Как казахстанец создал приложение, позволяющее бизнесменам за несколько минут запустить свой интернет-магазин

А также программу для виртуальных свиданий вслепую

Бакытжан Дос - основатель стартапа Adapt
ФОТО: © Андрей Лунин
Бакытжан Дос - основатель стартапа Adapt

В школьные годы 28-летний Бакытжан Дос, основатель стартапа Adapt – приложения, позволяющего малому бизнесу буквально за несколько минут запустить свой интернет-магазин, не думал, что его профессиональная карьера будет как-то связана с программированием. Уроженец Баянаула воспитывался в семье бабушки и дедушки, а в пятом классе переехал в Караганду, где обосновалась мама.

С ранних лет пристрастившемуся к чтению школьнику хорошо давалась учеба практически по всем дисциплинам, но любимой была физика. Бакытжан успешно выступал на областных и республиканских олимпиадах, интересовался ядерной физикой, с восьмого класса мечтал поступить в Московский физико-технический институт и посвятить себя науке. Способный юноша с отличием окончил школу, но в Москву не поехал. «Физтех – это своего рода Хогвартс, получить приглашение в который дано не каждому. Моих достижений для этого не хватило, хотя были приглашения из технических вузов Томска, Караганды. Но к тому времени я сам все чаще задумывался о выборе профессии, которая в перспективе оплачивалась бы лучше, чем наука. Мы с мамой жили очень скромно, я с седьмого класса начал подрабатывать – сдавал металлолом, работал в ремонтных бригадах, занимался сетевым маркетингом и, планируя будущее, понял, что нужно трезво смотреть на жизнь», – вспоминает Бакытжан.

Программирование и жизнь

Поступив в 2012 году в Казахстанско-Британский технический университет на специальность «информационные системы», юноша на первом же курсе начал искать работу. Хорошее знание английского языка и математическая подготовка позволили устроиться в банк HSBC. Совмещать работу с учебой было нелегко, к тому же Бакытжан никогда не занимался программированием, в отличие от однокашников, за плечами которых уже было участие в предметных олимпиадах. Зато он учился усерднее, чем однокурсники, и это принесло свои плоды: первый курс окончил с самым высоким GPA на факультете.

Однако на втором курсе Бакытжан понял, что работа в корпоративном секторе не то, чем ему хотелось бы заниматься всю жизнь. Проанализировав свои сильные и слабые стороны, пришел к выводу, что в его характере с детства заложена предпринимательская жилка, и решил начать собственный бизнес, связанный с программированием. «В моем окружении были суперсильные программисты, но спортивное программирование, в котором были хороши эти ребята, мало применимо в реальной жизни. Я предложил своим товарищам развиваться в разработке ПО для бизнеса. Из 12 человек согласились трое», – рассказывает собеседник.

Бакытжан уволился с работы. Его сбережений хватило на то, чтобы снять офис на условиях субаренды: днем в помещении проходили занятия танцами, а по вечерам команда молодых программистов, со временем выросшая до шести человек, изучала фреймворки. Сбережения закончились через несколько месяцев, и студенты приняли решение открыть студию веб-разработки. «В 2013–2014 годах мы зарегистрировали свою компанию. Действовали методами партизанского маркетинга: разносили конверты с визитками по бизнес-центрам, с помощью трафаретов наносили рекламу на асфальт краской из баллончика. Первые клиенты пришли именно по таким каналам, и первый миллион тенге мы заработали с этой деятельности. Опыт предпринимателя и управленца я нарабатывал методом проб и ошибок», – говорит Дос.

В 2016 году Бакытжан с товарищами создали стартап Blindime – приложение для виртуальных свиданий вслепую, где парню и девушке отводилось на первую виртуальную встречу 90 секунд. Заинтересовавшие друг друга за это время переходили в личный чат, а если совпадения не случалось, виртуальный диалог завершался без возможности увидеть друг друга еще раз. Приложение продержалось в топ-5 AppStore на протяжении пяти-семи недель, сервисом пользовались 210 тыс. подписчиков из разных стран, главным образом студенты. Признаки успеха были налицо, как, впрочем, и серьезные расходы, поскольку Blindime был завязан на дорогой видеостриминг. Основатели не очень хорошо представляли, как монетизировать проект, а поскольку венчур в тот период в Казахстане находился в зачаточном состоянии, попытки привлечь инвестиции не принесли успеха.

«Тот опыт многому научил. Я понял, что нужно приобрести фундаментальные знания. К тому же после окончания университета многие ребята, с которыми начинал работать, ушли – кто-то пошел в магистратуру, кого-то схантили Facebook и Google. Мы с новой командой зарегистрировали компанию Sprint Squads и решили сосредоточиться на enterprise-разработке, направленной на решение проблем бизнеса», – рассказывает Бакытжан. За четыре года команда наработала огромный опыт в этой сфере: разрабатывали ПО для банков, финтех-индустрии, сервиса каршеринга. И все же мысль вновь поработать над стартапом не отпускала молодого предпринимателя.

Не маркетплейсом единым

В мае 2021 года Бакытжан вместе с коллегой Ерболом Копжасаром ушли из Sprint Squads и решили играть по-крупному – создать продукт с прицелом на международный рынок. Опыт enterprise-разработки навел на мысль о том, что малый бизнес испытывает серьезные трудности с выходом в онлайн: по словам собеседника, 75% мирового ретейла все еще работает в традиционных каналах продаж, и особенно актуальна эта проблема для микро- и малого бизнеса. Помощником для предпринимателей, которые хотели бы продавать онлайн, но не знают, как открыть интернет-магазин, и не могут себе позволить дорогие решения, должен был стать Adapt.

«Сегодня актуальна модель headless commerce, которая предполагает разделение между хранением данных на сервере (back-end) и предоставлением их пользователю (front-end). Такая модель обеспечивает большую по сравнению с традиционной архитектурой e-commerce гибкость, омниканальность продаж. Предприниматели часто думают, что достаточно создать сайт, разместить на нем товары для продажи, привлечь рекламу – и успех гарантирован, но это не так. Примерно 96% пользователей закидывают товар в корзину, но не оформляют транзакции. Постоянно работать через маркетплейс тоже невыгодно, ведь в этом случае предприниматель работает не на себя, а на маркетплейс, хотя этот путь хорош в качестве точки приобретения клиента. Для себя мы поняли, что через пять лет малый бизнес будет получать заказы из разных каналов и наш Adapt поможет консолидировать заказы, систематизировать товарный учет и подключить множество полезных сервисов», – объясняет Бакытжан.

ФОТО: © Андрей Лунин

Запуск Adapt состоялся в декабре прошлого года, сегодня команда заканчивает публичное бета-тес­тирование. Поскольку представители малого бизнеса ведут работу в основном через мобильные устройства, продукт разработан в соответствии с концепцией mobile first. Еще один нюанс диктует приоритетный канал продаж, а именно Instagram: модель интернет-магазина, реализованная в Adapt, настроена специально для этой социальной сети.

«Может возникнуть вопрос, зачем малому бизнесу создавать свой интернет-магазин, если можно продавать товары через Instagram, как делают многие небольшие предприниматели? Дело в том, что без интернет-магазина невозможно торговать профессионально, а 95% функционала интернет-магазина – это не просто сайт, а система управления каталогом, заказом, интеграциями. Многим предпринимателям уже недостаточно просто загрузить на свою страницу фотографию и описание товара. Они хотят иметь в своем распоряжении более современный инструмент управления продажами, и наш продукт позволяет открыть интернет-магазин со всем back-end-функционалом. В этом его основная ценность», – объясняет Бакытжан.

Через Adapt предприниматель может за несколько минут создать интерфейс своего интернет-магазина, загрузить товарные позиции с товарной полки в социальной сети или через Excel, указать цену, категорию, наличие товара; здесь же можно принять заказ из разных источников. Оповещение о заказе приходит в виде push-уведомления. Можно передать заказ своим сотрудникам – службе доставки, курьерам, кассирам. Adapt интегрирован с платежными решениями и с маркетинговыми счетчиками – это позволяет отследить воронку продаж; в конце дня продавец может посмотреть аналитику, узнать, сколько человек заинтересовались тем или иным товаром, купили его, соответственно, какое количество аналогичного товара надо иметь в наличии на случай будущих покупок.

Заведя в приложении карточку клиента, продавец может устанавливать бонусы и индивидуальные скидки для лояльных покупателей. Сегодня все чаще ценятся не просто товары, а истории, и для малого бизнеса этот запрос особенно актуален. Если в интернете продается платье, покупатель хочет посмотреть, как оно выглядит на видео, оценить качество ткани и швов. Adapt закрывает и эти потребности. Как отмечает основатель, у продукта хорошие метрики – один мерчант в среднем проводит в Adapt больше часа в неделю.

Наличие у продавца не только странички в Instagram, но и интернет-магазина важно и для покупателя. Это позитивно влияет на имидж предпринимателя – не все покупатели доверяют бизнесу, ведущему продажи исключительно через социальные сети и WhatsApp.

Бизнесмену же интернет-магазин на базе Adapt помогает использовать более глубокий функционал, заложенный в Instagram. «Делать свою платформу e-commerce для семидюймого экрана – задача непростая, и Instagram использует платформы, подобные нашей, чтобы интегрироваться с малым бизнесом. Последнему, в свою очередь, есть смысл один раз привлечь клиента через соцсеть или маркетплейс, а затем перевести его в собственный канал продаж. При таком раскладе предприниматель получает в свои руки козырь в виде данных клиента, будет знать все о его предпочтениях и, ориентируясь на эти данные, сможет улучшить свой бизнес. После пандемии малый бизнес пострадал, потому что не готов был продавать онлайн, у него не было соответствующих технологий, и мы решаем эту проблему. Наша задача – помочь вырастить микро- и малый бизнес до среднего уровня, а к тому времени мы предоставим пользователям продукт с расширенным функционалом», – объясняет Бакытжан.

Эффект масштаба

У некоторых клиентов доля продаж через Adapt достигает 30–40%. Кафе и пекарни открывают свои магазины через приложение, пытаясь конвертировать клиентов, которые пришли с фудтех-агрегаторов, чтобы не платить последним достаточно высокую маржу с каждого заказа. Очень популярен Adapt среди предпринимателей, занимающихся реализацией женской одежды и овощей.

На сегодняшний день у приложения около 2500 зарегистрированных пользователей и 2000 активных пользователей в восьми странах, включая Кыргызстан, Украину, Молдову, Польшу, Чехию, Турцию. Продукт бесплатен для пользователей, предлагающих менее 30 товарных позиций; для остальных действует ежемесячная платная подписка, которая обходится в $7–190 в месяц в зависимости от количества товарных позиций, каналов продаж, интеграций.

В прошлом году проект получил $250 000 от американского венчурного фонда 500 Global, расположенного в Кремниевой долине, куда команда приехала представлять проект. Бакытжан считает, что поддержка международного парт­нера будет кстати, поскольку проект нацелен на глобальный рынок. «Любому стартапу важно делать бизнес и размещать головной офис в стране, где существует инфраструктура для роста, поэтому мы остановили выбор на Долине. Там есть богатая история венчурного фондирования, высококлассные эксперты, специалисты, которых не хватает в Казахстане», – поясняет собеседник.

Привлекать финансирование команда Adapt планирует по мере развития продукта. Компаниям, выросшим до нескольких торговых точек, будет доступна версия Adapt Pro – подписка с расширенным функционалом, бизнес-аналитикой, приложением для курьеров и кассиров.

В ближайших планах – доработать функционал обработки и фулфилмента заказов. В ближайшие полгода стартап планирует привлечь 500–1000 клиентов, регулярно оплачивающих чек, после чего будет готов к агрессивному масштабированию, прежде всего на рынки англоговорящих стран. Несмотря на то что основатели проекта пока не запускают масштабную рекламную кампанию, у Adapt уже есть пользователи в Индии, Зимбабве, Уганде, где широко распространен английский язык и развита культура мобильных платежей, несколько клиентов появилось даже на таком конкурентном рынке, как США. Цель в перспективе пяти лет – обеспечить доступом к сервису по созданию профессионального интернет-магазина 1 млн пользователей из числа работников малого бизнеса.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
33127 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Naimi.kz: Казахстанцы не хотят работать Смотреть на Youtube