Главная задача НПП РК - решать системные проблемы бизнеса

…а не подменять собой частнопрактикующих юристов, считает старший партнер компании «Саят Жолши и партнеры» Айдын Бикебаев

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» сегодня стала серьезной организацией, активно защищающей интересы бизнеса. Результаты ее работы впечатляют. Знаю это не понаслышке. Вместе с тем в последнее время появился уклон в сторону решения локальных проблем бизнеса адвокатскими мерами и, боюсь, что это отвлекает «Атамекен» от устранения причин, порождающих негативные последствия, системными методами. Вот один из примеров, который, мне кажется, свидетельствует об этом.

В прошлом году по приглашению Рахима Ошакбаева (заместитель председателя правления НПП. - F) я оказался на заседании Совета по защите прав предпринимателей при НПП, на котором было установлено, что в нарушение законодательства государственное ТОО «Алматыжарнама»:

1) оказывает рекламные услуги, то есть конкурирует с частным бизнесом;
2) контролирует всех своих конкурентов путем участия в согласовании их рекламы, то есть результатов их работы;
3) осуществляет контрольно-надзорные функции акимата по мониторингу размещения рекламной продукции по всему городу.

На заседании присутствовали представители профильных госорганов. Казалось бы, история завершена, все аплодируют и благодарят за помощь. Я, как и все, был впечатлен великолепной работой. Однако на днях в новостях читаю, что Нацпалата в июле обратилась в антимонопольный орган с жалобой на ТОО «Алматыжарнама» с прежними обвинениями. Выходит, госорганы просто проигнорировали выводы НПП.

Подача жалобы в защиту частного бизнеса – это хорошо, но это слишком пассивная модель поведения для мощной структуры с миллиардным бюджетом и полномочиями. Черкнуть хорошую жалобу за небольшую плату и ожидать решения может любой адвокат. Мы же вправе ожидать от «Атамекена» более эффективных действий.

Главное предназначение Нацпалаты - решать не локальные вопросы, подменяя собой частнопрактикующих юристов, а системные проблемы бизнеса, устраняя их причины. Для этого у неё есть реальные механизмы, в том числе полномочия по обязательной экспертизе проектов нормативных актов, затрагивающих интересы частного бизнеса. В данном случае именно этот рычаг «Атамекен» использует не на полную мощность.

Минувшей зимой как раз была такая возможность, поскольку именно тогда НПП почему-то с легкостью необыкновенной согласовал проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам ограничения участия государства в предпринимательской деятельности», который в итоге был принят 22 апреля 2015. Именно принципиальная позиция по этому закону системно решила бы все подобные проблемы.

Напомню, о чем речь. Поправки в закон гласят:

1. Однозначно запрещается лишь создание госкомпаний, относящихся к категории субъектов малого предпринимательства. Сомневаюсь, что компания, контролирующая рекламный рынок крупного мегаполиса, является малым бизнесом. В отношении же создания субъектов среднего и крупного предпринимательства антимонопольный орган вправе отказать, если такое создание ведет к ограничению конкуренции. Согласно методикам анализа рынка, создание новой компании, хотя бы и государственной, считается проконкурентным обстоятельством. Поэтому прямых оснований для запрета создания подобных госкомпаний в законе нет.

2. Антимонопольный орган по итогам ежегодно проводимых анализов рынков направляет в правительство перечень компаний, подлежащих передаче в конкурентную среду. Правительство же принимает эту информацию к сведению и вправе отдать часть из них на приватизацию. Но, как видите, ни у антимонопольного органа, ни у правительства нет полномочий прекратить деятельность уже существующих госкомпаний. Поэтому большинство из них могут спокойно продолжать работу: вряд ли антимонопольный орган в ближайшую пятилетку проведет анализ всех рынков, а правительство согласится отдать все госкомпании, работающие на конкурентных рынках, на приватизацию.

В настоящее время в рамках реализации Нацплана «100 конкретных шагов» снова готовятся поправки в законодательство о конкуренции, и я верю, что на этот раз «Атамекен» займет жесткую позицию по введению реальных правил «Yellow Pages» для бизнеса. Иначе никакого кардинального сокращения госучастия в предпринимательской деятельности не произойдет. Если Нацпалата решит этот принципиальный для бизнеса вопрос, это будет настоящим подвигом.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


Старший партнер "Саят Жолши и партнеры"

 

Статистика

7240
просмотров
 
 
Загрузка...