На что потратили $780 млн: экскурсия по новому терминалу аэропорта Алматы

Ее для Forbes.kz провели президент аэропорта и руководители международных банков-кредиторов

Международный аэропорт Алматы
Фото: © Алмаз Толеке

Корреспондент Forbes.kz побывала в новом терминале аэропорта Алматы за несколько дней до его запуска.

Новый международный терминал аэропорта Алматы официально заработает уже 15 июня. Это на два месяца раньше планируемого срока запуска. TAV Airports торопился запустить объект до разгара летнего сезона, потому что именно в этот период резко увеличивается не только пассажиропоток, но и грузопоток, рассказывает президент Международного аэропорта Алматы Альп Эр Тунга Эрсой.

«В основном вся физическая инфраструктура будет завершена к середине июня. Если и останутся какие-то недоделки, то они не будут иметь прямого отношения к функционированию терминала, мы их планируем закончить до конца июля», — пояснил он.

Между тем уже с 1 июня планируется запускать по шесть рейсов в день в тестовом режиме.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Общая площадь нового здания составляет 54 тыс. кв м, прилегающая территория, включая вспомогательные помещения — 2 тыс. кв. м.

Новый терминал сможет принимать теперь до 14 млн пассажиров в год, подчеркивает Альп Эр Тунга Эрсой. По его словам, пропускная способность старого терминала была рассчитана на 3 млн человек в год. Однако по итогам 2023 года количество пассажиров, воспользовавшихся услугами алматинского аэропорта, превысило 9,5 млн, включая внутренние рейсы. Такая нагрузка создавала массу неудобств.

Фото: © Алмаз Толеке

Дизайн нового терминала в Алматы разрабатывала французская компания АDP (Aéroports de Paris), которая занимается строительством, обустройством и эксплуатацией систем аэропортов, в том числе аэропорта Шарля де Голля в Париже. «Это был концептуальный дизайн, ориентированный на национальный колорит, поэтому в интерьере мы используем цвета флага Казахстана», — отмечает Альп Эр Тунга Эрсой.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Зайдя в новый терминал, мы повернули налево и проследовали на траволаторе прямиком к стойкам регистрации. В новом терминале их 50.

«Изначальный дизайн предполагал открытие 40 стоек и 10 резервных, но, учитывая растущий пассажиропоток, мы приняли решение, что 50 стоек будут работать в полноценном режиме», — говорит Альп Эр Тунга Эрсой. За местными авиакомпаниями будут закреплены отдельные стойки.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Также здесь предусмотрены специальные стойки для самообслуживания и сдачи багажа drop-off.

«Граждане Казахстана, имеющие биометрический паспорт, смогут самостоятельно проходить регистрацию, что сократит им время», — добавляет г-н Эрсой.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Переходим в зону duty free. В новом терминале магазинами беспошлинной торговли будет управлять компания Atu. Это одна из крупнейших компаний, у которой сто магазинов по всему миру, продолжает рассказывать наш проводник.

«Мы рассчитываем, что там будут продаваться как международные, так и местные товары. Там же можно будет приобрести национальные сувениры», — уточняет он.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Рядом располагается небольшая закусочная Cakes& Bakes. «А это франшиза, занимающаяся кейтерингом, которую TAV Airports используют по всему миру», — поясняет президент аэропорта.

В здании будут располагаться несколько точек общепита разного формата — от вендинговых автоматов, заправленных едой, до кофеен и ресторанов известных брендов. В зависимости от бюджета и предпочтений, пассажиры смогут выбрать подходящее для себя решение, отмечает он.

«Что касается цен на продукты, то мы будем регулировать ситуацию, чтобы они не превышали 10-15% от городских цен», — заверил г-н Эрсой.

Также по периметру аэропорта будут установлены фонтанчики с бесплатной питьевой водой.

Фото: © Алмаз Толеке

В стерильной зоне будут располагаться еще несколько коммерческих объектов — когда мы были с экскурсией, там еще делали ремонт.

«Все объекты будут заполняться постепенно в течение двух месяцев, — объяснил Альп Эр Тунга Эрсой, — Также мы выставили на тендер три локации в аэропорту, было подано больше 10 заявок от местных компаний, сейчас производим отбор».

Фото: © Алмаз Толеке

Пройдя мимо недостроенных магазинов, мы оказались в зале ожидания, который, по словам руководителя аэропорта, предусмотрен как минимум на 3 тысячи человек.

Выше этажом будут располагаться VIP- и CIP-зоны, а также отдельный бизнес-лаунж Air Astana.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Здесь же открывается вид на взлетную полосу. Из широкого окна можно увидеть «рукава» для выходов на посадку.

«Мы построили семь телетрапов и семь автобусных шлюзов, — отмечает Эрсой-бей, — теперь одновременно сможем обслуживать 12 самолетов».

Наряду с этим для транзитных пассажиров было выведено шесть шлюзов — в старом терминале используется только один, обратил внимание он.

«Это важно для Air Astana, потому что компания планирует активно использовать аэропорт в качестве хаба», — уточнил Альп Эр Тунга Эрсой.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

В новом терминале отведены специальные места, где можно помолиться, рассказывает президент аэропорта. Комнаты матери и ребенка будут располагаться в нескольких локациях.

Кроме того, предусмотрено несколько зон для курильщиков. «Еще у нас есть туалет для животных», — говорит собеседник.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

На прилет будет работать 20 стоек погранконтроля и две электронные стойки, добавляет Альп Эр Тунга Эрсой.

Пройдя через будущую зону погранконтроля, мы увидели длинные багажные ленты. Их будет четыре, поясняет собеседник.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

По его словам, в новом терминале предусмотрена обработка до 6200 чемоданов в час.

«После прилёта первая сумка будет доставлена в терминал через 15 минут, последняя — через 40 минут», — уточняет он. Раньше это занимало гораздо дольше, так как старый терминал мог принимать до 1400 чемоданов в час.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Что касается парковки, то на территории нового терминала предполагается открыть восемь ворот на выезд и сделать их с разных сторон. Въезд и выезд с парковки будут разграничены, объясняет г-н Эрсой. По его мнению, это создаст более комфортные условия для прибывающих и уезжающих пассажиров.

«Через месяц откроется верхняя часть эстакады, которая будет соединять старый терминал для внутренних рейсов и международный, до конца июля все работы завершатся», — уверяет он.

Фото: © Алмаз Толеке

Количество парковочных мест увеличится до 1200. Стоимость парковки будет составлять 500 тенге в час.

Отдельно будет выделено место для парковки такси, в том числе для VIP-пассажиров. Количество аккредитованных компаний такси будет увеличено, добавляет Альп Эр Тунга Эрсой.

Также на прилёте будет установлена отдельная стойка для заказа такси. Она удобна особенно для иностранных граждан, которые еще не ориентируются в местных перевозчиках.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Следуя уже по направлению к выходу из аэропорта, мы столкнулись с охранниками.

Управлять безопасностью аэропорта будет компания, входящая в группу TAV Airports, сообщил Альп Эр Тунга Эрсой. Однако работать там будут резиденты Казахстана, тут же уточнил он.

Открытие нового терминала предполагает трудоустройство 3650 сотрудников, 99% из которых — это местные кадры, обозначил президент аэропорта.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Что касается вопроса сейсмоустойчивости здания, то новый терминал должен выдержать землетрясение силой до 10 баллов, отмечает Альп Эр Тунга Эрсой.

«На этот счет у нас были очень жёсткие стандарты, которые мы согласовывали с государственными структурами», — подчеркнул он.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Меня интересует вопрос, насколько увеличится стоимость сборов с авиакомпаний.

«Повышение тарифа на наши услуги не происходит моментально, поскольку это переговорный процесс, который начинается минимум за полгода. В ходе переговоров мы останавливаемся в прайсе где-то посредине между нашими ценами и пожеланиями авиакомпании», — поясняет Эрсой.

При обслуживании нового терминала сборы аэропорта будут больше на 15%, чем в старом, уточнил собеседник.

undefined
Фото: © Алмаз Толеке

Новый терминал обошёлся инвесторам и собственникам в $780 млн. Бюджет включал долговое, акционерное финансирование и финансирование операционных расходов.

Для запуска этого проекта Европейский банк реконструкции и развития предоставил долгосрочный кредит в размере $150 млн, а Международная финансовая корпорация (IFC) выдала заем на сумму $222 млн.

Кроме того ЕБРР и IFC привлекли параллельные кредиты от Евразийского банка развития (ЕАБР) и Deutsche Investitions (DEG) на сумму $39 млн c каждого, в результате чего общий пакет долгового финансирования составил $450 млн. Оставшаяся часть расходов легла на холдинг TAV Airports.

А вот из государственного бюджета на строительство нового терминала не было потрачено ни одного тенге, подчеркивает Эрсой-бей.

Альп Эр Тунга Эрсой, президент Международного аэропорта Алматы
Фото: © Алмаз Толеке

«Старый аэропорт работал за пределами своих проектных мощностей с 2007 года, поэтому Алматы нуждался в полноценном международном терминале», — комментирует и. о. управляющего директора ЕБРР по Центральной Азии Хусейн Озхан. По его словам, чтобы избежать подобной ситуации в будущем, участники проекта подготовили мастер-план, в котором просчитали краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи. Согласно плану, если новый терминал тоже будет перегружен, его можно будет расширить.

Хусейн Озхан, и. о. главы ЕБРР по Центральной Азии
Фото: © Алмаз Толеке

«Как только мы поймем, что грузопоток или пассажиропоток достигнет пределов, мы начнем работать над увеличением мощностей, и такой проблемы, как было со старым терминалом, не будет», — пояснил Хусейн Озхан.

Он подчеркнул, что для него, как для инвестиционного банкира с 15-летним стажем, важно видеть результаты, и сейчас он полностью удовлетворен.

«Этот проект был подготовлен прямо в разгар ковида, в то время ни один коммерческий банк не брал на себя риска финансировать аэропортовскую индустрию. А мы поверили в TAV и не ошиблись. Даже январские события не повлияли на ход строительства», — заверил Хусейн Озхан.

При этом глава IFC по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану Зафар Хашимов обратил внимание, что в результате реализации этого проекта в Алматы появился новый терминал, который станет первым зданием в Центральной Азии, сертифицированным по программе ресурсоэффективности EDGE (Excellence in Design for Greater Efficiencies) от IFC. Это означает, что здание будет более энергоэффективным, производить меньше отходов и выделять меньше парниковых газов.

undefined
Зафар Хашимов, глава IFC по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану
Фото: © Алмаз Толеке

«Был использован опыт TAV Airports в строительстве экологичных терминалов в соответствии с современными экологическими требованиями к зданиям и ресурсоэффективности, включая применение высококачественных изоляционных материалов по рекомендациям Международной организации гражданской авиации (ICAO)», — рассказал он.

Фото: © Алмаз Толеке

В конце встречи Хусейн Озхан и Зафар Хашимов подчеркнули, что данный проект — это крупнейшая частная инвестиция в авиасектор Центральной Азии.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте