Нефтепровод КТК для Казахстана выгоден, несмотря на проблемы с финансированием, считают эксперты

None

Несмотря на проблемы с финансированием, Казахстан будет по-прежнему поддерживать проект расширения системы Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), поскольку он выгоден и интересен, заявил агентству КазТАГ казахстанский политолог, директор «Группы оценки рисков» Досым Сатпаев, комментируя появившееся в российской газете «Ведомости» сообщение о возможном привлечении КТК кредита в $1,5-2 млрд для финансирования расширения трубы.

Проблемы возникли после того, как российский госбанк ВТБ отказался самостоятельно кредитовать проект расширения КТК. Однако, по мнению Д.Сатпаева, главное здесь - принципиальное решение акционеров по расширению трубы.

«Сам процесс принятия решения внутри консорциума проходил тяжело, поэтому какие-то финансовые проблемы на нынешнем этапе несущественны», - полагает политолог.

По его мнению, для Казахстана, который планирует активно расширять объемы добычи нефти, вопрос его экспорта первостепенен.

«По последним данным, к 2015 году Казахстан планирует добывать 83 млн тонн нефти в год. Но это уже более скромные планы по сравнению с теми, которые были еще 5-6 лет тому назад», - заметил Д.Сатпаев.

Напомним, в 2006 году на республиканском совещании по вопросам разработки среднесрочного плана развития РК на 2007-2009 годы вице-министр энергетики и минеральных ресурсов (в настоящее время министерство нефти и газа – КазТАГ) Болат Акчулаков сообщил, что к 2015 году Казахстан будет добывать 150 млн тонн нефти в год.

По словам политолога, после того как сроки освоения Кашагана в очередной раз перенесли, цифры добычи пересмотрели.

«Пришло, сказал бы так, отрезвление. Теперь планы по добыче нефти более-менее реальные, но даже их мы сможем с трудом осилить. Но даже эти 83 млн тонн нефти в год нуждаются в надежных маршрутах поставок нефти на экспорт», - пояснил Д.Сатпаев.

Наиболее оптимальным маршрутом экспорта нефти, считает политолог, является КТК.

«Даже при наличии нефтепровода в Китай (Атасу-Алашанькоу – КазТАГ), поставок нефти железнодорожным транспортом и возможного маршрута морем в морпорт Баку (Казахстанская каспийская система транспортировки включает строительство нефтепровода «Ескене-Курык» и создание Транскаспийской системы Курык-Баку - КазТАГ), КТК является приоритетным направлением. Через Новороссийск казахстанская нефть выходит на мировой рынок, сразу ко всем потребителям сразу. Это позволяет, если кого-то из потребителей не устраивает цена нефти, вести более мобильную торговлю. Недостаток китайской трубы как раз в том, что он выходит на одного потребителя», - подчеркнул Д.Сатпаев.

Политолог также остановился еще на одном преимуществе КТК.

«Маршрут обустроен, так как КТК работает уже много лет. Здесь очень низкие риски, что немаловажно, когда речь идет о таком высоколиквидном сырье, как нефть», - считает он.

«Поэтому, несмотря на разногласия внутри консорциума, споры по поводу тарифов, налогов, Казахстан так держится за этот проект. Вопрос финансирования проекта расширения трубы – еще одна небольшая проблема на фоне возможностей, которые получит Казахстан после расширения трубы», - резюмировал Д.Сатпаев.

Как сообщалось, согласно проекту расширения, к 2014 году мощность трубопровода КТК должна вырасти с сегодняшних 32 млн до 67 млн тонн нефти в год. При этом Казахстан планирует довести к намеченному сроку объем прокачки нефти через трубопровод до 52 млн тонн нефти в год.

Стоимость расширения КТК оценивается в $5,4 млрд. Гарантией финансирования и выхода проекта на уровень рентабельности станет соглашение «качай или плати», согласно которому акционеры - добывающие компании - берут на себя обязательства по загрузке расширенных мощностей трубопровода.

Основным источником финансирования расширения станут собственные средства КТК, образующиеся в результате накопления тарифной выручки в условиях действия принятых ранее акционерами решений о повышенном тарифе, снижении процентов по кредитам и полной приостановке выплаты задолженности.

КТК учрежден для строительства трубопровода и дальнейшего экспорта казахстанской нефти транзитом через территорию России. Консорциум владеет нефтепроводом Тенгиз-Новороссийск общей протяженностью 1580 км, который соединяет месторождения запада Казахстана с российским побережьем Черного моря. Объем отгрузки нефти на экспорт КТК в 2011 году снизился на 8,9% до 31,8 млн тонн.

Акционеры КТК: Россия (представленная «Транснефтью» – 24% и «КТК Компани» – 7%) – 31%; Казахстан (представлен «КазМунайГазом» – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company- 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте