Художники Казахстана привнесут эротику в советские плакаты

16752

6 ноября известный художник, куратор и галерист Серик Буксиков перевоплотится в производственника – в этот день он презентует в Астане свой проект «Первый Art-Завод»

Серик Буксиков.

Его участники - 12 казахстанских художников - померяются силами в искусстве рисования плакатов в стиле пин-ап. Об этом и других своих проектах Серик Буксиков рассказал в интервью Forbes.kz.

Субмарина из пивной кеги

FСерик, название «Первый Art-Завод» ассоциируется с конвейерным производством картин.

- Всё гораздо проще: проект был придуман совместно с компанией «Первый пивзавод» и направлен на взаимодействие двух кластеров нашего общества – бизнеса и художественного искусства. Мы думали, как можно объединить эти две редко соприкасающиеся сферы, и в результате была выбрана такая интересная форма, как арт-соревнование на базе завода. У меня за плечами 17 лет работы в рекламе, и я знаю, по каким законам работает бизнес и что ему полезно. Знаю, как создать интересное событие, в котором было бы любопытно поучаствовать не только художникам, но и общественности, журналистам. Также я в курсе того, на что способны казахстанские художники, в каких направлениях работают и как привлечь лучших из них. Мы подготовили базу, выбрали тему и запустили проект.

Первое мероприятие прошло в апреле 2015. В нём 12 художникам выдали пивные кеги (металлические бочки.F) и предложили подвергнуть их художественной трансформации. Группа победителей преобразила кегу в подводную лодку. Это было настоящее чудо в стиле стимпанк (направление в искусстве и в научной фантастике, моделирующее цивилизацию, в совершенстве освоившую механику и технологии паровых машин.F) – странный симбиоз механической шарманки со встроенным светильником, в котором вязкая жидкость преломляет свет, создавая таинственную атмосферу.

Арт-группа "Мутабор" со своей сумбариной из пивной кеги - победители «Первого Art-Завода».

FКакими дарами вознаградили труды победителя?

- Одним из членов жюри «Первого Art-Завода» был бизнесмен и галерист, мой давний знакомый Андрей Пичугин, владеющий гонконгской галереей AP Contemporary. Мы договорились с ним, что призом для победителя «Первого Art-Завода» будет участие в какой-нибудь крутой международной арт-ярмарке. Мне кажется, что такое поощрение художника – наиболее ценный приз, который придаст вдохновение и продвинет его в профессиональной деятельности. Да что там говорить, я выбрал такой приз, потому что сам хотел бы его получить. 

В итоге победила группа художников «Мутабор», от которой был поощрён художник Сева Демидов.

«Чайловек» покоряет Сеул

FВаш подопечный уже получил вдохновение на международной арт-ярмарке?

Выставка-ярмарка Affordable Art Fair в Сеуле.

- В начале сентября 2015 мы вместе с Демидовым отправились на выставку-ярмарку Affordable Art Fair в Сеул. Сева повёз свои «малые архитектурные формы» – около 40 микроскульптур, сделанных из высушенной тыквы, и сувениры. Я выступил как его продюсер – у меня уже есть опыт позиционирования на международной арене, знаю, как надо правильно выставиться, чтобы твои произведения смотрелись  выгодно.

Сева Демидов и Серик Буксиков.

А Сева знает, как подать себя: в страну, где существует целая культура питья чая, он поехал как «Чайловек». Сделал шапку в виде чайника, также его скульптурки были связаны с чайной церемонией.

"Чайловек" Сева Демидов.

Когда мы гуляли с Севой по Сеулу, корейцы на улице подходили к нам сфотографироваться. По эпатажу Демидов на выставке конкурировал, наверное, только с одним художником. Тот ходил голым по пояс, его тело было измазано в помаде от поцелуев, и он всюду возил с собой на тележке капусту, как собачку на поводке. Это к вопросу позиционирования искусства.

FА вы сами не участвовали в выставке?

Работы Серика Буксикова, выставленные в Сеуле.

- Да, я тоже повёз в Корею свои работы. В последнее время я пишу современные образы, которые понятны большинству. Вот и на сеульскую ярмарку я взял картины, написанные по мотивам фильмов «Звёздные войны» и «Интерстеллар».    

Вандализм или искусство

FПоездка была успешной?

- Конечно. Мы ехали туда, преследуя две цели.

Во-первых, показать себя, то есть, получить чувственный опыт от выставок. Когда ты выставляешься на международной арт-сцене, то потом ощущаешь себя художником мирового уровня и творишь с этим ощущением.

Во-вторых, нашей целью было понаблюдать за мировыми трендами в искусстве: посмотреть, что сейчас в моде, какие техники используют, какие художники крутые, а какие чуть проще. Считаю, что такой опыт необходим каждому художнику. Не надо всю жизнь сидеть в одном городе, ковыряться в своих картинках и говорить, что тебя понимают. В эпоху глобализации границы искусства тоже стираются. Художник стал проводником своей культуры. Вот и на ярмарке я не видел никаких барьеров между коллегами из разных стран. Более того, заимел много полезных контактов, наладил не только деловые, но и тёплые человеческие связи. 

Серик Буксиков отдыхает в Сеуле после непростого выставочного дня.

FБыли моменты, когда вас как обухом по голове било?

- Конечно. В первый день ярмарки меня ничего не поразило – была обычная организационная суета. На второй день - тоже ничего необычного. А вот на третий день мне было откровение. Как сейчас помню: стою в зале, ничего особенно не жду. И вдруг понимаю: я нахожусь в огромном художественном пространстве и начинаю воспринимать арт-объекты сначала душой, а потом и тело начинает реагировать какой-то теплотой. Мне вдруг очень сильно захотелось остановиться, замереть и смотреть бесконечно на одну картину. Я как-то по-другому начал дышать, двигаться и воспринимать искусство. Ко мне подходит художница из Коре. Я вижу по ней, что она испытывает нечто похожее. Мы быстро нашли общий язык, она показала мне несколько картин, познакомила с молодым интересным художником, который рисует картины зажжёнными спичками. Кладет холст горизонтально, подносит к ним пламя и выжигает. И у меня в голове снова сдвиг: в советских подъездах это был одним из способов вандализма, а здесь - момент создания красоты.

Время в Сеуле пролетело очень быстро…

Чувственный реализм

FВы готовите очередной «Первый Art-Завод», теперь уже в Астане. Какой теме он будет посвящён?

- Да, он стартует 6 ноября в культурно-развлекательном центре «Сары-Арка». В этот раз я хочу расширить рамки арт-проекта – он будет посвящен современным приёмам иллюстрации. Мы хотим применить американский стиль пин-ап начала 30-х годов прошлого века к советским плакатам. В советское визуальное наполнение добавим чувственности, сексуальности, которой не было во времена СССР.

Сейчас 12 иллюстраторов работают в разных тематических жанрах, которые были согласованы со мной. Например, Никита Кореньков делает интересную иллюстрацию на тему свадьбы. Мими Ильницкая творит на тему Байконура. Ещё будут работы про библиотеку, труд и так далее. Главный критерий - предельная реалистичность.  

"Ралли". Работа Данияра Кдырова - участника «Первого Art-Завода» в Астане.

Кстати, подобная коллаборация бизнеса и искусства - не мое изобретение. В сентябре этого года Московская пивоваренная компания тоже провела на своей территории арт-проект, который посетили мои партнеры по "Первому Art-Заводу" - Ксения Назарова и Максим Тужилин.

Кто смеялся над китайцами

F: Многие считают, что казахстанская творческая среда полна стереотипов. Взять хотя бы ваши слова, что настоящий художник якобы должен сидеть безвылазно и быть непризнанным при жизни гением.

- Да, и эти стереотипы мешают искусству развиваться. Сегодня мир трансформировался настолько, что ценности в искусстве стали более понятными. В мире уже прекрасно понимают: какой-то арт-объект стоит столько-то денег, а какой-то вообще ничего не стоит. Раньше говорили, что непризнанные гении будут понятны в будущем. Так вот это будущее уже наступило!

Но сразу, одномоментно невозможно создать целый современный культурный пласт в стране. Я это понял давно. Этот как раз тот случай, когда курочка по зёрнышку клюёт. И я тоже стараюсь внести свою лепту в изменение ситуации, проводя такие мероприятия, как «Первый Art-Завод» или ArtBat-Fest.

Кстати, многие страны успели поймать современную волну. Помню, ещё 20 лет назад мы смеялись, когда нам говорили, что Китай начинает развивать у себя современное искусство. А сегодня 60 из 100 самых продаваемых художников мира – китайцы.

FНо вы назвали не все ваши проекты. Например, прошлогодняя выставка «Мечта и крылья» тоже прогремела.  

Одна из 33 работ проекта "Мечта и крылья".

- Да, это совместный проект с бизнесменом Бахтом Ниязовым и имамом-хатыбом московской Мемориальной мечети Шамилем Аляутдиновым. Шамиль Рифатович снабжал меня идеями на основе мусульманских ценностей – давал цитаты из Корана, любимые хадисы, и я их переносил на картины. Получились 33 работы, из которых Бахт Ниязов организовывал благотворительную выставку-распродажу. Только в первый день выставки было собрано около 6 млн тенге. Все собранные средства направили в фонд «Поколение милосердия», на них было куплено оборудование для детской онкологической клиники.

Одна из новых работ в этой теме – «Имя Всевышнего» - была вручена имаму Московской соборной мечети Ильдару Аляутдинову.

На основе тех работ также были выпущены календари. Мне сказали, что видели вырезанные из календарей картины уже в рамочках, после окончания 2014. Тот факт, что эти работы нравятся людям, побудил нас приступить к ещё одной акции - «Мечта и крылья-2». Над чем сейчас и работаем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить