущие тому времени «широкие жесты» непозволительны в бизнесе настоящей реальности. А тогда приходилось день за днем в этом гибко и мягко убеждать весь коллектив, доказывать свою правоту. Неизбежными были случаи замены сотрудников», – оправдывает свои действия Ажмагамбетов.

Новую роль в качестве гендиректора он начал с борьбы с популярными в то время бартерными отношениями. «Заново выстраивались связи с клиентами, требовалась переориентация на рыночные способы расчета. Благодаря этому в компании появилась денежная масса. Постепенно были урегулированы и другие наболевшие вопросы. В частности, это касается налоговой системы, оплаты труда, пенсионных и социальных отчислений», – рассказывает он.

Следующим шагом было возвращение потерянных с обретением независимости и появлением национальной валюты основных рынков сбыта. «Медленно, но верно шло восстановление разорванных экономических связей: БелАЗ, МАЗ, КамАЗ, УралАЗ, КрАЗ, и др.

В погоне за новыми клиентами было упущено самое важное: старое техническое оснащение не позволяло наладить производство, отвечающее требованиям заказчиков.

«Рынок и спрос диктуют правила игры. Большой популярностью пользовались аккумуляторные батареи нового типа, с улучшенным качеством, корпусом и дизайном. Реальность требовала изменений и от нас. Мы должны были либо внедрять новые технологии, либо закрываться», – подчеркнул он.

Переориентация

Так, в 2002 году «Кайнар-АКБ» начал поэтапную модернизацию технического оснащения. Компания провела масштабный анализ существующей производственной техники, изучила работу подобных ей предприятий, посетила производства многих стран мира. Все накопленные на тот момент средства были брошены на переоснащение. Однако, так как требовалась 100%-ная замена всего устаревшего оборудования, их денег оказалось недостаточно. Тогда было принято решение обратиться за помощью к финансовым институтам.

«В 2004 году один из банков открыл нам кредитную линию. Всего на $300 тыс. – представляете? Вот так оценивался тогда казахстанский бизнес», – смеется гендиректор Ажмагамбетов.

По его словам, приходилось искать обходные пути финансирования. «Вариантов не было. Поэтому мы решили провести оптимизацию расходов и устранить в техоснащении узлы, так или иначе влияющие на качество или оперативность производства. Мы построили две печи по литью свинца. В них мы выплавляли новую продукцию из использованного материала, добытого нами из скупленных, бывших в употреблении батарей. Такой механизм позволил нам получать сырье по более низкой цене. До этого момента мы приобретали свинец по ценам Лондонской биржи металлов», – рассказывает в свою очередь Толегенов.

Модернизация компании затянулась общей сложностью на восемь лет. Так, сегодня в процессе производства используется оборудование ведущих мировых производителей фирмы – Sovema (Италия), MАC (США), Digatron и Kustan (Германия), BM (Австрия). При этом система управления качеством «Кайнар-АКБ» сертифицирована согласно стандарту ISO 9001:2000.

«Результат превысил все наши ожидания. Мы стали производителями конкурентоспособной продукции. Предметом нашей гордости являются популярные среди клиентов аккумуляторные батареи BARS GOLD, BARS SILVER, BARS», – перечисляет он.

Проверка на прочность

В результате проделанной работы «Кайнар-АКБ» предложил рынку новые современные аккумуляторы, появились новые клиенты, постепенно наращивалась денежная масса и росло количество филиалов не только по Казахстану, но в странах СНГ.

«Казалось бы, все должно было идти по накатанной, но тут постепенно подобрался второй кризис», – разводит руками замгендиректора.

Большое количество аккумуляторов скопилось на складах дилеров компании. Причиной стал «отпуск» рубля в свободное плавание в августе 2008 года. Данная мера привела к тому, что в Казахстан завозились и реализовывались батареи из соседней России и Украины по цене ниже рыночной.

«Наша продукция оказалась невостребованной, так как себестоимость батарей была на порядок выше их новой цены, даже с учетом транспортировки и других всевозможных издержек. Нам звонили дилеры с просьбой разрешить ситуацию», – вспоминает Толегенов.

Для того чтобы удержаться на рынке, компании пришлось идти на демпинг. «Мы вынуждены были снизить цену на аккумуляторы в ущерб себестоимости и всей ценовой политике производства. В итоге мы буквально за один день потеряли колоссальные суммы», – сетует он.

В кризис объемы компании упали в среднем в 4 раза. Чтобы удержаться на плаву, руководство вынуждено было сократить почти в 2 раза штат сотрудников.

«Но на тот момент нас уже признавал рынок, нас уважали банки. Наш кредитный портфель составлял около 2 млрд тенге, благодаря всему этому удалось удержать ситуацию под контролем и продолжать выпуск продукции до момента официального объявления главой Нацбанка Григорием Марченко о девальвации тенге, – рассказывает гендиректор Ажмагамбетов. – Это, в свою очередь, позволило выровнять стоимостную разницу с производителями России».

Как только наметилась тенденция на восстановление, увеличение производства, компания восстановила коллектив. На сегодня «Кайнар-АКБ» насчитывает штат из 750 человек. «Среди наших коллег есть люди, работающие со дня основания завода», – приводит статистику замгендиректора Толегенов.

Новая реальность

За 13 лет существования компания «Кайнар АКБ» выросла в объемах в десяки раз. Так, если в 1999 году ежегодно производилось около 300 единиц аккумуляторов, то сегодня завод насчитывает свыше 1,5 млн продукции, а план на ближайший год – выйти на объем в 3 млн.

Кроме того, за последний год «Кайнар-АКБ» освоил новый тип аккумуляторов – индустриальные аккумуляторы. Так, в мае компания официально начинает выпуск семафорных аккумуляторов для нужд АО «НК «Казахстан Темир Жолы». Предполагаемый объем поставки составит 10 тыс. единиц.

«Сегодня специфика аккумуляторных направлений достаточно широкая – есть индустриальное значение, когда мы производим аккумуляторы для автомобилей – легковые, грузовые, сельхозтехника, бронетанковая техника, но есть и резервная группа питания. К нам с предложением иностранного парт­нерства вышло посольство Франции. Их интересуют аккумуляторы резервного питания для солнечных батарей и ветряных конструкций», – делится планами Ажмагамбетов.

 «У нас эта идея висела в воздухе еще с 2000-х годов. Но тогда не было средств и необходимого оборудования. Теперь же мы намерены поставить такое производство на поток. Вслед за КТЖ нашими клиентами могут стать такие компании, как «Казахтелеком», KEGOС, «Казпочта», «Казмунайгаз», и другие», – резюмирует заместитель генерального директора.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить