Акиматы не спешат публиковать проекты бюджета - неправительственные организации

1519

Руководитель общественного фонда Zertteu Recearch Institute Шолпан Айтенова поделилась мыслями по поводу усиления прозрачности трат бюджетных средств, передает корреспондент МИА «Казинформ».

«В мировой практике есть такое понятие, как гражданский бюджет. Это простая версия бюджета, переложенная на доступный для людей язык. И с 2011 года мы лоббировали, чтобы в Казахстане это понятие появилось. С 2018 года в Бюджетном кодексе законодательно закреплено это понятие. И теперь все министерства, все акиматы обязаны публиковать гражданский бюджет, чтобы он был понятен каждому налогоплательщику в Казахстане. Как мы можем участвовать в бюджете? Мы можем выявлять слабые стороны, можем выявлять какие-то «нарывы» и предлагать какие-то решения. Но для этого нужно разбираться в бюджете. Мы проводим такую программу, которая называется Open Budget. Мы собираем молодых журналистов, гражданских активистов, исследователей и учим тому, как формируется бюджет, на что он расходуется, как его можно исследовать. И они проводят собственные исследования», - заявила спикер на VIII Гражданском форуме.

В качестве примера она привела исследование механизма социальной помощи многодетным детям.

«Например, у нас Майя - журналист из Павлодара. Она исследовала в этом году новый механизм адресно-социальной помощи многодетным семьям. Обнаружила, что если у многодетных семей есть один ребёнок-инвалид и он получает пособие по инвалидности, то это пособие входит в совокупный доход, из которого исчисляется, будет получать семья это пособие или не будет. Это адресно-социальная помощь. И сейчас наша рекомендация Министерству труда и социальной защиты - убрать это пособие из совокупного дохода. И тогда больше многодетных семей, в которых есть дети-инвалиды, могут рассчитывать на эту адресно-социальную помощь», - отметила Ш. Айтенова.

Другой пример, приведенный спикером, - слабая информированность молодых людей касательно возможности получения помощи от Центра занятости до устройства на работу.

«Второй очень хороший пример - Максут из Астаны. Он исследовал программу «Молодёжная практика». Есть такая программа, по которой молодые, безработные выпускники вузов могут временно получать зарплату из Центра занятости и набираться опыта в компаниях. Но, к сожалению, этой информации очень мало на сайте самого Центра занятости. Задача состоит в том, чтобы расширить этот доступ, чтобы максимально большое количество и потенциальных работодателей, и молодых выпускников имело доступ к этой программе», - объяснила Ш. Айтенова.

Таким же образом фонд исследовал и бюджет, выделяемый футбольным клубам страны.

«У меня есть коллега Куаныш, который исследовал футбол. Из бюджета за последние 5 лет было выделено более 100 млрд тенге на финансирование футбольных клубов, наших с вами налогов. Почему бы тогда не направить эти деньги на развитие инфраструктуры детского футбола, массового спорта? Как это сделали, например, в Исландии, они вошли в 30-ку футбольных лидеров», - подчеркнула руководитель общественного фонда.

В завершении она особо отметила важность участия гражданского общества в процессе мониторинга трат бюджетных средств.

«Этот бюджет такой же, как бюджет семьи, только очень большой семьи, которая называется Казахстан. Что можем делать мы с вами, чтобы нести ответственность за этот бюджет? Например, на данный момент, в ноябре, формируются проекты бюджетов на 2019 год. И проект республиканского бюджета уже есть на сайте Минфина. Он уже обсуждается в Парламенте. К сожалению, наши акиматы не спешат публиковать проекты бюджета. И какой бюджет будет вашего города, вашего села вы узнаете только в январе, когда его утвердят. Но что нам мешает требовать этой прозрачности? Прозрачность не формируется сама по себе, она формируется только под общественным давлением, при нашем участии, при наших запросах», - заключила Ш. Айтенова.

 

 

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить