Почему у Запада есть только один способ остановить Путина

27580

Отказ от российских энергоресурсов способен остановить войну в Украине

ФОТО: © gubernator74.ru

Россия продолжает ожесточенные обстрелы украинских городов. Тысячи людей гибнут, миллионы страдают. В то же время Запад по-прежнему парализован в плане дальнейших действий по важнейшему вопросу - санкции на экспорт российских энергоресурсов. В отсутствие немедленного и полного бойкота российского газа и нефти западными странами лучший способ продвижения вперед – это взять на себя обязательства по введению санкционной лестницы, по которой они будут подниматься в заранее объявленном порядке в течение ближайших недель.

Первоначальная реакция Запада на российское вторжение была быстрой, мощной и впечатляюще сплоченной. Но становится все более очевидным, что и этого недостаточно. Последствия первоначального санкционного шока для российской экономики ослабевают. В последние дни курс рубля сначала стабилизировался, а затем резко укрепился, в то время как доходность государственных облигаций упала. Консенсус-прогноз роста ВВП России в 2022 году составляет -8% – резкое сокращение, но далеко не коллапс.

Нетрудно понять, почему российская экономика и режим президента Владимира Путина до сих пор выдерживали санкции. Экспорт энергоносителей - важнейший источник доходов российского государства - по-прежнему исключен из санкционного списка. Фактически рост цен на энергоносители принес Кремлю огромные неожиданные выгоды. В феврале, когда Россия готовилась и начала свое вторжение, на текущем счету страны был зафиксирован самый высокий месячный профицит за 15 лет.

С повышением цен и увеличением потоков европейский вклад в военную казну Путина с начала войны значительно увеличился. Огромные суммы – порядка 700 миллионов евро ($769 млн) – ежедневно переводятся на российские счета. Эти деньги идут на оплату наемников, ракет и запчастей для самолетов из стран, которые продают их только за твердую валюту. В более широком смысле около 40% всех доходов государственного бюджета России приходится на нефть и газ. Без этого дохода Путин вряд ли мог бы платить за свою военную машину.

К сожалению, дебаты по расширению энергетического эмбарго, похоже, зашли в тупик. Хотя результаты научных исследований свидетельствуют о том, что экономические последствия для стран - импортеров энергоносителей будут управляемы, некоторые ключевые правительства по-прежнему колеблются. В Германии, например, местное промышленное лобби решительно выступает против действий и, несмотря на общую поддержку общественного мнения, прислушивается к правительству. Это весьма проблематично по крайней мере по трем причинам.

Во-первых, избегая экономически дорогостоящих санкций, европейские политики сигнализируют Путину, что он обладает властью над Европой, что только придаст ему смелости еще больше проверить решимость Европы. Это также рискует отсрочить неизбежную адаптацию европейской промышленности и потребителей к реальности, что российская энергия никогда не была такой дешевой, как казалось. Наконец, продолжающийся поток пропитанных кровью энергетических денег позволяет Путину продвигаться вперед, резко увеличивая долгосрочные затраты Европы на сдерживание ревизионистской России.

В то же время нельзя отрицать политическую реальность. Какими бы недальновидными ни были их доводы, крупные страны не желают отказываться от российского газа.

Чтобы выйти из тупика, можно было бы ввести заранее объявленный график эмбарго в течение, скажем, шести недель. Например, ЕС мог бы немедленно запретить импорт российских нефтепродуктов, кроме дизельного топлива, и в то же время объявить, что каждую неделю запрет будет распространяться на новую группу товаров: импорт угля, дизельное топливо, морская нефть, масло, затем трубопроводное масло. Наконец, примерно через шесть недель платежи за импорт газа будут производиться на счета условного депонирования, снятие средств с которых будет заморожено на время войны.

Приверженность будущему курсу санкций, который ужесточает ограничения в соответствии с заранее объявленным графиком, возобновит давление на Путина и усилит стимулы для поиска дипломатических решений. Немедленное прекращение атак на мирных жителей и вывод российских войск остановил бы график санкций.

Более того, «дальновидное руководство» по санкциям даст европейским потребителям российской энергии ясность в отношении необходимой корректировки, которую им необходимо будет внести, и ее оперативности. Это подстегнуло бы усилия по корректировке потребления вместо того, чтобы лоббировать политиков в Берлине и других столицах, чтобы отсрочить неизбежное. Принуждая промышленность к этим коррективам, дальновидное руководство по санкциям также резко снизит уязвимость европейской экономики перед политическим вымогательством Путина.

Эффективность этой политики зависит от соблюдения определенных ключевых принципов данного проекта. Самое главное, такие санкции должны быть бессрочными, чтобы избежать обычного политического тупика ЕС, который в противном случае может помешать усилиям по их продлению. Если для того, чтобы положить конец ужесточению санкций, потребуется единодушие, то эта политика станет более убедительной и защищенной от предательства. И компании должны иметь возможность импортировать российские энергопродукты только по текущему курсу до полного введения эмбарго. Им не будет позволено увеличивать импорт для обеспечения соблюдения эмбарго.

Точная расстановка шагов и их детальная разбивка могут быть определены на основе экспертного анализа нефтеперерабатывающих операций с целью минимизации краткосрочных логистических затрат для Европы. Сейчас задача состоит в том, чтобы согласовать поэтапный график санкций в отношении российского экспорта энергоресурсов.

Время не на стороне Европы. Прошел месяц с тех пор, как Россия вторглась в Украину. Чем дольше будет сохраняться тупиковая ситуация с энергетическими санкциями, тем больше у России будет финансовых средств для борьбы с Западом до последнего украинца.

Лукаш Рэйчел, научный сотрудник по экономике в Принстонском университете

Мориц Шуларик, профессор экономики Боннского университета и Science Po

© Project Syndicate 1995-2022 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить