В Forbes Club отметили 30-летие съёмок фильма «Игла»

18050

Впервые казахстанские бизнесмены увидели ленту в цифровом качестве

Очередное заседание Forbes Club прошло в четверг, 9 февраля, в необычном формате. Участникам клуба предложили провести часть вечера в кинотеатре Cinemax, что в алматинском ТРЦ Dostyk Plaza. Там проходил закрытый показ культовой ленты «Игла». Показать эту картину на большом экране своим друзьям, коллегам и партнерам давно мечтал издатель Forbes Kazakhstan Арманжан Байтасов. Зачем? Бизнесмен говорит, с одной стороны это – ностальгия.

- Хочется как на машине времени вернуться в те годы, когда я был 17-летним пацаном, - поделился Арманжан Байтасов. – Увидеть снова обитые дерматином жуткие двери, старые улицы Алма-Аты, вечно живого в нашей памяти Виктора Цоя. Впрочем, это не только ностальгия. Фильм «Игла» знаковый. Его талантливые авторы – режиссер Рашид Нугманов и сценаристы Александр Баранов с Бахытом Килибаевым - опередили время, встав на гребне «новой волны». Само создание фильма фантастическое: при невероятном стечении обстоятельств пересеклись пути очень многих талантливых людей.

Арманжан Байтасов.
Фото: Андрей Лунин
Арманжан Байтасов.

Мы только готовились к проведению Forbes Club, а я уже стал получать большую обратную связь от друзей и партнеров. Многим очень хотелось попасть на просмотр.

Перед началом показа не нуждающуюся в представлениях ленту презентовали ее режиссер Рашид Нугманов исполнитель одной из ролей – математик Архимед Искаков.

- Я рад представить картину, которую еще никто не видел. Вы –первые зрители, которые увидят ее в отреставрированном цифровом виде, - обратился режиссер к членам Forbes Club. - Я взял на себя такую задачу, потому что был недоволен качеством всех предыдущих копий, которые все эти годы ходили на DVD и по интернету. Я сделал максимально возможное качество. Хотя вы должны понимать, что фильм был снят на пленке «Свема», картинка очень зернистая. Но, мне кажется, в этом есть определенный шарм.

Архимед Искаков.
Фото: Андрей Лунин
Архимед Искаков.

Рашид Нугманов рассказал, что фильм снимался 30 лет назад, в 1987, в том числе, в Алма-Ате. Тогда, по словам режиссера, общество начинало думать по-другому, люди стали пытаться что-то менять в своей жизни и вокруг себя – кто в искусстве, кто в бизнесе, кто в политике. И потом, наконец, наступило время, о котором многие мечтали – независимость.

- В этом фильме снимались непрофессиональные актеры, такие, как Архимед Искаков, - продолжал режиссер. - И Виктор Цой – мой друг, с которым я много лет уже дружил к тому времени, еще со времен его «Кочегарки». Петя Мамонов впервые снимался. И Саша Баширов был одним из моих ведущих актеров, которого я открыл во ВГИКе. Мы эту картину не делали, мы просто ее проживали. Когда фильм был впервые показан на фестивале «Золотой Дюк» в Одессе и у меня в интервью спросили, какой у картины жанр, меня осенило: я никогда об этом не думал! И я сказал: это - документальное кино о том, как я, Виктор Цой, Петя Мамонов и остальные друзья играют в кино по заданному сценарию.

Рашид Нугманов.
Фото: Андрей Лунин
Рашид Нугманов.

А потом погас свет, заработал проектор, и Цой запел: «Белый снег, серый лёд на растрескавшейся земле…»

Кто-то из присутствующих в зале не видел историю Моро и Дины с 1988 – с тех пор, как фильм вышел на советские экраны и собрал в прокате $10 млн. Кто-то, помоложе, вообще видел фильм впервые. Сколько раз смотрел свою картину сам режиссер, сложно представить. Но он говорит, что глядит на работу сейчас другими глазами, и спустя 30 лет после съемок замечает свои ошибки и видит то, чего раньше не видел.

- Я понял, что по интуиции работал над полифоническим кино, - поделился Рашид Нугманов с Forbes.kz. - Каждый кадр здесь взаимосвязан с другим, хоть и не всегда открыто. Я только сегодня увидел, как заиграла сцена, в которой Дина приносит тарелку плохого супа Моро, он ест спиной к нам, а рядом на стене выцарапанная надпись: «Моро». Это символ: пока Дина его ждала, она верила, что Моро ей поможет, и сделала эту надпись как символ надежды.

Вообще по моей системе, которой я учу и студентов, каждый предмет, каждая декорация, которая попадает в кадр, должна говорить о фильме, о героях, рассказывать свою историю. Таких скрытых символов мы закладывали много.

Хочет ли Рашид Нугманов снять еще один фильм? Говорит, конечно, хочет. Но относит себя к разряду тех режиссеров, которые к режиссуре относятся не как к профессии, а как к жизни.

- Для меня неважно, снимаю ли я каждый год по картине или одну картину раз в 30 лет. Я всегда занимаюсь тем, что мне нравится и, самое главное, когда я чувствую, что кроме меня никто этого не сделает, - заверил режиссер.

Серик Тульбасов, Рашид Нугманов, Арманжан Байтасов, Акан Сатаев, Эрнар Курмашев.
Фото: Андрей Лунин
Серик Тульбасов, Рашид Нугманов, Арманжан Байтасов, Акан Сатаев, Эрнар Курмашев.

Кстати, совместно с Арманжаном Байтасовым Рашид Нугманов основал Академию кинематографических искусств и наук.

- Когда Рашид Нугманов пришел с идеей создания киноакадемии, мне она сразу понравилась, - признался г-н Байтасов. - Я считаю, что в Казахстане киноиндустрия развивается активно; у нас много хороших режиссеров и продюсеров; появились актеры, которых уже можно расценивать как звезд. Потому создание академии было продиктовано временем. Когда ко мне обратились, я посчитал нужным помочь.

Одна из главных функций организации – это защита цеховых интересов кинодеятелей. Вторая цель – развитие и укрепление престижа отечественной кинопремии «Тулпар», которая была заявлена в прошлом году.

- Кино – серьезный бизнес. А наша страна растет, увеличивается население, и наш кинорынок уже представляет интерес как для внешних игроков, так и для внутренних. И нам пора расставлять приоритеты, - подчеркнул Арманжан Байтасов.

Болат Абилов и Акан Сатаев.
Фото: Андрей Лунин
Болат Абилов и Акан Сатаев.

В заседании Forbes Club также принял участие известный режиссер Акан Сатаев. Присутствующим на заседании клуба бизнесменам он презентовал свое детище - Astana Film Fund - и предложил предпринимателям интересную идею для инвестиций:

- В 2017 фонд запускает два крупных проекта. Первый - «Научи меня жить» (этот фильм мы будем делать для российского рынка). У второго проекта рабочее название «Бизнесмены» - это фильм о тех временах, когда в Казахстане только начал формироваться бизнес, своего рода «Рекетир», только про бизнесменов. Сейчас мы привлекаем в наш фонд инвесторов. Каждый станет акционером проекта. На вложенные средства мы снимем сразу несколько фильмов. Одни могут провалиться в прокате, другие только окупиться, а третьи - заработать прибыль. И на заработанные средства мы снова инвестируем в новые проекты. Таким образом «длинные» деньги будут работать. Протяженность первых инвестиций - лет пять. В итоге, надеюсь, и все инвесторы будут довольны результатом, и мы заработаем.

Акан Сатаев говорит, что по такому принципу работают многие международные кинодеятели. И режиссер надеется, что такая бизнес-модель кинопроизводства заработает и в Казахстане.

- Мы хотим принести пользу киноиндустрии, чтобы попытаться сделать из нее полноценную отрасль экономики и превратить в бизнес. Мы ведь не можем все время сидеть на шее у государства, - подчеркнул режиссер.

Члены клуба в этот вечер не расходились долго – в неформальной обстановке они обсуждали «Иглу», бизнес и инвестиции в кино. Сезон 2017 был открыт на мажорной ноте.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить