Как молодой казахстанец выпускает одежду из переработанного пластика

Проект обеспечивает работой женщин из социально уязвимых слоев населения

Бексултан Уразбеков
ФОТО: © Андрей Лунин
Бексултан Уразбеков

Основатель экобренда Pieper Бексултан Уразбеков – участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 до 30». Мы встречаемся с 21-летним предпринимателем возле одного из модных бутиков в алматинском Esentai Mall. Там продается одежда под маркой Pieper, однако как раз сегодня, сообщает Бексултан, он попросил… убрать оттуда его старую коллекцию. «Благодаря тому что я попал в ваш рейтинг и начал активно общаться с опытными бизнесменами и производителями, понял, что первая коллекция далека от идеала. Мне удалось привлечь инвестиции для развития бизнеса, и уже предстоящей весной мы будем производить более стильный и качественный продукт и в гораздо больших объемах», – довольно рассказывает он, демонстрируя с десяток образцов ткани.

Pieper существует немногим больше года. Тем не менее его уже рекламировали известные блогеры, а издатель казахстанского Forbes Арманжан Байтасов даже устроил на своей странице в Instagram розыгрыш экошоппера этого бренда. Pieper – это не только шопперы, но и футболки, свитшоты, наклейки, плюс с недавних пор украшения и аксессуары. При этом изготавливаются они исключительно из переработанного пластика, а проект обеспечивает работой женщин из социально уязвимых слоев населения. «Полученные инвестиции – хорошая сумма для нас. Это как минимум тысяча новых изделий, которые мы создадим», – обещает Бексултан.

Провинциальный хакер

Бексултан родился в Ташкенте в семье инженера и бухгалтера. Старший из трех сыновей, первые 10 лет жизни он провел в Узбекистане – до того момента, пока отца с руководящей должности в железнодорожной компании не пригласили на работу в Степногорский горно-химический комбинат в Казахстане. Адаптация на новом месте была непростой, но деваться было некуда, рассказывает собеседник. Ближе к окончанию учебы в местной школе он решил, что хочет связать свою жизнь с программированием.

«Под влиянием знаменитого фильма Дэвида Финчера «Социальная сеть» я разработал сайт разного рода «голосовалок» для ровесников. Но вскоре понял, что от какого-то местного парня это выглядит скучно и малопривлекательно. Тогда я схитрил – сделал фейковую форму входа в «ВКонтакте». Люди стали заходить на сайт, а мне приходили их персональные данные – логин и пароль. Взламывал и чувствовал себя крутым хакером», – немного смущенно усмехается Бексултан. В 11-м классе его тетя, окончившая алматинский Международный университет информационных технологий (МУИТ), посоветовала ему поступать в свою альма-матер. Так он и сделал. В 2018 году поступил в МУИТ на специальность «информационные системы».

Первая коллекция

Из-за того, что на грант пройти не удалось, постоянно приходилось думать, как бы заработать и помочь родителям. По этим соображениям Бексултан записался в отделение Enactus Kazakhstan при МУИТе. (Enactus – всемирное бизнес-движение, в рамках которого бизнесмены-менторы обучают молодых людей предпринимательству в 37 странах мира.) «Помню, на первом курсе я еще делал упор на учебу, все-таки важно было закрепиться. Но затем стал все больше погружаться в деятельность Enactus. Параллельно участвовал в IT-хакатонах. Постоянно слышал, как то Beeline, то Raimbek Bottlers, то другие крупные компании профинансировали стартапы через Enactus. Это мотивировало», – рассказывает собеседник.

Pieper появился именно в рамках Enactus Kazakhstan в 2018 году. Бексултан признается, что изначальный замысел не был устремлен в современные тренды устойчивого развития и экологизации. «Просто я заметил успех проектов «Тазалык» и GlucoMed, о которых, кстати, написал казахстанский Forbes. Это проекты, выросшие из Enactus: первый – экологический, второй – социально-медицинский. Потому и подумал, что надо бы совместить эко и социалку», – объясняет предприниматель.

В 2019 году вышла дебютная коллекция Pieper – одежда из переработанного пластика. Для пошива были наняты женщины из социально уязвимых слоев населения. На все, утверждает Бексултан, ушло всего 250 тыс. тенге. Сама коллекция включала около 40 вещей – футболки, свитшоты, шопперы.

«Перед этим порылся в интернете и понял, что на территории СНГ, ни в Казахстане, ни в России, ткани из переработанного пластика не производят и не продают. Нашел только в Китае – на платформе Alibaba, где есть все. Тогда мы даже образцы не стали закупать, чтобы посмотреть, пощупать, подойдет или нет. Просто ткнули и купили 40 метров. На 40 изделий. Дизайн придумывали тоже сами, акцент решили сделать на природе. Важна была четкая репрезентация идеологии бренда – человек должен не зацикливаться на себе, а думать о природе, о братьях наших меньших. Одежда Pieper это подчеркивала», – рассказывает Бексултан.

В 2019 году Бексултан покинул Enactus. Его Pieper как раз только что дошел до полуфинала конкурса на лучший проект, связанный с экологией. «Менторы мне говорили: главное – не бросай, доделай нормально свой проект», – вспоминает собеседник. Уходя, он уже имел на руках готовую дебютную коллекцию в количестве 40 штук. Деньги были вложены, оставалось продать пошитое.

«Сначала нашли одну модель – просто на улице. Потом пригласили еще одну – из Qazaq Republic. Отсняли и выложили на нашей странице в Instagram», – рассказывает Бексултан. После этого он обратился через Instagram к известному блогеру Эльдане Сатыбалдиевой (Eldana FourEyes, более 900 тыс. подписчиков) с просьбой поддержать проект. Та почти сразу загорелась идеей Pieper. «Она только вернулась из Бишкека, пригласила нас домой. Мы были в шоке, – с улыбкой вспоминает Бексултан. – Принесли ей продукцию, три базовых изделия – свитшот, футболку и шоппер. В крафтовой бумаге, чтобы выглядело стильно и экологично. Она в тот же день сделала сторис, после чего на нас буквально обрушился шквал запросов от потенциальных покупателей, звонили СМИ».

Бексултан с небольшой командой из двух человек продавали имевшееся. «Нас звали на разные ярмарки: Almaty Pop Up Store, на площадки Mega и Esentai Mall», – говорит он. По словам собеседника, им удалось не только вернуть потраченные 250 тыс. тенге, но и удвоить их. Планы и амбиции были грандиозные, однако затем случился 2020 год, пандемия и локдаун. «Я уехал в Шамалган (село в Алматинской области. – Прим. ред.). Жил там у родственников, чтобы не тратить деньги на аренду квартиры в Алматы. Из-за пандемии не было занятий в университете, все будто остановилось», – вспоминает Бексултан.

Точное попадание

Однако у бренда в социальных сетях уже сформировалась определенная аудитория, и Бексултан всячески старался изображать активность, чтобы показать, что Pieper не умер: проводил прямые эфиры, участвовал в онлайн-экофорумах. «Я хотел закрепить наше положение в экоиндустрии. Повысить узнаваемость. В то же время мечтал найти инвестора, чтобы выпустить новую коллекцию», – говорит предприниматель.

ФОТО: © Андрей Лунин

В 2021-м Бексултан попал в рейтинг «30 до 30», что, по его словам, было очень вовремя и помогло бренду. «Когда в 2020 году я писал всем знаменитостям, бизнесменам, потенциальным инвесторам – ни одного ответа не было. Сейчас, когда указываю, что я парень из рейтинга Forbes, люди совершенно по-другому реагируют», – улыбается собеседник. К примеру, ему удалось познакомиться с известным предпринимателем, основателем бренда одежды Mimioriki Инной Апенко. Она рассказала, как устроено ее производство, какие тонкости нужно учитывать. Также Бексултан познакомился с другим участником рейтинга «30 до 30» Улугбеком Шариповым, основателем бренда одежды Shoqan. «Обмен опытом, мотивация, новые эмоции», – описывает он минувший год.

В 2021 году предприниматель начал производство украшений и аксессуаров из переработанного пластика. Для этого, рассказывает Бексултан, он нашел ювелира из Ассоциации ремесленников Казахстана и договорился, что будет поставлять готовую фурнитуру и другие расходные материалы, а она будет делать украшения и получать процент с продаж. Одним из лиц коллекции украшений от Pieper стала еще одна участница рейтинга «30 до 30» – прославленная шахматистка и посол доброй воли ЮНИСЕФ Динара Садуакасова.

Но еще более важное, считает Бексултан, случилось позднее. К концу прошлого года им наконец удалось привлечь инвестиции. «Как это было? Я просто зашел в подписки к Улугбеку Шарипову и начал писать всем бизнесменам, которые там были. Некоторые отвечали, что им интересно, другие проявляли вежливый интерес, кто-то не ответил. Наиболее конкретно ответил бизнесмен Амир Давлетов, основатель бренда правильного питания Eat and Fit», – рассказывает собеседник. После переписки они решили встретиться, и, недолго думая, Бексултан полетел в столицу. Как оказалось, Давлетов хотел просто поработать в коллаборации, например, отдавать объем пластиковой тары, которая у него появлялась. В то же время он решил поддержать Pieper и позвонил своему знакомому Арсену Иргибаеву, CEO JAS Ventures. «Мы сразу встретились, бизнес-план и презентация у меня были наготове (участие в Enactus в этом плане сильно помогло). После нам одобрили инвестиции», – говорит Бексултан. Точный объем инвестиций он раскрывать не может, но сумма колеблется в районе 4–6 млн тенге. За это венчурный фонд, по словам собеседника, получит небольшую долю в Pieper.

Привлеченные деньги предприниматель направляет прежде всего на создание новых изделий. «Во-первых, если честно, сегодня мне стыдно за первую коллекцию, – признается он. – Смотрю уже как человек, который набрался опыта, познакомился с людьми из индустрии, с дизайнерами и производителями. Поэтому новая коллекция будет абсолютно другой. Кроме того, мы уже договорились с китайской компанией Wujiang Goldenchannel Textile, они работают по высоким стандартам Global Recycled Standart. Вместе с ними находимся в поиске идеального варианта ткани – чтобы тактильно была приятнее. К примеру, добавили 22% спандекса. Важно также максимально расширить ассортимент: не только футболки, но и, скажем, одежда для плавания, те же ювелирные изделия». Кроме того, часть средств пойдет на маркетинг и на урегулирование юридических вопросов (торговая марка, сертификат соответствия, патент). Как уже говорилось, новая коллекция из 1000 единиц различной продукции выйдет весной.

Больше чем мода

В чем суть производства и почему оно вообще «эко»? Чтобы изготовить один метр ткани из пластика, поясняет Бексултан, нужно в среднем шесть использованных пластиковых бутылок. Бутылки очищают, разрезают, гранулируют и нагревают до определенной температуры. Затем их переплавляют в волокна, похожие на нить.

«Можно добавить хлопок или спандекс. Именно так мы и сделаем для новой коллекции. Носится комфортно и визуально выглядит так, что не отличишь от обычного материала. А главное – пластик перерабатывается, снова используется, а не просто разлагается», – рассказывает предприниматель.

Украшения делаются по несколько иному принципу: пластиковые бутылки дробятся и попадают под горячий пресс, из-под которого выходят листы. «Из этих листов лазером мы вырезаем заготовки, затем ювелир создает из них украшения», – говорит Бексултан.

Превращение пластиковых отходов в новые изделия может помочь остановить перенасыщение окружающей среды мусором. Один из главных трендов сегодняшнего мира моды – так называемая устойчивая мода. Все больше мировых брендов идет в сторону использования переработанных материалов. В августе 2019 года на саммите G7 в Биаррице 32 компании, представляющие около 150 брендов, присоединились к «Модному пакту», цель которого – снизить экологически негативное влияние индустрии моды на окружающую среду. Инициаторами пакта выступили президент Франции Эмманюэль Макрон и Франсуа-Анри Пино, генеральный директор корпорации Kering (Gucci, Balenciaga, Saint Laurent, Alexander McQueen). Помимо Kering в этом списке H&M, Inditex, Chanel, Hermès International, Prada, Salvatore Ferragamo, Giorgio Armani, Burberry, Ralph Lauren, Adidas и Nike. Согласно пакту, компании-­участники обязуются перейти на возобновляемые источники энергии, использовать больше переработанных материалов, отказаться от одноразовой пластиковой упаковки и поддерживать инициативы по сохранению биоразнообразия до 2030 года.

По данным исследования Reuse, Renew, Recycle от РБК, сегодня ориентировочно $500 млрд составляют ежегодные потери индустрии моды, вызванные тем, что одежда не перерабатывается. Вероятно, с каждым годом темпы перехода к устойчивой моде, или эко-fashion, будут только усиливаться.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
38947 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить