Айша Галимбаева и её ощущение света

23218

Мы продолжаем совместный проект Forbes.kz и картинной галереи «Жаухар» «Живые шедевры казахстанской живописи». Это - визуализация лучших картин корифеев казахстанского искусства из частной коллекции

Айша Галимбаева, «Поднос» 1962. Картон, масло, 65х58.
Айша Галимбаева, «Поднос» 1962. Картон, масло, 65х58.

В картине Айши Галимбаевой (1917-2008) «Поднос» на первый план выходит не воспроизведение реальных предметов, но физическая реальность краски. Цвет здесь – главный герой, он живой и обладает самостоятельным звучанием и даже характером. Если сравнивать с музыкой, то у этой работы бравурная интонация. Темное-светлое, теплое-холодное, объемное-плоское, линия-пятно – все эти элементы контрастно заострены и образуют четко выраженный ритм. Энергичные пастозные мазки, свободное обращение с пространством, с формой и ракурсом создают в натюрмортах Айши Галимбаевой ощущение яркой праздничности и свежести.

Цвет, свет, пространство и форма в этой композиции обнажены до предела и потому так выразительны. Художник не прячет ее за сложными светотеневыми пространственными модуляциями, валёрами, но откровенно предъявляет честный, открытый цвет. Сама кладка краски, упругая, чувственная, живая, — предметное, «вещное» ощущение света в картине.

Айша Галимбаева относится к тому первому поколению казахских художников, с которых начиналась национальная школа, чьи работы составляют золотой фонд казахской живописи. Она - художник с удивительной судьбой. Ее жизнь длинной почти в столетие вместила все события этого «века-волкодава»: и голод, и войну, и разруху, и целину. Как при этом ей удалось сохранить такую светлую картину мира, которая предстает в каждой работе Айши Галимбаевой, трудно представить. Это значит, что тот внутренний ее огонь, освещающий путь и согревающий путника, были намного сильнее тьмы, царящей вокруг.

Как и многие другие дети этого времени она рано осталась без родителей. Ее способности к рисованию позволили ей поступить и с отличием закончить в 1943 Алматинское художественное училище им. Н.В. Гоголя. Там ее учителями были Леонтьев, Бортников, Черкасский. А позже, в 1949, Галимбаева окончила художественно-декоративный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (Москва) по специальности «художник-постановщик фильмов». Её дипломной работой стали эскизы к киносценарию «Песни Абая». Да и в дальнейшем ее жизнь будет связана с миром кино. Айша Галимбаева делала эскизы кинолентам «Поэма о любви», «Девушка-джигит», «Это было в Шугле», «Его время придет», «Козы-Корпеш — Баян-Сулу», «Дочь степей».

Она многое открывает впервые не только в своей жизни, но в художественной жизни Казахстана: первая женщина-художник в Казахстане; первая, кто так подробно и с большой любовью изучала, зарисовывала, систематизировала казахский народный костюм, не только в многочисленных экспедициях по Казахстану, но и изучая тексты на арабском языке, которым владела свободно. Итогом стал альбом «Казахский народный костюм», включающий 60 подробнейших и точных рисунков костюмов разных областей.

«Такие шедевры Айши Галимбаевой как «Саукеле», «Дастархан», представленная здесь работа «Поднос» - настоящие жемчужины в сокровищнице казахской живописи», - говорит кандидат искусствоведения, профессор КазНАИ им.Т.Жургенова, куратор галереи «Жаухар» Ольга Батурина.

Традиционно творчество любых художников больше всего востребовано соотечественниками. Казахстанская живопись - яркая и самобытная - заслуживает того, чтобы ее ценили на родине. Знание отечественного искусства - качество человека с развитым художественным вкусом. Эксперты галереи предоставят консультации как коллекционерам, расширяющим личное собрание, так и ценителям искусства, только начинающим формировать коллекцию.

Картинная галерея «Жаухар» - единственная выставка-продажа, которую можно назвать энциклопедией казахстанской живописи: здесь собрано 500 работ более 100 казахстанских художников. Это и мэтры живописи, и мастера, чьи картины только сейчас открывают для себя казахстанцы; и жемчужины казахстанского соцреализма с 30-х годов по сегодняшний день. Хлудов, Черкасский, Кастеев, Калмыков, Тельжанов, Шарденов, Айтбаев - пожалуй, самые известные имена из представленных в галерее. Располагается в здании Государственного музея искусств им. А. Кастеева.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить